Статья "Требования ФГОС к современному уроку"
статья по обществознанию (11 класс)

Меляков Дмитрий Вениаминович

В статье рассматриваются особенности многокомпонентного урока как основы современной организации учебного процесса с точки зрения стандарта нового поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Требования ФГОС к современному уроку"

Меляков Дмитрий Вениаминович

СПб ГБПОУ «Реставрационный

колледж «Кировский», учитель

Многокомпонентный урок является фундаментом современной организации учебного процесса с точки зрения стандарта нового поколения.

Преподавателю, создающему урок в контексте ФГОС необходимо  руководствоваться следующими правилами:

1. Цели урока принимаются и формулируются обучающимися.

2. Преподаватель систематически обучает осуществлять рефлексивное действие  (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. д.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.

4. Преподаватель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.

5. Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы.

8. Преподаватель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Преподаватель принимает и поощряет выражаемую обучающимся собственную позицию (иное мнение); обучает корректным формам выражения своей точки зрения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Требования к организации современного урока значительно выросли. При построении урока, соответствующего стандарту нового поколения, можно использовать ряд рекомендаций.

Рекомендация 1

  Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии.

  Например, к технологиям по "обучению мышлению", технологиям метакогнитивного рефлексивного характера, могут быть отнесены следующие: технология проектирования, технология развития критического мышления, педагогические мастерские, дебаты, проектные, исследовательские и дискуссионные технологии, кейс-метод, технология портфолио, диалоговые технологии. Это технологии, применение которых в целом способствует формированию ведущей компетенции современного человека, обеспечивающей овладение новыми компетенциями, или умение учиться.

  Именно современные образовательные технологии метакогнитивного рефлексивного характера (метапредметного характера в терминологии ФГОС) сегодня становятся важнейшим ресурсом модернизации современного образования, помогают активизировать и другие ресурсы современного урока:

- информационный ресурс, который включает в себя на только учебник и другие виды учебных книг, но и развитие информационной компетентности, как умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

- мотивационный ресурс как развитие способности к самоорганизации - умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы;

- технологический ресурс, как поле использования современного технологического инструментария;

- коммуникативный ресурс - возрастание роли личностного коммуникативного ресурса обучающегося, его способность работать в команде. Формирование коммуникативной компетентности как умения эффективно сотрудничать с другими людьми.

- понимание результата обучения как компетентность в решении учебных и личностных задач на основе развития опыта учебной и метапознавательной деятельности, как способность к самообразованию - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкуретноспособность.

Рекомендация 2

  Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой формы обучения.

  Одной из важных характеристик урока, соответствующего требованиям ФГОС ООО, является его интерактивный характер, в процессе которого происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

  Советская и российская практика обучения в основном использовала фронтальные методы работы с аудиторией, практика коммуникации часто ограничивалась "показательными" уроками и теорией групповой работы.

  Сегодня коммуникативные УУД рассматриваются как:

- коммуникация обучающихся в парной и групповой работе;

- умение слушать других и отстаивать свою позицию;

- умение организовывать учебное сотрудничество с одногруппниками и преподавателем;

- умение адекватно определить и назвать свои и чужие действия, эмоции, чувства и дать им оценку.

Принципы групповой работы:

1. Взаимосвязь членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей и наличием:

- общей цели, которая должна быть осознана и принята каждым обучающимся и которая должна быть достигнута в процессе совместной учебно-познавательной деятельности;

- источником информации, когда каждый обучающийся группы владеет только частью общей информации или от источника информации, необходимого для решения поставленной общей задачи;

- личного результата каждого участника группы, эффективности его учебно-познавательной деятельности;

- распределения ролевых функций участников группы, учебного материала, предметов, инструментов, оборудования и т. д.;

- формы поощрения (оценка работы группы и индивидуальная).

2. Ключевая роль взаимодействия между членами группы, что предполагает целенаправленное формирование навыков взаимодействия между членами группы, а также обязательное обсуждение на уровне группы технологий и проблем межличностного взаимодействия в процессе совместной работы.

Пример карты-памятки для обучающихся по работе в группе:

Карта - памятка для работы в малой группе

- выбери вместе со всеми руководителя группы;

- работай активно, серьезно относись к порученному заданию;

- взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других;

- вежливо и доброжелательно общайся с партнерами;

- не прерывай других, не говори одновременно с другими;

- выслушай мнение других, старайся понять другого человека, даже если ты с ним не согласен;

- почувствуй ответственность не только за собственные успехи, но и за успехи своей группы.

Рекомендация 3

  На уроке должно быть интересно. Познавательную мотивацию обучающихся можно активно стимулировать с помощью проблемных, частично-поисковых и эвристических ситуаций, создаваемых на занятиях.

  В качестве приемов, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся, используются следующие:

- создание проблемных ситуаций;

- "втягивание и отстранение";

- тренинг определений;

- выбор и замена заданий;

- дискуссии ("круглый стол", "дебаты", "сократические диалоги", "мозговой штурм", дидактические игры - "заседание экспертной группы", "судебное заседание" и т. д.).

Одним из специфических приемов, актуальных для предметов гуманитарного цикла, является прием "втягивания и отстранения". Прием основан на "втягивании" обучающихся в материал. В ходе изложения обучающиеся должны не только показать знание материала, но и объяснить причины поступков "героев" (литература, история). Отстранение, в отличие от детализированного втягивания, опирается на умение посмотреть на проблему как бы издали, развернуть ее под другим углом зрения. Пример: попробуйте объяснить для какой цели написано произведение или как действие могло бы отразиться на судьбах других людей. Для "не активных" можно предложить составить письменный документ, например от имени исторического лица.

Рекомендация 4

Методические разработки "новых" уроков преподавателю целесообразно проводить в формате технологических карт.

  Технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося. В ней должен быть описан весь процесс деятельности обучающихся и преподавателя пооперационно, максимально детально и конкретно. В технологической карте урока должны быть последовательно отражены все его этапы; результаты урока четко фиксируются и соотносятся со всеми операциями и действиями, которые приводят к их достижению; четко координируются и соотносятся друг с другом действия всех субъектов (преподавателя и обучающегося).

  Четкость требований, предъявляемых к технологической карте, не отменяет вариативность их шаблонов.

  Наиболее оптимальный краткий вариант технологической карты:

Этапы урока

Формируемые результаты (предметные и метапредметные)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.

Данное  занятие (№2) проводится в  рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея  по  теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образован...

Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок.

В статье указаны роль и ответственность учителя на уроке ФГОС. Особенности современного урока и его отличие от урока ГОС....

Требования ФГОС к современному уроку

Требования ФГОС к современному уроку. Презентация.Предоставлена Ковалевой С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ...

Доклад "В соответствии с требованиями ФГОС проектирование современных уроков технологии "

В докладе примерная технологическая карта современного урока технологии...