Доклад "В соответствии с требованиями ФГОС проектирование современных уроков технологии "
материал
В докладе примерная технологическая карта современного урока технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "В соответствии с требованиями ФГОС проектирование современных уроков технологии " | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МКОУ СОШ с.Суадаг в с.Хаталдон
Доклад на педсовете по теме
"В соответствии с требованиями ФГОС
проектирование современных уроков технологии "
Учитель технологии: Цховребова М.А.
14.12. 2016 г.
"В соответствии с требованиями ФГОС
проектирование современных уроков технологии "
Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди. В условиях введения ФГОС ООО учителя должны пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
На выходе из школы молодые люди должны уметь:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами |
Основные этапы урока | Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-говорение учителя) | Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок | Организовать деятельность детей по: поиску, обработке, информации; обобщению способов деятельности; постановке учебной задачи… |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий | Запиши в тетради, выполни…
| Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте, сделайте |
Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
С точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- уроки рефлексии;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий и т.д.
- уроки общеметодологической направленности;
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии.
- уроки развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.
Один из способов построения современного урока – это технологическая карта.
В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
- блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
- Блок целеполагания (тема урока и цель урока)
На современном уроке цель определяется:
- планируемым результатом урока;
- путями реализации этого плана.
Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов, цель ставится перед каждым этапом учебной деятельности.
Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
- Инструментальный блок
Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Соответственно, начало выглядит следующим образом:
- проверить…
- объяснить…
- повторить…
- научить…
- продемонстрировать…
- побудить к самостоятельному… и т.п.
На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
- Организационно - деятельностный блок
Описание системы учебных занятий.
Структура технологической карты
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД |
Примерный вариант оформления технологической карты урока
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания
Критерии эффективности современного урока.
• Обучение через открытие
• Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
• Развитие личности
• Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности.
Заключение.
Так что же для нас современный урок ?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.
Данное занятие (№2) проводится в рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образован...
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС_8 класс_урок рефлексии
Технологическая карта урока английского языка в 8 классе. Урок рефлекссии по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Rainbow English" по теме The Great Bard (William Shakespeare)...
Требования ФГОС к современному уроку
Требования ФГОС к современному уроку. Презентация.Предоставлена Ковалевой С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Урок «Профессиональное образование. Пути освоения профессии» для обучающихся 8 класса - первый в разделе рабочей программы «Современное производство. Профессиональное самоопределение...
Проектирование современного урока технологии с применением интерактивных методов и форм обучения учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения
Современный урок технологии...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...