Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
консультация на тему

Чуркин Юрий Павлович

Введение

Личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная  и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.

Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация  развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной  лишь памятью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл churkin.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческой личности ученика

Выполнил: Чуркин Юрий Павлович,

педагог дополнительного образования СП ГБОУ СОШ № 4 –

Дом детского творчества г.о. Чапаевск

2015г.


Введение

Личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная  и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.

Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация  развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной  лишь памятью».

Для воспитания личности, востребуемой рынком, технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ:

  1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
  2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
  3. Темпы передачи информации зависят от самих учащихся.
  4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.
  5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Пробуждая интерес к своему предмету, учителю необходимо укреплять веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Каждый учитель должен развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более способным детям, воспитывать у ребят силу воли, целеустремлённость при решении сложных заданий. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих активность, самостоятельность, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Использование технологии проблемного обучения служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.

Таким образом, в современной школе обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования, а

также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся

творчески развивать себя.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

 И поэтому главной целью в своей работе считаю формирование творческой личности ученика. Добиться же этого можно, если включать учащихся в познавательный поиск, развивать их наблюдательность, мышление, то есть умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы. Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память учащихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.

Учитывая, что организовать деятельность учащихся на уроке необходимо так, чтобы они сами «открывали» новые для них научные истины, выделим задачи, способствующие   формированию творческой личности:

- развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве, умений видеть проблему и способы её решения;

- развитие творческого мышления;

- приобретение навыков поисково-исследовательской деятельности.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Можно рассматривать творческие способности применительно к понятию общие интеллектуальные способности.

     Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...

Преодоление препятствий лазанием, перелезанием, кувырками, прыжками.

ПРИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ преподаватель обязан знать, с какой целью он дает то или иное задание и какие педагогические задачи собирается решать.Опреде...

Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....