Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовательном классе с упором на активизацию учебного процесса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_neizv_cvetok.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни
(По произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»)
Тип урока | Изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовательном классе с упором на активизацию учебного процесса учащихся | |
цели задачи | Дидактические |
|
Развивающие |
| |
Воспитывающие |
|
Структура урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока, частичное знакомство учащихся с ходом урока.
- Групповое задание.
- Аналитическая беседа по вопросам (проверка домашнего задания на знание литературного текста).
- Игровое задание.
- Работа над характеристикой героя литературного произведения.
- Выразительное чтение по ролям.
- Работа со словарём.
- Выводы по произведению.
- Выразительное чтение стихотворения, сочинённого учителем.
- Общее подведение итогов урока.
- Объяснение домашнего задания.
Оборудование урока и наглядность
- Творческие работы учащихся (рисунки по произведению).
- Оформленная доска.
- Два варианта листов для группового задания (кроссворда).
Оформление доски
А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» Поэтика писателя … включает в себя самые различные элементы: от притчи до бытового эпизода, … от философского раздумья до лирического переживания В. Свительский. Портрет писателя | Нужно много трудиться, Каково деревце, Мир | не без добрых людей. чтобы успеха добиться. таковы и яблочки… |
Домашнее задание
Что общего между героями рассказов А.П. Платонова?
|
Примечание. Каждый учащийся дифференцированно выбирает одно из заданий.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Цели и задачи | Методы и приёмы | |
| -Добрый день, ребята! Садитесь. | Учащиеся спокойно садятся. | Психологически настроить учащихся на урок. | Метод эмоционального стимулирования. | |
| Учитель читает с доски тему урока и эпиграф.
- На уроке будет групповое задание, аналитическая беседа пройдёт по вопросам, в ходе неё я проверю д/з. А также мы поиграем, почитаем выразительно по ролям и подведём итоги урока. Вас на уроке ждёт приятный сюрприз. | Учащиеся внимательно слушают учителя, глядя на доску. | Познакомить детей с темой и целями урока. Сделать упор на те задания, которые будут способствовать развитию творческих способностей учащихся с учётом активизации. | Метод эмоционального стимулирования. | |
| - Ребята, вспомним, какое из знакомых вам произведений было написано в жанре сказки-были? Кто автор произведения? -Какой образ будет общим для сказок былей Пришвина и Платонова? - Что посеял ветер в Блудовом болоте, куда попали герои произведения Пришвина Настя и Митраша? - А что посеял ветер в произведении Платонова? - Отгадайте небольшие кроссворды, в них вы найдёте характерные для произведений Платонова слова-глаголы из текста, которые характеризуют ветер-сеятель и семечко. У вас два варианта кроссвордов. Капитаны выберут именно тот вариант, который приемлем для его группы. При выполнении разрешается пользоваться учебником. В первом варианте нет слов для справок, поэтому группа, справившаяся с заданием первой и без ошибок, зарабатывает «5 баллов». Во втором варианте есть слова для справок, они помогут выполнить это задание. Но оценка за работу на балл будет ниже. - Какой художественный приём использовал автор и почему? - Как называется художественный троп, применённый автором? - Есть ли ещё подобные метафоры в тексте? Найдите их, приведите примеры. | - М.М. Пришвин «Кладовая солнца». -Ветер-сеятель. - Два семечка - сосны и ели. -Неизвестный цветок. Ребята внимательно слушают задание. Капитаны подходят к столу и выбирают тот вариант кроссворда, по которому будет работать группа. 1 вариант. Семечко (что делало?) п т н в 2 вариант. Цветок (что делал?) ж р п с с о т в н п р Во втором варианте имеются слова для справок: сторожил, приютилось, трудился, томилось, собирал, радовался, превозмогал, напиталось, жил, нарядился, рос, выпустило, вырастил, поднимал, опускал. - Автор использовал олицетворение, т.к. неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых. - Метафора. -Цветок скучает, плакать он не мог. Цветок дремал, корни его глодали голый камень. Он дышит, зовёт. Цветок умер. | На примере двух произведений найти общий художественный образ. Умение выбирать из художественного текста метафоричные глаголы, работать со словесным материалом. Воспитывать у учащихся чувство товарищества, терпение в достижении нужных результатов, трудолюбие, чувство взаимовыручки и солидарности. Повторить художественные приёмы и художественный троп (метафору). | Краткая беседа учителя по вопросам с целью проверить знания учащихся по изученному ранее произведению. Дифференцированный метод обучения. Работа с текстом произведения. Эвристический метод (проблемно-поисковый). Метод самостоятельной работы групп. P.S. Групповое задание требует огромной сосредоточенности и внимательности. В нём присутствует дух соперничества, дух соревнования. Целесообразно ввести такое задание на первых этапах урока. Учащиеся сами должны выбрать нужный вариант по своим силам. Это активизирует их деятельность и развивает их познавательные возможности и способности. | |
| -Почему автор говорит, что это сказка–быль? Что в этом произведении сказочного? - А что в произведении от были? -Понаблюдаем. Где рос маленький цветок? -Как описывает автор дальше жизнь цветка. Как он трудился. -Цветок однако не хотел жить печально, поэтому, когда ему бывало совсем грустно, он дремал. Всё же он постоянно стремился расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину… -Найдите метафоры в этой фразе. -Автор называет неизвестный цветок прекрасным, живым, терпеливым. Что прекрасного в цветке? Почему он был на других непохожий? | Учащиеся должны обратить внимание на начало произведения: «Жил на свете маленький цветок. Никто не знал , что он есть на земле. Цветок разговаривал, как человек». Реально существующая девочка. Ребята из пионерского лагеря и т.д. Учащиеся читают описание цветка. Учащиеся устно отвечают на вопрос. Учащиеся отвечают. Цветок дремал, корни его глодали голый камень и т.д. Учащиеся отвечают. | Через аналитическую беседу проверить д/з учащихся. Развивать связную речь учащихся. Развивать внимание и умение мыслить логически, опираясь на художественный текст произведения. Умение слушать ответы одноклассников. Умение наблюдать за художественным словом. Умение выразительного чтения фрагментов произведения. Умение сопоставлять факты. | Аналитическая беседа. Наблюдение, работа с текстом произведения. Частично- поисковый метод. Частично- поисковый метод. P.S. После аналитической беседы уместно перейти к игровому заданию, т.к. аналитическая беседа потребовала огромного умственного напряжения, а игровое задание будет способствовать активизации учащихся, даст возможность развитию познавательных и творческих способностей учащихся. | |
| -Соберите пословицы. Отметьте те из них, которая соответствует главной мысли сказки-были. | На доске записаны три пословицы. Учащийся (по желанию) соединяет цветными мелками пословицы и отвечает на вопрос. | Проверить знания русских народных пословиц. Умение делать вывод и отстаивать свою точку зрения. | Игровой момент. | |
Нужно много трудиться, Каково деревце, Мир | не без добрых людей. чтоб успеха добиться. таковы и яблочки. | ||||
| -А как вы представляете характер Даши? | -Характер Даши автор раскрывает через детали. Даша целует конверт с письмом - мы видим, что она любит маму и скучает по ней; она сочувствует цветку и разговаривает с ним; она приглашает пионеров посмотреть на цветок, а дети решают удобрить пустырь. Мы видим, что Даша продолжает помнить о цветке даже зимой и через год вновь приходит на пустырь, который покрылся цветами. Девочка находит новый цветок, такой же прекрасный, даже ещё лучше: он вырос «из середины стеснившихся камней». | Умение дать характеристику литературному герою. Умение раскрыть через детали характер девочки, понять психологию человека. Умение слушать друг друга. Умение видеть прекрасное рядом. | Метод коллективной творческой работы над художественным образом. | |
| -Почему маленький цветок заинтересовал девочку? Как описывает автор встречу девочки с цветком? -Прочитаем диалог Даши и цветка по ролям. При чтении вы должны суметь передать восхищение и удивление девочки, скромность и трудолюбие цветка. | -Конечно, маленький цветок заинтересовал Дашу, потому что он источал удивительный запах. Автор с любовью описывает девочку и её поступок, олицетворяет и делает живым цветок: «Даше показалось, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания». | Уметь правильно делать выводы рассуждать. Умение работать с текстом произведения. Умение «вжиться» в роль. | Приём ролевого выразительного чтения с осмыслением прочитанного. Метод театральной педагогики активизирует работу учащихся. | |
| -Ребята, давайте ещё раз вернёмся к эпиграфу урока. (Учитель читает эпиграф). - Можно ли назвать притчей сказку-быль «Неизвестный цветок»? -По словарю прочитаем определение притчи. -О чём хочет сказать нам автор? -Посмотрите, ребята, какая интересная получилась выставка из ваших рисунков. Вы проявили творчество, фантазию, а многие из вас преодолевали учебные трудности. | Учащиеся отвечают. Учащийся (слабенький) громко читает словарную статью. -Сказка-быль имеет характер притчи: автор говорит нам, что самое прекрасное вырастет там, где жизни приходится преодолевать препятствия. На удобренном пустыре росли красивые цветы, но они не были такими прекрасными, как тот первый цветок, и у них не было того удивительного аромата. Автор говорит, что цветок наполнил воздух своим благоуханием. | Умение пользоваться справочной литературой(словарём), разбираться в литературоведческих терминах. Умение самостоятельно делать выводы. Обратить внимание на межпредметные связи литературы и изобразительного искусства. | Работа со словарём активизирует деятельность учащихся. Индивидуальная форма работы со слабым учащимся. Наглядно-иллюстративный метод. Метод эмоционального стимулирования. | |
| -Известно, что это произведение было последним, написанным писателем. Платонов работал над ним уже будучи тяжело больным и закончил работу за несколько дней до смерти, подарив его своей шестилетней дочке Маше Платоновой. Можно ли это произведение считать завещанием? Что хотел сказать автор людям? - А.П.Платонов пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Главную задачу писатель видел в том, чтобы «сеять души в людях». Казалось бы, люди и так обладают душой, и зачем писателю понадобилось сеять её? Оглянитесь вокруг: один сорвал без особой надобности цветок и бросил его, другой кинул камень в собаку или кошку- таких людей называют бездушными. А животные и растения, по мнению Платонова, призваны «облагораживать» человечество. Насколько человек способен любить окружающий мир, настолько он одарён жизнью. | Учащиеся внимательно слушают учителя. Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос. -Любить и беречь родную природу, близких людей. Уметь преодолевать жизненные трудности. | Умение внимательно слушать. Умение самостоятельно делать выводы, рассуждать, мыслить. Прививать любовь к родной природе, к прекрасному, к близким. | Беседа учителя. P.S. В конце урока рационально окончательные выводы по теме урока сделать самому учителю, показав образец устного ответа.
| |
| -Закончить урок мне хотелось бы собственным стихотворением, которое появилось под впечатлением этого произведения. | Учащиеся слушают стихотворение. | Выразительное чтение учительского стихотворения. Умение слушать педагога. Привить любовь и интерес к предмету. | Метод театральной педагогики (игра одного актёра). | |
| Учитель предлагает три варианта выполнения д/з на выбор учащихся. | Учащиеся записывают д/з в дневник.
| Научить правильно и грамотно записывать д/з в дневник. | Метод дифференцированного обучения учащихся. Активизация учащихся направлена на самостоятельный выбор д/з по своим силам и способностям. Метод самоконтроля. | |
| Выставление оценок с комментарием учителя. | ||||
| До свидания. Спасибо за работу. Всего вам доброго. | Учащиеся прощаются с учителем и выходят из класса. |
Приложение №1
(для группового задания)
Найти их текста глаголы, характеризующие семечко и цветок.
Семечко(что делало?) | П |
Т | |
Н | |
В | |
Цветок (что делал?) | Ж |
Р | |
П | |
С | |
С | |
О | |
Т | |
В | |
Н | |
П | |
Р |
Слова для справок: сторожил, приютилось, трудился, томилось, собирал, радовался, превозмогал, напиталось, жил, нуждался, рос, выпустило, выпустило, вырастил, поднимал, опускал.
Приложение №2
(для группового задания).
Найти их текста глаголы, характеризующие семечко и цветок.
Найти их текста глаголы, характеризующие семечко и цветок.
Семечко(что делало?) | П |
Т | |
Н | |
В | |
Цветок (что делал?) | Ж |
Р | |
П | |
С | |
С | |
О | |
Т | |
В | |
Н | |
П | |
Р |
Приложение №3
Л. Данилова
Неизвестный цветок
На пустыре, на каменистой почве,
Где солнце день-деньской палит и жжёт,
Встречает с радостью прохладу ночи
И с упоеньем воду пьёт Цветок -
Дитя природы и любви.
Откуда здесь ты, нежный и красивый?
Как борешься с ветрами, с жаждой ты?
Где сил берёшь, чтоб выжить в этом мире?
И как легко столь хрупкое создание
Сорвать, сломать, наотмашь бросить прочь,
Не вспоминая даже о его призвании:
Дарить прекрасное - свет, счастье и любовь.
Но Человек – жестокое творенье,
Способный молча уничтожить красоту
Пройдут года, и он предаст забвенью
Воспоминанья о цветке, известном одному ему.
Приложение №4
Используемая литература к уроку
- «Учебник-хрестоматия для 7 класса средней школы». Автор-составитель В. Я. Коровина. М., «Просвещение», 2013
- Б.И. Турьянская и др. «Литература в 7 классе. Урок за уроком». М., «Русское слово», 1997 г.
- О.А. Ерёмина. «Поурочное планирование по литературе». К учебнику -хрестоматии В.Я. Коровиной «Литература для 7 класса». М., «Экзамен», 2003 г.
- «Читаем, делаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе для 7 класса. Автор-составитель В.Я. Коровина. М., «Просвещение» 2012 г.
- Н.В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе для 6 класса».
М., «Вако», 2005 г. К учебникам-хрестоматиям: В. П. Полухиной (М., «Просвещение»), Г.К. Курдюмовой (М., «Дрофа»).
- Л.Е. Ефросинина. «Литературное чтение. Учебник для 4 класса». Рабочая тетрадь №2. М., издательский центр «Вента-Граф», 2003 г.
- «Литературное чтение. Учебник для 4 класса». М., издательский центр «Вента-Граф», 2003 г.
- «Краткий словарь литературоведческих терминов». Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1985 г.
Титульный лист
Название работы Конспект урока литературы для 7 класса.
Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни
(по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»)
Фамилия, имя, отчество Данилова Любовь Евгеньевна
Должность учитель русского языка и литературы
Название учреждения МОУСОШ №2 Копейского городского округа Челябинской обл.
Название предмета, класс литература, 7 класс
Список литературы
- «Учебник-хрестоматия для 7 класса средней школы». Автор-составитель В. Я. Коровина. М., «Просвещение», 2013
- Б.И. Турьянская и др. «Литература в 7 классе. Урок за уроком». М., «Русское слово», 1997 г.
- О.А. Ерёмина. «Поурочное планирование по литературе». К учебнику -хрестоматии В.Я. Коровиной «Литература для 7 класса». М., «Экзамен», 2003 г.
- «Читаем, делаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе для 7 класса. Автор-составитель В.Я. Коровина. М., «Просвещение» 2012 г.
- Н.В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе для 6 класса».
М., «Вако», 2005 г. К учебникам-хрестоматиям: В. П. Полухиной (М., «Просвещение»), Г.К. Курдюмовой (М., «Дрофа»).
- Л.Е. Ефросинина. «Литературное чтение. Учебник для 4 класса». Рабочая тетрадь №2. М., издательский центр «Вента-Граф», 2003 г.
- «Литературное чтение. Учебник для 4 класса». М., издательский центр «Вента-Граф», 2003 г.
- «Краткий словарь литературоведческих терминов». Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Уроки доброты по произведению А.П.Платонова "Неизвестный цветок".
Конспект урока по литературе с презентацией. Тема урока: А.П.Платонов.Сказка-быль «Неизвестный цветок»....
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".
Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....
Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Конспект урока по технологии развития критического мышления....
Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.
Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....