Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме
Основная идея урока:
Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.9 КБ |
![]() | 870 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- открытие.
Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.
Цели урока:
1.Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру: уметь видеть в нем не только хорошее, но и плохое; стремиться понять других людей и, если это необходимо, помочь им.
2.Продолжить выработку умения развивать свои мысли посредством беседы, диспута, ответов на вопросы, выражать логическое отношение к происходящему.
3.Закрепить понятие «литературная « сказка.
Основная идея урока:
Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
Ход урока:
Нам часто незаметно то, что безответно
И.Шевелев
1.Проверка домашнего задания.
1)Отзыв о рассказе «Юшка».
2)Сочинение-рассуждение «Нужно ли сочувствие и сострадание людям».
Выводы.
2.Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
3.Первичное восприятие нового материала.Слайд №1
-Сегодня у нас урок-праздник и, надеюсь, урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что рассказ, над которым мы будем работать сегодня, - это нравственная заповедь, точнее заповеди, обращенные к нам, потомкам А.Платонова.
Цель нашего урока – попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа и глубоком, подготовленном разговоре о прочитанном.Слайд №2
Наш урок будет посвящен рассказу Платонова «Неизвестный цветок». Этот рассказ-последний рассказ, который он написал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание.
-Что обычно люди завещают своим детям?
-Чем это завещание отличается от обычного?
Вы, наверняка, согласитесь со мной, что совершать открытия-увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звезд, различных законов природы, новых видов растений и многого-многого другого…Столько всего уже открыто на земле, что кажется:на долю современного человека совсем ничего не осталось.
-Вы тоже так думаете?
-Неужели вы в своей жизни не делали и не делаете хотя бы маленьких открытий? Расскажите.
Оказывается даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Именно об этом написал сказку А.Платонов и назвал ее «Неизвестный цветок». Дома вы ее внимательно прочитали и на уроке постараемся понять, о каком открытии в ней идет речь.
4.Аналитическая работа по тексту
1)Какое впечатление произвела на вас сказка-быль «Неизвестный цветок»?
Какой эпизод вам понравился больше всего?
Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?
2)Вспомним, какое из знакомых нам произведений было написано в жанре сказки-были?
Какой образ будет общим для сказок Пришвина и Платонова?Слайд №3
3)На какие части вы бы разделили весь текст сказки?Слайд №4
4)Расскажите о жизни цветка на пустыре до встречи с девочкой.
Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите в тексте.Слайд №5,6
5)У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?
6)Что это за прием, когда неодушевленным предметам приписываются качества одушевленных существ?
7)Были ли в жизни цветка минуты радости? Какие?
8)Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? Найдите в тексте и прочитайте подтверждение.
9)Как вы думаете, почему так много места-третья часть-уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?
Скажите, задумывались ли вы над тем, какие условия необходимы, чтобы совершилось открытие?
Конечно же, должно быть что-то неизвестное, незнакомое. Но разве этого достаточно?
Должен быть и тот, кто делает открытие, «первооткрыватель». Любой ли человек может быть первооткрывателем – вот тот вопрос, свой вариант ответа на который предлагает нам А.Платонов в своей сказке. Постараемся понять позицию писателя и подумать о своем отношении к ней.
10)Найдите в тексте сказки ту часть, в которой говориться о встрече девочки Даши с незнакомым цветкомСлайд №7
5.Чтение по ролям («И вот шла однажды…склонилась к нему и поцеловала)
11)Почему Даша оказалась около пустыря?
В каком она была настроении?
12)Повлияло ли это настроение на то, что Даша почувствовала благоухание?
(цепочка ассоциаций: грусть по маме-внутренняя сосредоточенность-открытое добрым чувствам сердце-благоухание-вспомнила рассказанную мамой сказку)
13)Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?
14)Позвал ли цветок проходящую мимо пустыря Дашу?
15)Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?
16)Как вы думаете, цветок хоть чем-нибудь помог Даше?
17)Какое чувство вызвал цветок у Даши?
Сочувствие, сопереживание, сострадание-это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному.
18)В чем проявилось сострадание Даши?
19)Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой незнакомой жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть то, что никто до нее не замечал?
Вывод: поступок Даши – это деятельное сострадание – то,что дает человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих.
20)Можем ли мы сказать, что в рассказе есть скрытый смысл и какой он? Мы должны постараться понять не только то, что лежит на поверхности этой сказки, но и ее скрытый смысл. Понять его может только внимательный читатель. Будем же внимательны-сделаем открытие.
6. Работа над эпиграфом.Слайд №8
Вывод: Платонов умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие, для себя, но и помогает читателю совершить открытие. Можно, оказывается, делать и такие открытия: открывать новую, не знакомую тебе ранее жизнь, новое существо. Жизнь такого существа может протекать незаметно для тебя, но это не значит, что ее нет, что она неинтересна, что она легка и в ней нет проблем.
7. Чтение отрывка сказки.Слайд №9
21)Почему в конце рассказа цветы, которые вырастили дети, были хуже?
22)Почему Даше стало грустно? Слайд №10
23)Писатель не случайно «вырастил» сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал, как вы считаете?
24)Что унаследовал сын от своего отца? Что в нем изменилось?
25)Какое чувство вызывает новый цветок у вас, у писателя, у Даши?
8.Знакомство и работа с афоризмами.Слайд №11
Выводы: Итак, вспомним вопрос, заданный в самом начале нашего урока, о каком открытии хотел нам поведать писатель. Подумайте:какой скрытый смысл открывается внимательному читателю этого произведения Платонова?
---Что является неотъемлемым правом любого живого существа на земле?
---Что значит понять?
---Просто ли это? Что для этого требуется?
---Как вы оцениваете в другом человеке и в себе такое качество, как умение понять другого?
Любое существо появляется на земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не меньшего уважения.
В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать безмолвный голос существа, ждущего помощи.
Давайте послушаем, как тянется к солнцу первый цветок весны, как рождается красота, подумаем, как велика воля к жизни.
9)Литературно-музыкальный экскурс.Слайд №12
1)Звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник».
2)Чтение отрывка из рассказа «Неизвестный цветок»
3)Вопрос-загадкаСлайд №13
---Вы внимательно прочитали статью В.Чалмаева, посвященную Платонову.
Какая фраза в ней объединяет рассказы «Юшка», «Неизвестный цветок» и судьбу их автора?
(Неизвестный цветок-символ непохожести, беззащитности и силы одновременно, символ «прекрасного и яростного мира», символ мечты о гармонии.)
10. Домашнее задание
1)Напишите о том, что на ваш взгляд, может сделать каждый из вас, чтобы вокруг стало меньше «неоткрытых» зовущих голосов.
2)Какое открытие помог вам совершить Платонов в самих себе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нам часто незаметно то, что безответно» И.Шевелев
Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду- и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
1.История жизни цветка до знакомства с Дашей. 2. Разговор с девочкой. 3. Новая жизнь пустыря. 4. Год спустя.
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной… Так начал жить на свете тот маленький цветок….
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился днем и ночью, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.
И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было. Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок Даша склонилась к нему и поцеловала его светящуюся головку.
«Нам часто незаметно то, что безответно» И.Шевелев
… Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
… Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цветок, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; Он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
«Жить – значит действовать» А.Франс (французский писатель) «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут» Суахили (народ, живущий в Африке) «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений» Гораций (древнеримский поэт) «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием» Дж. Рескин (англ. теоретик иск-ва)
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной… Так начал жить на свете тот маленький цветок….
«А.Платонов для нас еще не разгаданный писатель, писатель, который в таланте не уступит самому М.Булгакову, а может, и наоборот.» Д.С.Лихачев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-266258-1376330215.jpg)
Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»
Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...
урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"
урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-139057-1477495984.jpg)
Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Формирование представления об А.П. Платонове как писателе, «опережающем время», авторе сказки-были «Неизвестный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и пр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-1275731-1602154956.jpg)
Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" состоит из: презентации, мастер-класса, текста сказки. Цель: показать, как путём применения приёма "Чтение с остановка...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/24/picture-145394-1721844034.jpg)
Конспект урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Урок основывается на технологии творческих мастерских...