Методический доклад на тему: «Игровые технологии на уроках фортепиано»
методическая разработка на тему
Игровые технологии. Функции игры. Задачи, осуществляемые на занятиях фортепиано с помощью игры. Условия, определяющие успех игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина»
Отдел дошкольного воспитания
Методический доклад
на тему:
«Игровые технологии на уроках фортепиано»
Педагог дополнительного образования:
Сороковая О.Ю.
Брянск 2013 г.
Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики, направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения.
Понимая всё это, мы, педагоги дополнительного образования, должны максимально помочь нашим детям сохранить их физическое и психическое здоровье, направить все силы на поддержание интереса и любви к выбранному ими делу, и, что самое важное, научить не долго, но эффективно самостоятельно работать дома, т.к. этого требует специфика обучения на любом музыкальном инструменте.
Традиционная методика, зародившаяся еще в XIX веке, безусловно, не сможет разрешить проблемы XXI века, и для этого уже требуются специальные технологии, адаптированные к духу времени и работающие не только на обучение, но и на сохранность контингента детей («не отбить интереса»).
Из множества таких технологий мне хочется выделить:
- Технологию проблемного обучения
(постановка перед учеником проблем, относительно динамики, звука, аппликатуры и.т.д., которые он сам решает, предоставление учащемуся возможности подумать).
- Информационно-компьютерную
(компьютерные тесты и записи, например, отдельно аккомпанемента или солирующего голоса, что незаменимо в работе инструментального ансамбля, информация учебно-методического характера на компьютерных дисках, прослушивание образцовых исполнений изучаемых произведений и т.п.).
- Технологию развития творческого потенциала
(участие в концертах, а так же посещение концертов, филармонии и.т.д.).
- Игровую технологию
К сожалению, данный пласт недостаточно разработан в музыкальной педагогике. Если обратиться к игре как к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся.
В чем же суть игровой деятельности?
- Установление контакта с ребенком, контакта содружества, доверительных отношений.
- Это прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога.
- Это мощное стимулирующее средство! (если ребенку лень заниматься, рутинно, неинтересно)
Функции игры:
- Обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие др.
- Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное
- Коммуникативная - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.
- Релаксационная- снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
- Психотехническая- подготовка, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для выхода на сцену.
- Самовыражение- стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал
- Компенсаторная- создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач, которые трудно выполнимы в реальной жизни ( придумать ситуацию).
Задачи, осуществляемые на занятиях фортепиано с помощью игры:
- Самая сложная задача - постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на ф-но - может решиться в процессе игры легко и весело.
Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физминутки, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.
Игры:
«Подари мне руку», «Колобок» - помогут расслабить плечо, кисть.
«Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу.
«Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча.
«Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.
- Развитие ритма и координации.
Игры:
«Два лифта», «Волшебные клубочки» - отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке ф - но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся).
«Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент.
«Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес.
- Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.
Игры:
«Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаем длительности нот.
«Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка».
«Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть - как долю-пульс, определяющую размер.
- Аппликатура - это разнообразные пальчиковые игры, плюс игры на запоминание аппликатуры:
«Даю приказы пальцам».
«Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах.
«На волнах»- техника арпеджио.
- Постановка штрихов
Игры:
«Сказка про цыпленка»- для изучения legato (Королёва «Музыка»).
«Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato.
«Капельки», «Пчела»- на non legato.
«Солонка»- staccato.
- Чтение с листа
«Бантики»- представление секунды
«Куколки»- терции
«Музыкальные бусы» - сборник Смирновой «Методические рекомендации»
«Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках
«Зашифруй нотами слова» - музыкальные ребусы.
Условия, определяющие успех игровых технологий
- Психофизически особенности учеников (их муз.способности, темперамент, характер, возраст)
- Компетентность и подготовленность преподавателя (качество преподавания)
- Психологический микроклимат на уроке
- Способность педагога установить контакт с учеником, мобилизировать его и повести за собой
Список использованной литературы
- Т.Смирнова «Методические рекомендации»
- Е.Королева «Музыка»
- Е.Гульянц «Детям о музыке»
- А.Артоболевская «Методические рекомендации»
- Л.Баренбойм «Первые шаги»
- Н. Ветлугина «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Доклад на тему: "Игровые технологии на уроке"
Игровые технологии на уроке Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Выбор образовательных технологий учитель делает в зави...
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках географии"
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нов...
Разработка урока по методической теме игровые технологий на уроках английского языка
Этот урок составлен для 3 класса у кчебнику Биболетова....
Методические доклады "Развитие самостоятельности музыкального мышления на уроках фортепиано"
Выступление на заседаниях методического объединения...
Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".
Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...
Доклад на школьном методическом семинаре на тему "Игровые технологии в обучении английскому языку"
quot;Игровые технологии в обучении английскому языку"...