Доклад на тему: "Игровые технологии на уроке"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Игровые технологии на уроке
Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов.
Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цель современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Это вносит в урок смыслообразование, что ведет к мотивации обучения. То есть осознанное получение знаний, умений и навыков учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.
Одной из наиболее часто используемых является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология, использование ее элементов помогают нам сделать менее травмирующей адаптацию учащихся и решать психологические проблемы личности.
Игровая деятельность в игровых технологиях выполняет такие функции:
– развлекательная;
– коммуникативная;
– самореализации;
– игротерапевтическая;
– диагностическая;
– коррекция;
– межнациональная коммуникация;
– социализация.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
· творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
– в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
– как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
– в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
– как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве игрового средства;
– в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Группы игр по характеру педагогического процесса:
– обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
– познавательные, воспитательные, развивающие;
– репродуктивные, продуктивные, творческие;
– коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и другие.
По виду деятельности:
– физические (двигательные);
– интеллектуальные (умственные);
– трудовые;
– социальные;
– психологические.
По характеру игровой методики:
– предметные;
– сюжетные;
– ролевые;
– деловые;
– имитационные;
– игры-драматизации.
Спектр целевых ориентаций
· Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
· Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
· Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
· Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
· Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
· Игра – форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Узнадзе).
· Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).
· Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).
· Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
· Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
· В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.
Настоящее пособие предназначено учителям, работающим с детьми среднего и старшего школьного возраста. Поэтому особое внимание следует уделить особенностям использования игровых технологий на уроках для учащихся данного возрастного промежутка.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему.
Этап подготовки |
Разработка игры |
– разработка сценария; – план деловой игры; – общее описание игры; – содержание инструктажа; – подготовка материального обеспечения |
Ввод в игру |
– постановка проблемы, целей; – условия, инструктаж; – регламент, правила; – распределение ролей; – формирование групп; – консультации |
Этап проведения |
Групповая работа над заданием |
– работа с источниками; – тренинг; – «мозговой штурм»; – работа с игротехником |
Межгрупповая дискуссия |
– выступление групп; – защита результатов; – правила дискуссии; – работа экспертов |
Этап анализа и обобщения |
– вывод из игры; – анализ, рефлексия; – оценка и самооценка работы; – выводы и обобщения; – рекомендации |
I. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
II. Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:
· Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
· Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
· Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
· Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
· Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
III. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Здесь осуществляются выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключении учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», – писал К. Д. Ушинский. Как же развить и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык?
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (учителя не придерживаются какой-то определенной классификации и называют свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.
Часто учителя наполняют уроки игровым содержанием. В этом случае вряд ли целесообразно говорить о применении игровых технологий в чистом виде. Это не краткосрочная, сиюминутная деятельность, а длительный и неторопливый процесс образного творчества ребенка.
Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? «Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры» (Л. Петрановская).
Применение игровых технологий позволяет учителю организовать результативную познавательную деятельность учащихся.
Далее на страницах этого пособия представлены разнообразные игровые формы, которые могут быть применены на уроках русского языка, и сами уроки в форме (или с элементами) игры.
Предложенный перечень тем и идей не является закрытым. Каждый творческий учитель сможет расширить его своими находками, может также видоизменить предложенное.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Кара-Хольская средняя общеобразовательная школа
Доклад
Игровые технологии
на уроке
Подготовила и провела : Монгуш Н.Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-зачет по теме: "Основные тригонометрические формулы" | 185.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
пЛан : Организационный момент. Повторение основных тригонометрических формул. Конкурс 1: «Разложи домино» Конкурс 2: «Заполни таблицу» Конкурс 3: «Кто быстрее» Конкурс 4: «Экспресс-опрос» Конкурс 5: «Вставь пропущенное _________» Подведение итогов.
2. Повторение основных тригонометрических формул Sin2a + cos2a= Tg a = Ctg a = Tg a ● ctg a = 1 + tg2 a = 1 + ctg2 a =
Записать формулу и проговорить её □ ² + ○² =◊ ⌂ = □ / ○ ▲ = ○ / □ ⌂ ◦ ▲ = ◊ ◊ + ⌂2 =1/ ○² ◊ + ▲2 ▲=1/ □ ²
Конкурс 1 «Разложи домино» Каждой группе предлагается комплект математического домино. Домино – это карточки из картона. Они разделены вертикальной линией по середине: на одной половине написано некоторое математическое или алгебраическое выражение, а другая сторона пуста, или заполнена аналогичным алгебраическим выражением, но не равным первому
В комплекте «домино» по выбранной теме 9 карточек. Группы перемащивают свои карточки и начинают раскладывать домино. Учащиеся начинают с карточки, в которой заполнена только первая часть и должны найти на другой карточке тождественно равный выражению на первой карточке. В результате получается цепочка.
Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы и крайние половинки последней и первой карточки пустые. Если не все карточки разложены, значит, вы где-то допустили ошибку, и её нужно найти. Можно использовать учебники, или позвать учителя. Команда, занявшая 1 место, получает 5 баллов, 2 место-4 балла, 3 место-3 балла.
Конкурс «Заполни таблицу» На основе разложенного домино Вы делаете записи в таблице, т.е. записывают содержимое карточек.
Конкурс «Кто быстрее» Группы перемешивают свои карточки и начинают раскладывать домино, но уже на время. При этом заглядывать в записи не разрешается. Учитель фиксирует время, затраченное каждой командой, и присуждает баллы. Команда, занявшая 1 место, получает 5 баллов, 2 место-4 балла, 3 место-3 балла.
Конкурс «Экспресс - опрос» Группа перемешивают карточки. Учитель произвольно берет любую карточку и зачитывает группе вопрос. Учащиеся в течение 5 секунд должны дать правильный ответ. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. Учащиеся других групп внимательно слушают учителя и в случае неправильного ответа, могут дать правильный ответ. За каждый правильный ответ они получают 0,5 балла.
Конкурс «Вставь пропущенное ___» Группы получают карточки с заданиями. Учащиеся выполняют задания с тетради. Ответы записывают в отдельные листочки. Капитаны команд меняются друг с другом листочками и проверяют ответы. Правильные ответы записаны на доске. (Sin a + Cos a) - 2 Sin a Cos a = _________ Tg (-a) Cos a + Sin a = __________________
Подведение итогов Команда, набравшая больше всего баллов, выигрывает. Все участники этой команды получают «5», второе место – «4», третье – «3».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»
«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...
Доклад на тему "Игровые технологии на уроках географии"
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нов...
Методический доклад на тему: «Игровые технологии на уроках фортепиано»
Игровые технологии. Функции игры. Задачи, осуществляемые на занятиях фортепиано с помощью игры. Условия, определяющие успех игровых технологий....
Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"
Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
Статья на тему "Игровые образовательные технологии и их применение на уроках английского языка"
Данная статья предназначена для использования учителями, преподающими английский язык в образовательных учреждениях и посвящена игровым образовательным технологиям и их применению на уроках английског...