Роль учителя -логопеда в реализации стандартов нового поколения.
методическая разработка на тему

Петрович Ольга Дмитриевна

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya-logopeda_v_realizatsii_novyh_standartov.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения.

Определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

Ключевые слова: деятельностный подход; универсальные учебные действия; компоненты логопедического сопровождения; цели, задачи и направления логопедического сопровождения.

Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.          Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам школьных логопунктов  важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

        придание результатам образования социально и личностно значимого   характера;

        более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

        существенное повышение мотивации и интереса к учению;

        обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

          В концепции фундаментального ядра общего образования определены следующие основные виды универсальных учебных действий (далее – УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:   

1) смыслообразования;

2) нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности и включают:

– целеполагание – планирование – прогнозирование – контроль в форме сличения способа действия и его результата – коррекция – оценка, элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного учителя-логопеда  как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

        профилактика речевых нарушений;

  логопедическая диагностика;

  коррекция речевых дефектов;

        формирование всех сторон (компонентов) речи;

  развитие невербальных психических функций;

  развитие эмоционально – волевой сферы;

        формирование нравственных установок ребёнка.

Определим цель, задачи, направления деятельности учителя – логопеда по организации сопровождения детей – логопатов в рамках требований и показателей новых стандартов.

        Целью логопедического сопровождения является коррекция и развитие устной и письменной речи.

         В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач:

  1.  Провести логопедическую диагностику:

- своевременно выявить речевые нарушения;

- предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными    

речевыми нарушениями;

- определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

  2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи  детей-логопатов:

- исправить дефектное звукопроизношение,

- сформировать звукослоговую структуру слова,

- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)

  3.  Сформировать лексический компонент речи:

- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;

- сформировать семантическую структуру слов;

- развить лексическую системность и семантические поля;

- закрепить парадигматические и синтагматические связи слов;

- сформировать парадигму словообразования;

- закрепить учебную лингвистическую терминологию;

- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

Расширение словарного запаса рекомендуем осуществлять тематически с использованием разных частей речи.

  4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:

- устранить имеющиеся аграмматизмы;

- закрепить категориальное значение различных частей речи;     

- отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;

- уточнить грамматическое значение слов;

- сформировать грамматические и морфологические обобщения;

- сформировать парадигму словообразования;

- развить морфемный и морфологический анализ.

  5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

- расширить фразу до необходимого объёма;

- развить навык построения связного речевого высказывания,   смыслового программирования.

   6. Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.

   7. Скоррегировать проявления заикания, развить просодический компонент речи.

   8.  Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

- мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации и сериации на основе различных лингвистических критериев);

- сукцессивный анализ и синтез;

-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;

- зрительную и речеслуховую память;

- временные и пространственные представления;

- мелкую моторику;

- динамическую организацию двигательного акта;

- сенсомоторные взаимодействия;

- межполушарное взаимодействие.

   9. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

- Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.

Для достижения эмоционального комфорта необходимо  положительно воспринимать даже   незначительные положительные достижения ребёнка, психологически   поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.

Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.

Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности. С этой целью актуально использовать приёмы нейролингвистического программирования.

 10. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.

 11. Элиминировать эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности, фрустрации.

 12. Формирование коммуникативных умений и навыков:

- самостоятельно планировать речевое высказывание;

- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- диалогические и монологические высказывания;

- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- воспитание толерантности, культуры речевого общения.

 13. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.

Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:

1. Диагностическое.

К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности школьных учителей-логопедов:

- обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.

В первых классах рекомендуем проводить двухэтапную логопедическую диагностику. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Для диагностики и мониторинга рекомендуется использовать «Тестовую методику диагностики устной речи» Т.А. Фотековой, нейропсихологические диагностики письма и чтения младших школьников Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, О.Б. Иншаковой. По результатам диагностики составляется аналитическая справка. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом – психологом, классным руководителем.

2. Коррекционно - развивающее.

К коррекционно-развивающему направлению относятся:

- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

- работа в составе школьного психолого-медико-педагогического консилиума;

- проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся, обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии, подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом, социальным педагогом, учителем.

3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.

К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

- консультирование педагогических работников;

- консультирование родителей;

- выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, районных методических объединениях учителей – логопедов; школьных методических объединениях, заседаниях проблемных групп учителей, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения;

- проведение открытых логопедических занятий;

- выступления на родительских собраниях;

- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;  

- работа по теме самообразования;

- диссеминация опыта работы;

- совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно-разивающей программы, при необходимости внесение корректив в программу, отслеживание динамики развития детей-логопатов);

- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;

- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником....

Доклад учителя истории и обществознания на тему: «Роль педагога во внедрении и реализации стандартов второго поколения»

Доклад предназначен для обсуждения вопроса по  внедрению стандартов второго поколения....

Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения.

основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативный системно-деятельностный  подход является ведущим средством для достижени...

Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения

Принципы деятельностного подхода:принцип субъектности; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;принцип сензитивных периодов развития;принцип определения зоны ближайшего развит...

Системно-деятельный подход в реализации стандартов нового поколения

Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.Учителя сегодня волнуют вопросы:- Как организовать современный урок с т...

Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации стандарта нового поколения

Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации стандарта нового поколенияВажнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предмет...