Особенности организации воспитательной работы в условиях реализации стандартов нового поколения.
статья
Доклад на педагогическом совете на тему: "Особенности организации воспитательной работы в условиях реализации стандартов нового поколения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако с появлением Стандарта второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Система базовых национальных ценностей включает в себя:
патриотизм (любовь к родине, своему народу, служение отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость);
гражданственность (долг перед Отечеством, законы, обязанности, свобода совести, вероисповедания);
семья (любовь, верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о младшем старшем, о продолжении рода);
труд и творчество (творчество, созидание трудолюбия);
наука (познание, истина, сознание);
традиционные российские религии;
искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни);
природа (жизнь. планета. земля.);
человечество (Миру - мир, международное сообщество).
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально_ нравственного состояния общества и государства.
Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой ОУ решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
В связи с новым пониманием, организацией и методическим содержанием образовательного процесса появляется много вопросов по осуществлению внеурочной деятельности: как спланировать внеурочную деятельность, в каких формах она может проводиться, каковы модели внеурочной деятельности, как встроить ее в образовательный процесс, как правильно составить Программу внеурочной деятельности и т.д.
Воспитательно-развивающая среда – совокупность условий, сопровождающих повседневную жизнедеятельность личности ученика, которые содержат определенные возможности для ее развития.
Воспитательно–образовательная среда образовательной организации организуется педагогами-профессионалами. Отличительными особенностями воспитывающей среды являются:
• наличие благоприятных условий для личностных проявлений в процессе субъектного становления;
• многообразие осваиваемых субъектных ролей;
• личностная значимость среды для ее субъектов;
• ориентация на успех и лидерскую направленность как формы проявления самореализации субъектов среды;
• насыщенное взаимодействие субъектов среды;
• комплексная реализация личностных потребностей в функционирующих пространствах среды;
• педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в воспитывающей среде школы.
С другой стороны воспитывающую среду можно определить и как совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Тогда можно выделить следующие ее составляющие:
• предметно-пространственное окружение,
• поведенческое,
• событийное
• информационное культурное.
Предметно-пространственное окружение школьника (обустройство помещений школы, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок и так далее) создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании школы.
Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: установившиеся в школе интонации в обращении, мимика и жесты при беседе, характер совместной деятельности детей и педагогов, отдельные поступки школьников, протекающие конфликты и их разрешение, а также время от времени возникающие сложные ситуации этического порядка.
Событийное окружение — это совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов: если ребенок видит отношения там, где на поверхности лежат случай, действия, обстоятельство, то данное событие становится фактором его личностного развития, потому что событие стало для него важным, так как он сопереживал случившемуся.
Таким образом, педагогические действия со средой можно охарактеризовать как использование потенциалов среды, ограничение негативных факторов среды, усиление позитивных факторов для достижения планируемого результата.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).
Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
Воспитание по ФГОС – это создание в образовательной организации воспитывающей образовательной среды силами всех структурных элементов и кадровых ресурсов. Таким образом, каждый член педколлектива согласно своим должностным обязанностям вносит свой вклад в создание той самой воспитывающей среды.
Воспитатель – это то должностное лицо, на которого возложена обязанность организации и реализации воспитания во внеурочное время. Хотя реальные должностные обязанности и выполняемые функции воспитателей в разных образовательных организациях могут разниться, но суть деятельности воспитателя останется та же: организация воспитательно – развивающей среды и реализация воспитательного процесса во внеурочное время с закрепленной группой учащихся.
Каковы же они, современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе.
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
• Диагностирование
• Целеполагание
• Проектирование
• Конструирование
• Организационно – деятельностный компонент
• Контрольно – управленческий компонент
• Содержательный компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
⎫ Научно обоснованные социализированные требования
⎫ Передача социального опыта
⎫ Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
⎫ Социализированная оценка ученика
⎫ Организация творческого дела
⎫ Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Содержание воспитания включает в себя:
компоненты личностного опыта, компоненты личностно-ориентированного воспитания:
-аксиологический - изучение узловых событий в жизни ребенка;
-культурологический - педагогическая интерпретация его индивидуальных способностей;
-событийных особенностей;
-морально-этический - эмпатическое принятие ребенка таким, каков он есть;
-гражданский - совместное проектирование жизни;
-личностный;
-индивидуально-творческий.
Критерии эффективности воспитательного процесса:
• уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации;
• способность к нравственной саморегуляции;
• мера педагогической помощи для обучающихся в саморазвитии собственной личности.
Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей, основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность строится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, преемственностью с технологиями учебной деятельности; опорой на традиции и положительного опыта организации внеурочной деятельности в школе; опорой на ценности воспитательной системы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Технология организации воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.
Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
В состав этой среды входят нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучающихся. Педагоги и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и создавать ее.
Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником....
«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Творческая работа на тему: «Как я планирую свою педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения?»
Моя творческая работа на тему "Как я планирую педагогическую деятельносить в условиях реализации ФГОС нового поколения"...
Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Презентация, лекция курсов повышения квалификации по программе"Модернизация районной системы образования: Реализация ФГОС", для заместителей руководителя по УВР,ВР, кадрового резерва. Главная цел...
Психолог-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при организации работы с детьми девиантного поведения в условиях реализации ФГОС нового поколения.
«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она это делает». ...
«Особенности современного учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения»
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Конфуций (551—479 до н.э.)...
Семинар для классных руководителей "Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта привело к изменению взглядов на воспитательную работу. ...