Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения
презентация к уроку на тему
Принципы деятельностного подхода:принцип субъектности; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;принцип сензитивных периодов развития;принцип определения зоны ближайшего развития;принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;принцип высокой мотивированности;принцип обязательной рефлексивности;принцип сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Принципы системно-деятельностного подхода | 297.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности современного этапа Хорошо успевающий ученик – становится неуспешным человеком; Молодой специалист слишком долго адаптируется на рабочем месте; Подавляющее большинство знаний и умений, полученных в процессе учебы не подходят для разрешения жизненных ситуаций.
Какие качества нужны современному человеку? Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться Самостоятельно находить и применять нужную информацию Работать в команде
4 Мобильность жизни ФГОС Требования к результатам : преемственность результатов для разных ступеней (дошкольное, общее, начальное и высшее профессиональное) зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты зафиксирован системно-деятельностный подход АКТУАЛЬНО!
Стандарты второго поколения Впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство
Инновационность стандартов Ключевая особенность — это переход от предметоцентрированной модели к метапредметной модели вариативного личностно-центрированного образования
Метапредметная деятельность Метапознание (осознание себя как познающего, отслеживание своей способности понимать, получать знание) Метакогнитивные стратегии (умение использовать в нужный момент нужные метокгнитивные знания) Метакогнитивные знания (знание того как получать знание: как обучаться, как запоминать, сравнивать) Метакогнитивная компетентность (навыки применения метакогнитивных стратегий, контроль за своей познавательной деятельностью) 7
В чем особенности перехода? Какие требования предъявляются к современному педагогу?
Основные подходы в образовании ЗУНовский Компетентностный Системный Деятельностный
Составьте SWOT – анализ основных подходов ЗУНовского Компетентностного Системного Деятельностного
Зуновский подход базируется на принципе доступности; учащийся выступает в роли объекта ПД; ориентирован на усвоение определенной суммы знаний; достаточный объем знаний развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.
принцип субъектности ; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип сензитивных периодов развития; принцип определения зоны ближайшего развития; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности ; принцип обязательной рефлексивности ; принцип сотрудничества. Принципы деятельностного подхода
Основные новообразования деятельностного подхода определение цели как формирование умения учиться, обеспечивающей овладение новыми компетенциями включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач целенаправленная организация образовательной деятельности ученика и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных траекторий признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Принципы системного подхода Принцип целостности Принцип коммуникативности Принцип структурности Принцип управляемости и целенаправленности Принцип развития Системный анализ
Сущность системного подхода Объект познания и преобразования рассматривается как система, т.е. целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих частей и элементов
Компетентностный подход это содержание, технологии, средства контроля и оценки. Главное - включение школьника в разные виды деятельности (общение, решения проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов)»
Компетенция Готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; Готовность действовать в ситуации неопределенности;
Компетенция=Знания+Опыт Основой формирования является опыт учащихся: полученный прежде, в житейских и учебным ситуациях; новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, тренингов и т.п.
« Концепция модернизации российского образования » Основные компетенции учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования.
Компетентность и компетенция Компетентность - реализуемая готовность («включённая способность») к самостоятельному использованию приобретённой способности при решении разнообразных проблем практической деятельности. Компетенция – потенциальная готовность
Основа системно-деятельностного подхода Основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Главный вопрос: Каким способам деятельности обучать?
Системно-деятельностный подход Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности-Результат
Системно-деятельностный подход Компетенция – Деятельность -Компетентность
Инновационность подхода Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Результативность Сформированность универсальных учебных действий: Личностных Регулятивных Познавательных Коммуникативных
Практическая работа Выделите универсальные учебные умения и допишите составленный Вами список
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Проблемный вопрос Какие технологии, формы и приемы работы могут быть использованы педагогами? Вспомните и напишите известные Вам технологии, формы работы с учащимися
Технологии Кейс-технология Проектная Модульного обучения Критического мышления Игровые технологии Синема-технология Коллективной творческой деятельности
Психологическая основа усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Основные подходы к определению технологии обучения. 1.Под технологией подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (технология отработки навыков устного счета, организация групповой деятельности). 2.Технология – это педагогическая система в целом (в центре внимания ученик и учитель). 3. Технология – алгоритм, определенный способ. 4. Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.
Результативность системно-деятельностного подхода Определяется: Зоной актуального развития – уровень актуальных действий, хорошо освоенных и выполненных практически автоматически. Зоной ближайшего развития – уровень перспективных действий, находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве учителя и сверстников
Психологическая составляющая системно-деятельностного подхода Индивидуальная характеристика личности
Психологические факторы «Природа» «Культура» «Я-сам» Какие особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса?
Организация учебной деятельности Проблемно-развивающее обучение: Сам формулирует проблему; Сам находит ее решение; Сам решает; Сам контролирует правильность этого решения
Учебная деятельность с позиции субъекта Действия целеполагания Программирования Планирования Контроля Оценивания
Приемы и методы Ассоциации Проблемные ситуации Незаконченная информация Материал с частичным пропуском информации Составление таблиц, графиков ..
Приемы и методы Кластеры (блоки идей) или «грозди» – это графический способ организации учебного материала.
Представление информации в кластерах Основные признаки понятия примеры понятие + --
Приемы и методы «Маркированный текст» или «стоп-текст»: инсерт ! – важный материал; 1), 2), 3)… - перечисление причин, последствий; ? – непонятный материал…
Денотатный граф (от лат. denote – «обозначаю» и греч. grapho – «пишу») – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
понятие включает регулирует выражается через различает
Прием «Бортовой журнал! Имя________ Тема________________ Дата_______ Время работы_________ 46 Ключевые понятия темы Рисунок или схема
Методы и приемы «Фиш-бон»
Диаграмма ИСИКАВЫ («рыбий скелет») сбор всех факторов, причин, влияющих на исследуемый результат; группировка факторов по причинно-следственным блокам; ранжирование этих факторов внутри каждого блока; их анализ; «отбрасывание» факторов, на которые нельзя повлиять; игнорирование малозначимых.
Анализ силовых полей Ясное определение желаемого результата. Выявление благоприятных и неблагоприятных действующих сил. Установление путей снижения силы неблагоприятных воздействий. Определение возможностей для проявления благоприятных факторов. Выбор действий, направленных на достижение желаемых изменений.
Какие приемы и методы целесообразнее использовать Для формирования мотивационного ядра учебного процесса Для активизации деятельности ученика На этапе рефлексии
Алгоритм решения задачи Ситуация (Задача) Мобили- зация Само- управление Внешние ресурсы Внутренние ресурсы Ресурсный пакет +
Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Психологическая основа новых стандартов - деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин).
«Подводные рифы» реализации системно-деятельностного подхода Риски Средства минимизации
Современные требования к образованию Образование рассматривается не только как процесс усвоения системы ЗУНов, а как процесс развитие личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей
Главный аспект в образовании Необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся; Требуется о своение новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструктивной, творческой
Предложите схему анализа урока
Основные педагогические компетентности Компетентность в области личностных качеств в постановке целей и задач педагогической деятельности в мотивировании обучающихся на осуществление УД в разработке программы деятельности и принятия педагогических решений в обеспечении информационной основы педагогической деятельности в организации педагогической деятельности
Модель занятия Какие вопросы стали задавать учителя. Что Вы должны прояснить для себя? Каких знаний не хватает
Спасибо за работу! Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Анализ учебника " География материков и океанов" под редакцией В.А. Коринской и И.В. Душиной. В статье рассмотрены различные формв работы с учебником....
Роль учителя -логопеда в реализации стандартов нового поколения.
Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения....
Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения.
основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативный системно-деятельностный подход является ведущим средством для достижени...
Системно-деятельный подход в реализации стандартов нового поколения
Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.Учителя сегодня волнуют вопросы:- Как организовать современный урок с т...
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Личностно-ориентировнное обучение как способ реализации стандартов нового поколения"
Презентация содержит осовные теоретические тезисы по теме...
Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации стандарта нового поколения
Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации стандарта нового поколенияВажнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предмет...
Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения
Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения...