Формирование навыков самооценки и рефлексии у обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
материал на тему
Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. Оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место.
Математика – учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samootsenki_i_refleksii_.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Спасское
Формирование навыков
самооценки и рефлексии у обучающихся на уроках и во внеклассной
работе.
Буцких Т. Н.
Учитель математики,
1 категория.
2015 г
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Математика – учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики.
Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. Оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это сложнейшая педагогическая проблема.
Меня, как учителя, всегда волновали вопросы: Почему школьные отличники не всегда становятся успешными во взрослой жизни? Чему не научила их школа?
Сейчас мы стоим на пороге введения ФГОС в среднее звено, и уже в сентябре этого года нужно будет осуществлять педагогическую деятельность по новым стандартам. Поэтому вопрос изменений в системе оценивания стал для нас еще более актуальным.
ФГОС ставит сегодня перед школой задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций.
В процессе введения инновационных форм и методов обучения, планов и программ должны найти свое место изменения в системах оценивания, в том числе, на уроках математики.
Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса.
Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов: и самый главный из них: - Как правильно оценить знания ученика?
Сейчас мы стоим на пороге введения ФГОС в среднее звено, и уже в сентябре этого года мне нужно будет осуществлять педагогическую деятельность по новым стандартам. Я должна быть готова к этому. Поэтому вопрос изменений в системе оценивания для меня стал еще более актуальным.
Понятия: “контроль”, “оценка”, “отметка”.
Контроль – процедура получения информации о деятельности и ее результатах, т.е. процедура, обеспечивающая обратную связь.
Самоконтроль – самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение.
Самооценка – как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
2. Процедура введения самооценки и самоконтроля в педагогический процесс.
Большую роль в усвоении школьниками знаний играют учебные действия самоконтроля и самооценки, Самоконтроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Самоконтроль позволяет обучающемуся, менее операциональный состав действий, выявить связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому самоконтроль обеспечивает нужную полноту операционального состава действий и правильность их выполнения. Выполнение действий самоконтроля и самооценки предполагает, что обучающийся обращает внимание на содержание собственных действий, рассмотрение их оснований с точки зрения требуемого задачей результата. Такое рассмотрение детьми оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием их построения и изменения.
Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умением решать задачи, принятым нормам и образцам, на выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях, а также на сформированность приемов взаимоконтроля и потребности в самоконтроле.
Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами, - конкретно – данными или существующими в сознании.
По мере усвоения любого учебного действия, которое начинается с того момента, как выделен образец действия, обучающийся многократно возвращается к образу, сопоставляет с ним свои действия, анализирует их, корректирует как сами действия, так и представления о них. Образец же, с которым школьник сопоставляет совершаемые им действия, может быть представлен как во внешнем, так и во внутреннем плане: в данном случае это может быть памятка, содержащая запись последовательности действий при решении текстовых задач, или запечатленный памятью образ действий учителя.
Логика формирования учебного действия самоконтроля подчиняется общей закономерности формирования умственных действий: первоначальной формой учебных действий является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах, затем действие выполняется в вербальном плане и на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи, после чего оно приобретает характер свернутого умственного акта.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
По итогам самооценки учитель и ученик ставят отметку сообща!
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)?
(Необходимый, повышенный или максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (удовлетворительный, хороший, отличный, превосходный)
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Обратите внимание в нём 8 пунктов, поэтому обучение «Алгоритму самооценивания» происходит постепенно, с выделением на уроке необходимого времени :
1 шаг. Учимся сравнивать цель и результат,
2-й шаг. Учимся находить свои ошибки.
3-й шаг. Учимся видеть свою удачу
4 -й шаг. Учимся ставить себе отметку.
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
- показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В результате этой работы:
- во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
- во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
- Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
- помощью которых он пришел к правильному решению.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.:
- Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
- Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных” ошибок. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
- Учитель при объяснении "допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.
- Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он "отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.
- Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.
- Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся "схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
- Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.
- Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Как решать?”, "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”, "Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.
- Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.
- На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознания себя: собственных действий, опыта, чувств, состояний, способностей, отношений к себе других, своих задач и их реализации.
Виды рефлексии
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2. Рефлексия деятельности. 3. Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия бывает:
- А) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу , - беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень).
Развитие умения самооценки. Памятка для ученика
- 1. Что нужно было сделать в задании?
- 2. Удалось ли выполнить?
- 3. Всё правильно или есть недочёты?
- 4. Сделал сам или с чьей-то помощью?
- 5. Как мы отличаем «5», «4», «3»?
- 6. Какую поставишь себе отметку?
- Б) Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.
Алгоритм групповой рефлексии
- Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- -На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- -Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- -Какой стиль общения преобладал в работе?
- -Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- -Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащихся своих действий.
Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель.
Процедура самооценки включает в себя:
1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;
4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, т.е. многие обучающиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем собственных. Дети, объединяясь в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля и самооценки.
1-й этап – понимание и принятие учеником контроля и оценки своей деятельности со стороны учителя. На этом этапе учитель должен успешно решить следующие задачи: 1)показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; 2)ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; 3)проинформировать учащихся, после изучения каких дидактических модулей необходим контроль, цель, форма его проведения; 4) объяснять критерии оценки.
2-й этап – овладение навыками оценки деятельности товарища. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, освоить морально-этические нормы выражения оценки деятельности другого человека.
3-й этап – овладение умениями самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
Подводя итог выше сказанному можно сформулировать следующий вывод. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.
Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки, обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самооценки у второклассников на уроках французского языка.
Второклассник проходит период оценивания его знаний по предметам уже не словами, а выставлением отметок и в журнале, и в дневнике.Основным мотивом усилий, стремления к успеху становиться о...
Методическое обеспечение работы по формированию жизнестойкости и профилактике аутодеструктивного поведения. Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся
Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся...
Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.
В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....
Формирование навыка самооценки на уроках информатики
В данной статье анализируется понятие самооценки и её виды, приводится краткий обзор приёмов, которые используют учителя в современной практике, а также на примере авторской методической разработки по...
Формирование навыков самооценки и самоконтроля
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельн...
Формирование у обучающихся с умственной отсталостью навыков самооценки и потребности к труду на уроках профильного труда
Данный материал подготовлен для учителей профильного труда(слесарное дело)...
«Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учащихся на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО»
Важнейшая задача современной школы -формирование универсальных учебных действий. А их формированию способствуют умения самоанализа и самооценки...