Формирование у обучающихся с умственной отсталостью навыков самооценки и потребности к труду на уроках профильного труда
методическая разработка по технологии (6 класс)
Данный материал подготовлен для учителей профильного труда(слесарное дело)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samootsenki_na_urokah_pt.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – «Специальная (коррекционная) № 9»
Выступление
«Формирование у обучающихся с умственной отсталостью навыков самооценки и потребности к труду на уроках профильного труда»
Автор – составитель:
Коваленко М.Ф.,
Учитель трудового обучения
Мысковский городской округ
2022 год
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными.
На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. Естественно, выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребенка.
Появляется необходимость в учителе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимания ученых и педагогов-практиков на эту проблему.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Но очевидным выглядит тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самых обучаемых, делает затруднительным переход к системе развивающего обучения.
Проблемы, с которыми нам приходится постоянно сталкиваться в работе – это отсутствие устойчивой мотивации к учению у значительной части учащихся, устаревшая оценочная система и необходимость разработки компетентностного подхода в обучении. Как сделать оценку деятельности учащегося максимально объективной, понятной ему, способствующей включению внутренних мотивов учебной деятельности. Что нужно сделать, чтобы оценка из барьера, отделяющего ученика от учителя, семью от школы превратилась в союзника учителя, смогла объединить оба субъекта обучения. Главными в оценочной деятельности являются три вопроса: что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.
Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?
ü обучающийся должен иметь четкое представление о цели учебной деятельности.
ü обучающийся должен иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности.
ü обучающийся должен четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе.
ü обучающийся должен понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а, следовательно, более эффективным.
Работу по формированию навыков самооценки надо начинать как можно раньше, лучше с первых дней обучения. Что следует делать учителю для развития навыков самооценки. Во-первых, следует посвятить учащихся в механизм оценивания, объяснить им критерии оценивания различных видов учебной деятельности, можно выработать целую систему параметров и критериев:
· познавательная деятельность на уроке в момент проверки домашнего задания;
· познавательная деятельность на уроке в момент изучения нового материала;
· работа в тетради;
· развернутый ответ у доски или с места;
· выполнение практического задания;
Стремление человека к активной самостоятельной деятельности – одна из фундаментальных потребностей личности. Она проявляется уже у маленького ребенка, который все хочет делать сам. Такое стремление к самостоятельности лежит в основе формирования способностей обучаемого к самоуправлению учениям. Этот процесс предполагает, прежде всего освоение им управляющих функций учителя и обращения их на самого себя. Это приводит к тому, что выступая в роле учителя по отношению к себе, обучаемый начинает осуществлять и его функции - мотивирует, регулирует, контролирует и оценивает свою учебную деятельность на всех ее этапах (анализа, проектирования, реализации).
“Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологоческая структура включает в себя мотивацию; проблему (учебную ситуацию или учебную задачу в форме задания); исполнение (реализацию в форме учебных действий); контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и в самооценку. (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер)” [4].
Управлять учебной деятельностью – это значит организовывать учение обучающихся, то есть направить их на решение системы учебных задач. Специфика деятельности учителя состоит в том, что он ставит обучающегося в позицию человека, активно усваивающего знания.
Для этого учитель:
● Стремиться к тому, чтобы поставленные им учебные задачи были приняты учащимися;
● Прилагает усилия к тому, чтобы ими были освоены способы решения учебных задач;
● Формирует у учащихся способность к оценке результатов учения;
● Создает условия для проявления активности и самостоятельности в учебной деятельности.
Формирование у обучающихся навыков самоконтроля является необходимым компонентом учебной деятельности. Работу по формированию самоконтроля важно начинать с начальных классов, чтобы выработать правильный подход к организации учебной деятельности. Наблюдения показывают, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья самоконтролем владеют слабо, хотя к обучению относятся с интересом. На начальных этапах формирования самоконтроля учителю необходимо позаботиться о создании у детей положительных мотивов, побуждающих овладеть этой операцией и систематически ее выполнять. У школьников в качестве таких мотивов могут выступать требования учителя, желание ученика найти и исправить ошибку, убедиться в правильности выполненной работы, получить хорошую отметку, похвалу учителя, одобрение.
Одним из средств формирования у обучающихся самооценки и самоконтроля на уроках трудового обучения является обучение детей существующим способом проверки правильности выполнения специфических для этого предмета заданий. Полезно приучать детей осуществлять проверку каждого этапа работы . Для закрепления навыка самоконтроля полезно использовать специально подобранные игры, такие как: “Сделай так же”, “Кто быстрее. Дидактическая игра представляет простор и для организации групповой работы детей, что весьма благоприятно для формирования самоконтроля. Это связано с тем, что дети охотнее выполняют взаимоконтроль, чем самоконтроль. Поэтому обучение данному умению целесообразно строить через взаимоконтроль в совместной деятельности. Проверяя работу товарищей, выполняя функции контролера, ребенок учится контролировать и себя. Перед ним всегда должны стоять такие вопросы: “Для чего я что- то делаю?”, “Что получится в результате моих действий?”, “Какое влияние они окажут на меня и окружающих?” Ответить на них можно только тогда, когда пытаешься понять себя, превращать свои эмоции, чувства, мысли, поступки в важнейший предмет познания.
Обобщая выше сказанное, выделяю основные общие для формирования у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы показать обучающимся значимость навыков самооценки и потребности к труду, раскрыть на доступном материале их содержательную сторону. Методическое решение этой задачи может быть самым разнообразным, но итогом ее должно быть четкое осознание обучающимися взаимосвязи трех элементов познания: цель-средство (приемы работы) – результат.
Условия, которые способствуют эффективному формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду на уроках трудового обучения:
● Трудовые умения вырабатывались при условии многочисленных упражнений.
● Творческий характер задания.
● Планирование учебной деятельности.
● Создание ситуации успеха.
● Создание условия чтобы каждый ребенок осознал значимость выполняемой работы.
● Сочетание различных форм работы.
Список литературы.
- Обучение детей с отклонениями в развитии (текст).
Отв. ред. Т.А.Власова – м.: Просвещение, 117с.
- Психология памяти (текст). Отв. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – м.: Черо, 2000 – 816с.
- Учить самостоятельности: кн. для учителя. П.В.Жарова – м.: Просвещение, 205с.
4. Школа и производство научно-методический журнал, 2007, №2,7
(И.В.Зотова, Н.В.Усова).
5. Психология эмоций, чувств, воли. В.В.Дружинин, М. Владос 2003-185.
6. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида, В.Г. Патракеев, М. Владос,
2003-191.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО по теме " Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков самооценки и потребности к труду"
В выступлении даны критерии деятельности учителя по формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду....
Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.
В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....
Использование деятельностного подхода как условие формирования экономических представлений у умственно отсталых школьников через решение задач практического содержания на уроках математики
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям. В настоящее время в условиях реализации Ф...
"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!" Целевая профилактическая программа формирования жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью
Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегическо...
Использование ЦОР на уроках профильного труда для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
В статье перечислены приемущества обраовательного процесса с применением ЦОР, виды ЦОР используемые учителем в работе с обучающимся с ОВЗ на уроках швейного дела....
Программа "Формирование жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной (коррекционной) школы".
Программа разработана на основе примерной программы обязательного курса занятий по формированию навыков жизнестойкости обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанной ...
РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ»
РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ&raqu...