Формирование навыка самооценки на уроках информатики
статья по информатике и икт
В данной статье анализируется понятие самооценки и её виды, приводится краткий обзор приёмов, которые используют учителя в современной практике, а также на примере авторской методической разработки показывается возможность применения приёма формирования навыка самооценки на уроках информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_samootsenki_na_urokah_informatiki.docx | 95.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка самооценки на уроках информатики
Введение
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний. Эта задача актуализирует формирование активной позиции школьника в учебном процессе и требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на становление личностных характеристик школьника [1]. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки является актуальным.
Самооценка крайне важна для каждого человека. Не зря психологи говорят, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе. Поэтому формированию самооценки ребенка необходимо уделять пристальное внимание.
В данной статье анализируется понятие самооценки и её виды, приводится краткий обзор приёмов, которые используют учителя в современной практике, а также на примере авторской методической разработки показывается возможность применения приёма формирования навыка самооценки на уроках информатики.
Понятие самооценки и её виды в педагогике
Самооценка как педагогическое понятие
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [2]. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности [3].
Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека интересовали многих выдающихся людей, например: Л.И. Божович, Р. Бернс, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Г.И. Катрич, А.И. Липкина, И.А. Слободнюк, А.В. Захарова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Цукерман и др.
В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице 1).
Таблица 1
Теоретические представления о самооценке человека
Группы по критерию (аспекту или функции) | Основные идеи | Представители теорий |
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) | Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывали с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценке, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. | М. Розенберг, |
2 группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) | Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. | У. Джеймс, |
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) | Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и её самопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. | И.И. Чеснокова, |
Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:
- самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
- в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
- самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
- самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
- самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
- анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми [4].
Самооценка – непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь.
Рассмотрим основные виды самооценки.
Виды самооценки
В психологии самооценка человека делиться на определенные виды по разным параметрам:
- В зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой.
Высокая. Успешных людей, достигающих благополучия в жизни сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида.
Средняя. Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут.
Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.
- По ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную.
Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.
Неадекватная самооценка – вне зависимости, завышенная или заниженная, – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.
- В зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной) – чаще возникает в подростковый период, когда у ребёнка преобладает «дух противоречий».
- Что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку.
Прогностическая самооценка – определение субъектом отношений к своим возможностям. Она связана с развитием у человека способности к прогнозированию, предвосхищению результатов действий.
Актуальная самооценка – определение субъектом правомерности своих действий. Она соотносима с действием самоконтроля.
Ретроспективная самооценка фиксирует итоги деятельности [5].
- В зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.
Устойчивая самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
Неустойчивая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.
Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).
Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов [4].
Формирование навыка самооценки
Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, поступков, желаний, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку и в учебной деятельности, и на протяжении всей жизни. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности, средства массовой информации, социальное окружение, особенности личности самого ребёнка. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
Что делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? От правильной самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
Для формирования адекватной самооценки школьника необходимо:
- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разных видах деятельности;
- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- проводить с детьми релаксационные игры;
- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе и т.д.);
- предоставлять детям возможность делать выбор.
Существует много различных методик и приемов формирования самооценки, например:
- «Волшебные линеечки» – оценочные шкалы (отрезка), которые дети чертят рядом с работой и ставят крестик: вверху, если работа выполнена полностью, внизу – если работа не соответствует критерию. Критерии оценивания могут быть разными: правильность, аккуратность, старательность и др. Учитель рассматривает адекватность самооценки, при необходимости корректируя её.
- «Лесенка» (работа ведется аналогично предыдущему приему).
- «Светофор» применяется для самооценки внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. Можно рисовать на полях или показать учителю и одноклассникам: Зеленый – работа прошла успешно Жёлтый – что-то осталось непонятным Красный – есть значительные затруднения. Используется при устном опросе или письменном.
- «Дерево роста». Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы. Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке – закрашивает человечка. Если он усвоил тему урока – закрашивает человечка полностью, если частично – половину человечка, плохо – только ножки. И, таким образом, он движется к вершине ЗНАНИЙ. А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке.
- «Разноцветные поправки». Суть приёма состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Работы собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другим цветом. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.
- «Карточка успеха». Ученики на листочках ставят «+» разного цвета: зелёный (справился с заданием), жёлтый (справился, но требовалась помощь), красный (не справился с заданием). Заданий может быть несколько. В конце урока учитель говорит: «Встаньте те, у кого все «+» зелёные.
- «Цветная оценка». Внизу работы ученик рисует два круга. Оценив свою работу, он закрашивает один круг, другой круг закрашивает учитель при проверке. Значение цвета обговаривается заранее. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
- «Кто сможет?». Учитель даёт задание, например, составить предложение по предложенной схеме, и спрашивает: «Кто сможет?». Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руки. Один у доски, остальные на месте. Коллективная проверка. Ученик отвечает на вопрос: «Ты справился с заданием?». Так происходит сравнение уровня притязаний учащихся с их возможностями.
- «Взаимооценка» предполагает сначала оценивание себя, а затем обмен тетрадями и оценивание в паре. Другой вариант взаимооценки: сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывая свою оценку, указывает на недостатки [6].
Выделение средств развития самооценки может быть проведено лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимосвязью. Можно использовать массу других приёмов самооценки: шифровки, цепочки, раскраски, кроссворды, пазлы, упражнения на восстановление оригинала и др. В таких заданиях предлагается эталон, с которым происходит сравнение выполненного действия.
На уроках по информатике часто организую работу с листом самооценки и использую приём «Незаконченное предложение». Например, лист самооценки по теме «Наглядные формы представления информации»:
Лист самооценки
Ф.И. ученика (цы)____________________________________
Оцени, насколько хорошо ты работал: используй знаки: «+» и «–».
Самооценка | ||
Часть 1 | ||
Помню ли я? | ||
Виды информации | ||
Часть 2 | ||
Работа над новым материалом | ||
Наглядные формы представления информации | ||
Примеры | ||
Часть3 | ||
Самостоятельная работа | ||
Выполнение алгоритма действий | ||
Я понял текстовую информацию | ||
Я выбрал наглядную форму представления информации | ||
Я создал цикл развития лягушки (растения) | ||
У меня не возникло трудностей с перемещением заготовок | ||
Итого | ||
Часть 4 | ||
Незаконченное предложение | ||
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: | ||
Я научился (ась) … | ||
Мне было интересно … | ||
Мне было трудно … | ||
Мне больше всего понравилось … | ||
Мне особенно хорошо удалось | ||
Свой результат могу оценить как |
Лист самооценки заполняется постепенно в течение всего урока. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учащийся самостоятельно оценивает сильные и слабые стороны своей работы, вычленяет объект, в котором допускает ошибки, изучает свои затруднения и решает, что нужно сделать, чтобы повысить свой уровень.
Заключение
Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Методики и приемы, описанные в статье, могут быть полезны учителям на уроках для формирования навыка самооценки учащихся. Анализ результатов помогает преподавателю:
- узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;
- получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса;
- проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
Использование данных методик позволяет ученику:
- тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;
- задать существенные для него вопросы;
- проанализировать и оценить собственные знания и процесс учения.
- развивать критическое мышление;
- строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников;
- повысить активную роль в процессе обучения.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с последующими изменениями).
- Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.
- Словарь практического психолога. – М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998
- Психология человека.
http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/samootsenka.html.
- Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа – 1992 – № 3 – С. 13-16.
- Шарамко А.А., Развитие навыков самоконтроля и самооценки младших школьников, https://www.scienceforum.ru/2015/1346/15909.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика 5-6 классы. Методическое пособие, 2-е издание, переработанное, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., «Информатика: Учебник для 5 класса» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля на уроках математики
Данный материал помогает формировать навыки самоконтроля и самооценки на уроках математики. В нем представлены приемы и методы работы на уроках....
Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля
Статья содержит методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля...
Формирование навыков самооценки у второклассников на уроках французского языка.
Второклассник проходит период оценивания его знаний по предметам уже не словами, а выставлением отметок и в журнале, и в дневнике.Основным мотивом усилий, стремления к успеху становиться о...
Формирование навыков самооценки и рефлексии у обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. Оценивание в деятельности педагога всегда зани...
Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.
В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....
Формирование навыков самооценки и самоконтроля
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельн...
«Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учащихся на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО»
Важнейшая задача современной школы -формирование универсальных учебных действий. А их формированию способствуют умения самоанализа и самооценки...