Открытый урок на тему: "Использование упражнений в работе пианиста"
учебно-методический материал по теме

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Открытый урок посвящен использованию специальных упражнений на уроке фортепиано для развития ученика, в том числе  и оздоровительного плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rd-020_voronezhskaya_tekst.docx361.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Использование упражнений в работе пианиста».

Цель урока: демонстрация упражнений для овладения правильными приемами игры на фортепиано, а также показ уровня знаний и умений учащегося.

Задачи урока:

1.Образовательные  задачи:

- показать необходимость применения упражнений для развития исполнительской техники

- освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано

- расширить багаж музыкальных впечатлений

2. Развивающие задачи:

- понимание исполнительских задач и способов их решения

- развитие двигательно-игровых навыков

- формировать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях

3.Воспитательные задачи:

- формировать интерес к данному виду работы

- формировать умение преодолевать трудности в обучении

- воспитание чувства ответственности за результат своей работы

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальный урок.

Методы проведения урока: словесный, наглядно-зрительный, практический.

Средства обучения: фортепиано, стул и подставка, ноты, метроном, карандаш, игрушка «Колобок», ноутбук для демонстрации нотных примеров.

Рабочий материал урока:

1. К. Черни «Избранные этюды» (редакция Г. Гермера) - №22, до мажор

2. В. Ходош «Добрая сказка»

3. Л. Бетховен «Сонатина» фа мажор

Обучающийся: Войтенко Янина, 3 класс фортепианного отделения, 8 лет.

                                                        ПЛАН  УРОКА

1. Организационный момент (2-3 минуты)

2. Основной этап (37 - 40 минут)

3. Заключение (3-5 минут)

                                                           ХОД  УРОКА

1. Организационный момент

              Педагог приветствует участников открытого урока, сообщает о порядке работы в режиме урока, знакомит с ученицей, проверяет готовность к уроку.

2. Основной этап

УЧИТЕЛЬ:

               «Во все предшествующие времена вопрос о необходимости играть упражнения не обсуждался. Считалось само собой разумеющимся многочасовое и многолетнее их изучение.

Сборники упражнений создавали и крупные пианисты, и крупные педагоги, и пианисты – педагоги меньшего масштаба. Но музыкальная молодежь и мы - ее наставники обращается к этим изданиям нечасто. Никто сейчас не учится играть по Ганону или по Брамсу. Используются лишь отдельные упражнения из сборников.

Однако,  работа над упражнениями совершенно необходима для двигательно – технического развития ученика. Какие задачи фортепианной техники решаются с их помощью?

1. Игра упражнений позволяет обращать значительную часть внимания на ловкость, точность, беглость движений и на выполнение простейших красочных звучаний.

2. Упражнения помогают выработке устойчивой ритмики и хорошему усвоению основных приемов игры.

 3.  Посредством упражнений вырабатывается  техническая выносливость.

4. Игра основных технических формул не только двигает вперед технику, но  помогает развитию музыкально–технических представлений и свободной ориентировке на клавиатуре.

Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Чтобы упражнения привели к хорошим результатам, учащийся должен с самого начала усваивать правильные приемы. Поэтому преподаватель уже с первой стадии учебы должен с особой тщательностью отнестись к объяснениям и демонстрации правильных движений и приучать ребенка к внимательному и сосредоточенному контролю движений.  «Работать надо так, чтобы не было необходимости исправлять уже сделанное и бороться с неправильными привычками» (А. Гольденвейзер)

К техническим упражнениям следует относиться очень осторожно, чтобы избежать механического  «отбарабанивания» технических формул. Необходимо вносить в упражнения хотя бы некоторые элементы исполнительства, используя различные способы звукоизвлечения – при постоянном слуховом контроле. Таким образом ученик одновременно с чисто техническими навыками может овладеть и основными выразительными средствами музыкального исполнения. «Нельзя безнаказанно делать руками движения, не соответствующие звуковому образу исполняемого произведения, - это всегда отражается и на качестве исполнения и на восприятии слушателя». (А. Гольденвейзер)

             Неоспорим тот факт, что непроизвольные напряжения в процессе игры являются первопричиной всевозможных зажатостей. Концентрация внимания на определенные точечные зоны в конкретных мышечных группах помогает воспитать навыки управляемости двигательным процессом и контроля целесообразных движений. «Всякий здоровый сустав подвижен и другим быть не может. Правильно упражняться – это значит координировать все частичные суставные движения…для достижения целостного и целесообразного общего движения…» (Ф. Штейнгаузер)

Непрерывное контролирование способа звукоизвлечения и привычка постоянно следить за освобождением руки должны стать нормальным явлением, при котором ученик не будет уставать и не будет подвержен опасности переиграть руку. «Будущее состояние здоровья музыканта будет во многом зависеть от преподавателя, который осуществляет постановку, и от тех профилактических мероприятий, которые могут рекомендовать медики» (доктор С. Лубов).

            При организации работы ученика над упражнениями следует иметь в виду:

1. Ученик должен быть приучен играть упражнения каждый день.

2. Ежедневные упражнения должны быть разнообразны, должны охватывать все виды технической фактуры.

3. Целесообразно делать упражнение максимально коротким.

4. Каждое упражнение должно через некоторое время быть заменено новым,  более сложным.

5. Упражнения нужно играть красивым звуком. Некоторую часть упражнений нужно играть в разнообразной окраске и с разными штрихами.

 6. Всякого рода дополнительные упражнения должны быть индивидуальзированы и изобретаться педагогом. Можно использовать и готовые сборники упражнений.

7. Некоторые упражнения нужно уметь играть долго, без перерыва, развивая этим выносливость руки и пальцев.

8. Все упражнения должны быть четко организованны ритмически. Однако, не следует дробить упражнение, оно должно звучать объединено.

9. Каждое упражнение должно заключать в себе известную трудность. Вместе с тем оно должно быть посильным.

10.  Каждое новое упражнение всегда закрепляется нотным текстом.

11. Правильно организованное упражнение достигает результатов в короткий срок.

12. Упражнение должно соответствовать поставленной задаче. Оно строится, чтобы преодолеть встретившуюся конкретную трудность.  

 

             Практическую часть урока начинаем с подготовительных упражнений. Выполним их.

                                      Упражнение «Вдох – выдох».  

Цель  упражнения: регулировка дыхания во время занятия.  

1. Положение ног оптимальное, руки опущены вниз.

2. Из этого положения, не отрывая локти от корпуса, поднять вверх предплечья, пальцы сложены в кулак.

3. Выводим локти вперед, поднимая при этом плечевые части рук над головой. Достигнув высокого положения, разводим руки широко в стороны и активным движением откидываем назад сверху вниз, сводя лопатки до предела. Все движения соединяем по единой дугообразной линии, делая «вдох».

4. Зафиксировав положение опущенных назад рук по единой возвращающейся линии – локти движутся назад вверх над головой – активным броском возвращаем их в исходное положение, фиксируя локти по бокам, делаем «выдох». 

                                           Упражнение «Поезд».      

 Цель упражнения: определение высоты посадки за инструментом.                                                          

1. Слегка сожмем обе ладони.

2. Двигая руками, изображая движение колес поезда, продвигаемся к стулу и садимся.

3. Заканчиваем движения, ставя  руки на край клавиатуры.

                  ( ученица выполняет упражнение, произнося стихотворение:

                                                   Еду, еду к пианино,

                                                   Научусь посадке я.

                                                   Сяду, ставлю руки тихо -

                                                   Поскорей проверь меня!)

4. Отрегулируем стул так, чтобы предплечья были параллельны клавишам.

                                      Упражнение «Солнышко».

Цель  упражнения: определение правильного расстояния до клавиатуры.

1. Сидя за инструментом, «рисуем» руками  перед собой  большой круг воображаемого солнца.

2. Руки  проходят между коленями и инструментом.

            Теперь выполним комплекс упражнений для мышечного тонуса.

            Яна, как ты знаешь, все механические предметы приводятся в движение при помощи включателей, а игровой аппарат человека – при помощи мыслей. Например, наш внутренний голос говорит: «Сожми кулак». Пальцы сжимаются в кулак. Так устроен наш мозг. Он – самый эффективный компьютер. Он уже запрограммирован на движение или выключение любого составляющего нашего игрового аппарата.                                        Давай сейчас проведем тестирование нашего «компьютера».

1.  Передадим сообщение челюсти.

Сжимаем губы и зубы. Разжимаем. Откроем рот. Подвигаем челюстью, почувствуем освобождение.

 2. Передадим сообщение плечам.

Поднимаем высоко плечи. Попробуем подвигать головой. Обратим внимание, как трудно  двигается голове. Опускаем плечи. Теперь голова может двигаться в любом направлении.

 3. Передадим сообщение локтям.

Прижмем локти к корпусу. Почувствуем напряжение. Освободим локти, подвигаем в стороны.

4. Передаем сообщение запястьям.

 Сжимаем руку в кулак. Другой рукой потрогаем крепкую, напряженную мышцу  предплечья. Теперь расслабим кулачок и помашем кистью. Рука свободна.

 5. Передаем сообщение пальцам.

Вторым пальцем  руки укажем на какой-нибудь предмет в комнате. Палец вытянулся и зажат. Теперь помашем пальцем. Затем укажем на объект двумя пальцами. Помашем. Слегка вытянув все пальцы, помашем кистью руки.

6. Передаем сообщение ступням и ногам.

Сожмем вместе лодыжки и колени. Почувствуем напряжение. Поставим ноги на расстоянии нескольких сантиметров. Теперь они расслаблены. Приподнимем правую  ступню немного от пола, делаем движение вверх, вниз, круговые движения. Подвигаем голенью вперед, назад от коленного сустава.

Цель всех этих упражнений: почувствовать и понять, что мы можем волевым сигналом заставить любую часть  тела выполнять  команды, то есть заставить напрячься или расслабиться.

            А теперь сделаем несколько оздоровительных упражнений.                                        

Цель первого упражнения: создать условия для предохранения позвоночника от непроизвольных перенапряжений при игре.

1. Сидя на стуле, максимально наклоняем верхнюю часть корпуса вперед, руками  опираемся  посредством ладоней на колени.

2. Несколько выпрямляем корпус и возвращаем в исходное положение. При этом нужно плотно опираться на ладони.

3.  Полностью выпрямляем верхнюю часть корпуса и возвращаем ее в исходное положение.  

Цель второго упражнения: укрепление мышечных групп шейной области и предупреждение  перенапряжения в зонах шейных мышц.

1. Опустим голову, коснемся подбородком груди. Плавно поворачиваем голову  влево и вправо, доводя подбородок до передней границы плеча.

2. Положение головы прямое. Поворачиваем голову в левую и правую стороны по дугообразной линии.

3. Теперь откинем голову несколько назад. Плавно наклоняем голову последовательно в сторону левого и правого плеча.

Еще одно оздоровительное упражнение оставим для завершения  урока.

            Теперь делаем упражнения на подготовку рук к игре на инструменте.

Цель этих упражнений: ощутить синхронность движения рук и корпуса,  ощутить руки как единую двигательную систему.

                                                    Упражнение 1.

1. Исходная позиция – руки опущены.

2. Активным движением наклоняем верхнюю часть корпуса вперед. При наклоне руки свободно падают и провисают за счет минимальных усилий мышечных групп области лопаток.

3. Почувствовав максимальное расслабление мышечных групп плечевого пояса и состояние провисших рук, делаем вращательные движения рук на 360 градусов.

                                         Упражнение 2.

1. Исходная позиция – вытянутые руки поднять перед собой.

2. Наклоняем корпус и активно отводим вытянутые руки назад до предела, сближая лопатки.

3. Активно выпрямляем корпус, вынося руки перед собой.

            Переходим к упражнениям для программы.

              (ученица исполняет этюд  К.Черни (Гермера) № 22, до мажор)

Для исполнения гамм в конце этюда требуются четкие, пружинистые, как говорят пианисты, «артикуляционные» пальцы. Выработке быстрых и четких пальцев способствует  арочное положение кисти.                                             

            Делаем упражнение «Колобок».

Цель такого упражнения: определение арочного положения кисти.

1.Возьмем игрушку «Колобок» и обхватим пальцами. Кисть приняла нужное положение. Переносим игрушку по клавишам, как бы играя.

2. Теперь другой рукой осторожно убираем  игрушку, оставив в нужном положении кисть руки. Переносим руку по клавишам без игрушки.

            Но, к сожалению, первые и вторые суставы пальцев не так сильны, как мостик, и часто  прогибаются. Здесь нам поможет  упражнение «Подвешивание пальцев».

Цель упражнения: сделать первый и второй сустав каждого пальца такими же сильными, как и мостик.

1. Возьмем карандаш правой рукой.

2. Обхватим карандаш первой косточкой 2-го пальца левой руки. При помощи карандаша немного приподнимем 2-й палец и левую руку.

3. Слегка подвигаем пальцем вверх при помощи карандаша, а вниз - надавливанием пальца на карандаш. Рука свободно висит на карандаше.

Сделаем такое упражнение для каждого пальца правой и левой руки. Можно сделать  это упражнение и для вторых суставов.  

Способность всех пальцев работать самостоятельно,  выразительно в большой степени зависит и от верного положения  первых и пятых пальцев.

            Сделаем упражнение для 1-го пальца.                     

Нужно положить руку на крышку инструмента и быстро «подводить» свободный 1-й палец ко 2-му, затем к 3-му и так далее. Кисть свободна, а 1-й палец должен быстро «нырять» под ладонь.

Цель упражнения: развить свободное, самостоятельное движение 1-го пальца.                      

        Теперь сделаем упражнения для 5-го пальца.

                                     Упражнение 1 (подготовительное).

Цель его: почувствовать, как мышца 5-го пальца становится по вялой, то твердой.

1. Повернем ладонь вверх, 5-й палец показывает прямо вверх и напрягается. Он становится упругим. Мышца, проходящая вдоль боковой поверхности пятого пальца, сжимается. Проверим эту мышцу пальцами другой  руки.

2. Несколько раз расслабляем и вновь напрягаем  пятый палец. 

Цель 2-го упражнения: укрепление 5-го пальца.   Сыграем нотный пример, выполняя условия упражнения. 

1. Нажимая аккорд, слегка приподнимаем мостик.

2. Погружаем 5-й палец в клавиши, используя вес руки. Для этого держим его прямым, как карандаш.

                                                                   

Какие трудности встречаются еще в финале этюда? Конечно, это  - подкладывание и перекладывание.

Цель упражнений, которые помогут здесь для лучшего исполнения гаммообразных движений: развитие самостоятельности и активности пальцев, а также концентрация внимания.

Яна, многие пианисты советуют играть гамму разными вариантами аппликатуры (121212, 123123, 12341234, 123451235).

Сыграем наш отрывок  двумя пальцами подряд.

А теперь поучим  одним из предложенных вариантов с разными штрихами.

Следующее упражнение – в ритмическом варианте. Посмотрим на  нотный пример  и  сыграем «перебежками» наши гаммы.

        Есть еще один давно забытый вариант исполнения гаммы – игра «гаммы в гамме». Гамму нужно играть 7 раз подряд, выделяя при каждом повторении легким акцентом каждую из ступеней. Поиграем и наш отрывок этим упражнением.                                              

Цель этого упражнения: выравнивание  звучания гаммы.

А теперь необходимо научиться играть гаммы быстро.

                                        Упражнение 1.

Цель: выучить исходный импульс гаммы.

1. Поставим 1,2,3 пальцы на клавиши  до, ре, ми. 

2. Не извлекая звука,  подвигаем 1-м пальцем в вертикальном направлении вверх и вниз в быстром темпе. Затем теми же движениями, но с игрой ноты до.

3. Зарядившись энергией, быстро играем ноты до, ре, ми близко к клавишам. Сделаем паузу, ощущая дно клавиши ми.

                                                 Упражнение 2.

Цель: быстрые переносы с одной позиции на другую.

Используем эти упражнения в финальном отрывке.

А последний такт этюда проучим приемом наращивания звуков.

Цель: быстрое исполнение пассажа. Сыграем упражнение, затем поучим так текст.

 Теперь поработаем над аккордами в левой руке, так как при взятии аккордов  часто наблюдается  вялость пальцев.

Цель упражнения: тренировка упругости кисти при взятии аккорда.

Выполним упражнение без инструмента.

1. Левая  кисть в скульптурной композиции.

2. Закроем ногти левой руки подушечками правой руки.

3. Сделаем пружинящее движение пальцев руки  несколько раз.

4. Сыграем аккорды, почувствуем «пружинистость» в кисти.

Еще одна трудность – скачки в аккордах. Здесь нам поможет упражнение «немая перебежка».                    

Цель упражнения: моментальное движение к следующему аккорду.

1. Первый аккорд берется сверху.

2. Рука  «глиссирует» ко второму.

3. Пальцы дотрагиваются до нужных клавиш раньше, чем их необходимо взять.

Играем этим упражнением все аккорды в конце этюда.

А теперь посмотрим на 1 такт  этюда. Что мы видим здесь? Мы видим двойные ноты. Трудность исполнения в том, что нужно взять два звука одновременно, но при этом еще и  выделить один из звуков.

Сделаем подготовительные упражнения для двойных нот:

Цель: ощутить терцию как соединение двух голосов.

 

 1. Играем терции хорошо опертым звуком медленно.

2. Играем терции разными пальцами.

 Теперь играем упражнением 1 такт этюда и проверим результат.

Но теперь возникает следующая проблема - пальцы, играющие шестнадцатые, становятся вялыми и нечеткими, так как вес лежит на длинной ноте.

 Воспользуемся упражнением на развитие и укрепление мышечных групп основных фаланг пальцев.

Цель упражнения: укрепление основных фаланг,  регулирование их напряжения и расслабления, развитие их самостоятельности и независимости при любых видах двигательных действий на инструменте.

1. Исходная позиция: положить ладонь на стол, все пальцы развести в стороны.

2. Активно поднимаем до предела, последовательно каждый палец и возвращаем его в исходное положение свободным броском.

3. Можно придерживать основание пальцев свободной рукой. Ощущения при подъеме – максимальное напряжение в зоне основных фаланг, при бросках – максимальное расслабление.

Еще в 1 такте этюда встречается  прием  пальцевого стаккато. Сделаем следующее упражнение с целью верного исполнения приема.                                                                                                                                                         1. Закроем крышку.

2. Соберем левую кисть в скульптурную позицию. В то же время прижимаем кончик большого пальца правой руки прямо к центру ладони левой руки, как будто вбиваем клин.

3. Используя правую кисть в качестве поддержки, поднимаем левую руку так, чтобы кончики пальцев были выше крышки немного.

4. Начинаем с большого пальца левой руки. Большой палец пружинит вверх и вниз  несколько раз.

5. Сделаем пружинящее движение каждым пальцем.

Затем играем  без поддержки 1-го пальца.

Далее  в тексте (3-4 такты)  встречается прием  кистьевого стаккато.

Цель следующего упражнения:  доказать, что чем быстрее мы играем кистьевым стаккато, тем ближе ваши пальцы должны быть к клавишам.

Делаем упражнение на крышке рояля.

1. Закругленные пальцы лежат подушечками на поверхность крышки.

2. Установим метроном на 100. Каждый удар будет соответствовать четвертной ноте. Простучим  ритмы на крышке инструмента при помощи пружинящих запястий. Обратим внимание, что когда  дошли до триолей и шестнадцатых, кончики пальцев придвинулись ближе к поверхности крышки.

А теперь играем наши сексты близко к клавишам в быстром темпе.

Переходим к пьесе В. Ходоша «Добрая сказка».

                    (ученица исполняет произведение)

Играя данную пьесу на легато, мы должны внимательно прислушиваться, контролировать  плавный переход из ноты в ноту. А для этого мы должны научиться играть не округленными, а плоскими пальцами.

Сделаем упражнение «плоские пальцы».

Цель упражнения: ощутить кончик пальца, или, как говорят музыканты, «подушечку».

1. Подушечка 2-го пальца правой  руки лежит на первой косточке 2-го пальца левой  руки.

2. Слегка нажимаем клавишу пальцем правой  руки вниз и  отпускаем.

3. Повторяем движение каждым пальцем обеих рук.

Сыграем этим упражнением мелодию пьесы.

Плавному соединению звуков в пьесе  также помогают специфические движения кисти.

Сделаем упражнение «пружинящее запястье».  

Цель упражнения: ощущение пружинящего запястья.                                            

1. Подкладываем боковую часть указательного пальца левой кисти под правое запястье и поднимаем правую руку.

2. Свободно покачаем правую кисть от запястья.                         

Поучим этим упражнением вступление пьесы и далее, где есть подобное в тексте.                                              

            Какие сложности есть еще? Сложно выделять верхний голос в двойных нотах и в аккордах. Специальных упражнений здесь нет. Но можно посоветовать следующее: взять аккорд (интервал) и тут же отпустить все звуки, кроме мелодического.

Цель такого упражнения - умение услышать мелодию и закрепить слабые пальцы (четвертый – пятый), которыми приходится вести мелодию.

Проучим таким упражнением финальный ход  «Доброй сказки».

        А  теперь прослушаем экспозицию «Сонатины» Л. Бетховена.

                     (ученица исполняет отрывок произведения)

При быстром исполнении сонат, при слишком быстром падении руки на клавиши есть некоторые опасные моменты. При игре мы часто слышим так называемые «удары» или «стук». Как исправить ошибку? В нашем корпусе, в верхней части спины, плечах, предплечьях и ладонях есть мышцы, активизация которых практически исключит все ударные звуки. Попробуем отработать  «мягкую посадку».

Цель упражнения: предотвратить посторонние ударные звуки, возникающие в результате неправильных движений нашего игрового аппарата.

1. Закроем крышку инструмента.

2. Держим пальцы правой кисти в скульптурной позиции.

3. Поднимаем руку и кисть на некоторое расстояние.

4. Теперь на значительной скорости бросаем руку и кисть к крышке.

5. За секунду до соприкосновения нужно оттянуть руку, в результате чего активизируются мышцы обратного действия.

6. Теперь бесшумно коснемся крышки.

Чтобы полностью осознать, как управлять «мягкой посадкой», сначала можно устроить «крушение при посадке», ударяя по клавишам, а затем используем торможение для осознания прекрасного звука.

Во многих сонатах, и в этой в том числе, используется                                                      аккомпанемент «вертушка». 1-й палец часто  в таких случаях играет грубо и тяжело.

Цель следующего упражнения: сделать  1-й палец легким и минимально поднимающимся.

Играем следующее упражнение:  

Затем учим упражнением аккомпанемент сонатины.

            И заключительное упражнение урока – упражнение для глаз.
Цель: восстановить работу глазных мышц после урока, а также настроить себя на позитив.

1. Поднимем вперед руку, сожмем пальцы в кулак, 1-й палец смотрит вверх.

2. Концентрируем взгляд на ноготь 1-го пальца, смотрим  30 секунд .

3. Затем концентрируем взгляд  через ноготь 1-го пальца вдаль на 30 секунд.

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Яна, твою работу на уроке я оцениваю на «отлично». Ты старательно выполнила все мои указания, была внимательна и активна.

Твое обучение началось совсем недавно. Но, как часто говорил ученикам Роберт Шуман, «процесс обучения бесконечен».  Для настоящего музыканта каждый день – это еще одна возможность совершенствовать свое мастерство. Накопив достаточное количество необходимых упражнений, ты можешь применять их для наилучшего исполнения музыкальных произведений. Я надеюсь, что  предложенное  сегодня  будет стимулировать твои собственные поиски в этом направлении. Ведь весь процесс создания звука на фортепиано – истинное волшебство! Знаешь, однажды на фортепианном концерте один из слушателей, вдохновленный игрой  пианиста, воскликнул: «Да он похож на волшебника! Он лишь дотрагивается до клавиш – и рояль оживает!» Я тоже хочу пожелать тебе таких же волшебных выступлений!

А сегодня наш урок подходит к концу. Сделаю некоторые  выводы по теме.                                                     

Действенное упражнение нельзя построить чисто механическим способом. Каждый раз требуется новый, инициативный подход. Если за основу упражнения берется отвлеченный принцип, тренировка не приводит к желаемым результатам. Иначе говоря, в основе упражнения должна лежать творчески продуманная и найденная идея.

Часто считают, что для преодоления трудности нужно найти  упражнение, увеличивающее эту трудность. В действительности, цель должна  стать легко достижимой.

Нужно упражнение, которое безукоризненно удается. Метод повторения требует особой тщательности и  законченности. Иначе тренировка превращается во вредное повторение ошибок.

Совершенно очевидно, что упражнение должно быть максимально коротким, так как только таким путем достигается сосредоточенность внимания на самом существенном.

 Каждый способ тренировки, каждое упражнение лучше всего тут же проверять. Если упражнение не дает ощутимых результатов в ближайшие дни, часы, то лучше его оставить и поискать другие варианты.

Упражнение, разумно составленное и талантливо найденное, требует меньше труда от исполнителя и доставляет меньше неудовольствия и домашним, и соседям, живущим рядом.

Исполнительское искусство требует огромного напряжения творческой воли, упорства и терпения. Лишь благодаря упорным и длительным занятиям удается молодому музыканту распахать ту целину, которая может дать богатые всходы.

Чем дальше, тем тоньше становятся качества игры, которые надо развить. И тем инициативней, вдохновенней должны стать методы, которыми достигаются ступени высокого пианистического совершенства.

Разучивать различные приемы и добиваться результатов довольно сложно. И все же, когда мы ищем, экспериментируем, мы получаем ту необходимую свободу, которая позволит без затруднений выразить себя через музыку.

Когда музыкальность, интеллект и физические возможности сливаются воедино, наиболее ярко проявляется индивидуальность музыканта, а это в конечном итоге и есть награда за наши труды».

                                         АНАЛИЗ УРОКА

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности ученицы. Все этапы урока были взаимосвязаны между собой. В течение урока ученица была активна, внимательна, заинтересована. Практические задания выполнялись творчески, осмысленно. Задачи, поставленные на уроке перед ученицей, были выполнены. Работа ученицы оценена на «отлично». Прозвучало пожелание продолжить работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач.

                                 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернстайн С. 20 уроков клавиатурной хореографии: Пер с англ. – СПб.: Композитор, 2001. – 152 с., нот.

2. Корыхалова Н. П. Играем гаммы [Текст] / Н. П. Корыхалова. – СПб.: Композитор, 2003. – 84 с., нот.

3. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой [Текст] /Е.Я. Либерман – М.: 2003. – 148 с.  

4. Мазель В. Х. Музыкант и его руки [Текст] / В. Х. Мазель. – СПб.: Композитор, 2002. – 180 с.

5. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство [Текст] / С. Е. Фейнберг. – М.: Классика – XXI, 2001. – 340 с.

6. Щапов А. П. Фортепианная педагогика [Текст] /  А. П. Щапов – М.: Советская Россия, 1060. – 172 с., нот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Использование фразеологизмов в речи"

данный урок по фразеологизмам в 5 классе по уч-ку Львова...

Открытый урок по теме: "Использование принципов драматургии в создании попурри" по дисциплине "Электронное музыкальное творчество"

Довольно интересный урок получился. Даннай урок расчитан на 2часа. Может пригодиться педагогам дополнительного образования....

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:·         ознакомление с вокально-техническими требо...

Конспект урока по теме "Использование современных технологий при работе с текстом в 4-м классе"

Конспект урока по теме "Использование современных технологий при работе с текстом в 4-м классе" к УМК Биболетовой М.З. для 4 класса. К конспекту прилагается презентация и технологическая карта урока....

План открытого урока по теме: «Использование шумовых инструментов на хоровых занятиях. Развитие тембрового слуха».

План открытого урока по теме: «Использование шумовых инструментов на хоровых занятиях. Развитие тембрового слуха».Предназначен для младшего школьного возраста....