Выступление на педсовете «Формирование толерантной личности на основе совместной деятельности участников образовательных отношений»
статья на тему

Борзенкова Татьяна Алексеевна

Одной из наиболее частых причин обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специаль­ной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на педсовете21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская школа – интернат»
Фатежского района Курской области

Выступление на заседании

 педагогического совета

«Формирование толерантной личности на основе совместной деятельности участников образовательных отношений»

        

                                                                                                Подготовила

                                                                                                Борзенкова Т.А.,

                                                                                                воспитатель                                                                                                                                

с. Верхний Любаж

          «Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

       Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

      Одной из наиболее частых причин обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

       Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

        Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

         Формирование толерантных взаимоотношений - создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и другого, поддержание благоприятного внутригруппового климата.

       Особое значение, по моему мнению, для детей, с которыми я работаю, имеет задача формирования толерантной личности на основе совместной деятельности учитель +дети +воспитатель.

       Невысокий общекультурный уровень многих семей, скудная, часто не нормативная, бытовая лексика родителей, отсутствие привычки к чтению, относительно ограниченный доступ детей к учреждениям культуры из-за их отдаленности от центра – все это делает задачу формирования толерантности актуальной. Воспитанники часто посещают школьную библиотеку с целью знакомства с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции. Трудно переоценить значение рассказов, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая их, я обращаю внимание детей на добрые дела и поступки.

          Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, часов общения, викторин, игр на развитие толерантности, посещение выставок, экскурсий в музей. Именно они способствуют:

- углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

        Тематика часов общения направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народа. Внеклассные занятия, посвященные природе родного края («Земля – наш общий дом», «Помоги зимующим птицам», «Береги природу!») позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать. Огромное значение имеют беседы об истории села Верхний Любаж, а также пешие экскурсии по селу. Через них воспитанники учатся воспринимать в качестве одной из главных ценностей Малую родину – место, в котором они живут, его историю, особенности быта, традиции и черты характера его жителей.

      Во время проведения внеклассных мероприятий, тематических праздников («День пожилого человека», «День Матери», «День народного единства», «Новый год», «Рождество Христово», «День Защитника Отечества», «Широкая Масленица» и т.д.) воспитанники знакомятся со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков.

       Также большую помощь в воспитательной работе оказывает устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей – защитников земли.

      Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

    В ходе выполнения интересных тематических заданий «Учимся делать выбор», «Отстаиваем свою точку зрения, развиваем вкус», «Право выбора» дети учатся делать свой выбор, отстаивать свою точку зрения, знакомятся с правами ребенка.

         Немаловажную роль в деятельности воспитателя играет работа по нравственному воспитанию, становлению и сплочению детского коллектива. Перед воспитателем при этом стоят важные задачи:

- развивать у учащихся коммуникативные навыки;

-способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;

- познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;

- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;

- формировать понимание значения дружбы для каждого ребенка.

          Эта работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

         Выполнение детьми тематических заданий «О дружбе и друзьях», «Учимся правильно спорить» помогают детям сделать вывод: нужно стараться быть хорошим другом. Хороший друг тот, кто не оставит товарища в беде, кто окажет помощь в трудную минуту. Во время спора дети учатся уступать друг другу, не кричать, не злиться, не размахивать руками.

        Чем чаще я, как воспитатель, общаюсь с детьми, обсуждаю жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем более шансов сплотить и сдружить детский коллектив.

      Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.

        Трудовая и игровая деятельности, присутствующие в жизни младшего школьника, имеют большое значение в формировании толерантных взаимоотношений. А особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами: 

• игра требует от участников организованности, внимания и проявления воли. 
• несколько участников, которые играют, должны действовать согласованно, т.е. возникает командность. 
• дети должны действовать в соответствии с правилами, которые опять предполагают коллективные действия.                         

             В процессе игр, занятий, стараюсь обращать внимание на психологическое состояние детей, формируя установки толерантного поведения детей в социуме.

        Все это вместе взятое образует фундамент для развития толерантного отношения к окружающим. Усваивая общие для людей ценности, ребенок получает основу для восприятия мира и понимания своего отношения к нему.

        Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя, воспитателя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, но и как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию и взаимному пониманию. Только при таких условиях возможен эффективный результат в данной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Формирование толерантности как нравственной основы личности в детском доме для умственно отсталых детей.

Проблема формирования толерантности у умственно отсталого воспитанника относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из в...

Выступление на педсовете "Формирование УУД на занятиях по внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"

Воспитывать трудолюбие, старательность, прививать интерес к данному виду работы, аккуратность при работе с клеем и ножницами, воспитывать любовь к близким, желание сделать подарок к празднику своими р...

"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".

Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».      ...

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ ПОСОБИЯ «МОЯ АЗБУКА»

Азбука для дошкольника открывает путь в богатейший мир знаний, от того, как сложится его первое знакомство с миром букв, во многом зависит его успешность в школьной жизни, а, может, и в жизни вообще....

Эссе на тему "Психолого-педагогические основы профессионального взаимодействия. Нормы профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений".

В эссе говорится о психолого-педагогических основах профессионального взаимодействия. Нормах профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений....