Проектирование урока
учебно-методическое пособие на тему
Проектирование урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.72 КБ |
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ_СОШ №» города Аркадака Саратовской области
Проектирование современного урока
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Заместитель директора
по учебно-методической работе
МБОУ-СОШ №2 г.Аркадака
Байгушева Л.М.
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.
Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
В условиях введению ФГОС ООО учителя, работающие в 5-х классах, должны были пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами |
Основные этапы урока | Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-говорение учителя) | Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность 60%. |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок | Организовать деятельность детей по: поиску, обработке, информации; обобщению способов деятельности; постановке учебной задачи… |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий | Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% - репродуктивные задания; 7% - исследуй (чаще для сильных учащихся) | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте |
Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать
следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном
процессе выделялись уроки
изучения (объяснения) нового материала,
закрепления знаний и формирования умений и навыков ,
повторительно-обобщающего характера,
коррекции знаний, умений и навыков,
комбинированный,
контроля знаний, умений и навыков,
то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки
«открытия» нового знания;
рефлексии;
общеметодологической направленности;
развивающего контроля.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности
и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.
Структура урока изучения нового материала | Структура урока «открытия» нового знания |
1) Организационный этап. 2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7) Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10) Определение и разъяснение домашнего задания. | 1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:
- Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
• актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
• установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является под-готовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к по-строению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
• воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
• активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
• актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
• попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
• зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
• проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
• зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
• соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
• организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
• организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
• создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
• для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнерами в образовательном процессе
Что делает учитель? | Что делают ученики? |
спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает… | записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы… |
Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательного процесса.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
При подготовке учебных занятий учителям предлагается моделировать учебный процесс с использованием технологической карты.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Карта включает:
• Этап урока, цель этапа,
• Деятельность учителя,
• Деятельность обучающихся,
• УУД.
Для проведения анализа и самоанализа уроков
АНАЛИЗ УРОКА НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС
Класс ________________ Дата «___» _____________ 2013 г.
Предмет ____________________________________________________________________________
Автор учебника _____________________________________________________________________
Тема________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Проверяющий:_______________________________________________________________________
Эффективность использования технологий системно-деятельностного подхода в образовательном процессе помогает добиваться следующих результатов:
значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
формируется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
учащиеся позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Система работы педагога по реализации требований ФГОС к организации образовательного процесса в полной мере подтверждает слова американского философа и педагога Джона Дьюи: «Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра»
Предварительный просмотр:
Форма развернутого плана урока (занятия).
Курсивом отмечены положения, которые являются факультативными (не обязательными) при планировании занятия – на усмотрение преподавателя. В рамках, как правило, даются некоторые комментарии и пояснения к той или иной части занятия, примеры или формы.
I. Подготовительная часть (предварительная организация занятия).
1. Титульный лист (общая информация)
- Тема (формулировка)
- Автор(ы)
- Школа (учебное заведение)
- Класс
- Предмет/предметы (если это интегрированный урок) или место в образовательной программе (факультатив, классный час и т.п.)
- Дата разработки
- Краткое описание идеи занятия (1-2 абзаца – основа замысла и ключевые идеи, а также – возможности использования занятия, варианты его проведения, способы работы на занятии). Коротко можно обосновать выбор темы, ее место в учебной программе, возраст учащихся, учебный предмет, межпредметные и межкурсовые связи и дать любую другую информацию, связанную с обоснованием выбора темы занятия и рекомендациями к его использованию – возможно и во внеклассном воспитательном процессе.
Вспомогательные вопросы при описании идеи занятия:
Чем мотивируется выбор темы? (стандартом, учебниками, курсами, программами, желанием преподавателя и т.п.)
Как будут использованы внутрикурсовые и межпредметные связи? (с какими темами или школьными предметами)
Какова значимость данной темы в учебном процессе или программе?
Какие ценности будут затрагиваться в данной теме?
Что будет оцениваться и как?
Какие стратегии, технологии, методы и приемы будут использованы?
- Цель(и) урока (занятия):
- ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;
- - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);
- - абстрактный характер и ценностное наполнение;
- - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока);
- - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);
- - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.
- Возможные виды целей:
- - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким);
- - развивающие (связаны с умениями);
- - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).
- Задачи:
- - комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий);
- - формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);
- - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;
- - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);
- - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.
Цели и задачи можно объединить в один пункт: «Цели и задачи:», если преподаватель затрудняется в их разделении или же существуют разные подходы к формулировкам, нет единства требований.
4. Ожидаемые результаты:
После проведения урока (занятия) учащиеся смогут:
- - связаны с целями и задачами;
- - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;
- - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров;
- - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата);
- - имеют конкретный и проверяемый характер;
- - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»);
- - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися;
- - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
Для помощи в формулировке ожидаемых результатов:
- определять или давать определения, перечислять, формулировать, давать характеристику или характеризовать, называть основные причины, выделять главное, отличать, использовать понятийный аппарат, сравнивать – выделять общее и различия;
- делать план анализа источника или документа, вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их, высказывать свою точку зрения, аргументировать (приводить аргументы или контраргументы), формулировать проблему или тему, задавать вопросы разных типов, переводить информацию из одного формата в другой (из графического в текстовый);
- понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес, признавать право, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.
5. Основные понятия (словарь занятия):
Могут быть также даны определения понятий, понятий не должно быть слишком много, оптимальным можно считать указание 4-5 понятий.
6. План занятия:
Может быть сложным или простым. Простой план – перечисление пунктов от 1 и далее. Сложный план:
I.
1.
а) б) в)
II.
1.
2.
а) б) в)
III.
7. Вопросы занятия (или проблема занятия):
8. Материалы (ресурсное обеспечение занятия):
Аудио-визуальные средства и раздаточные материалы, а также необходимая литература и учебные пособия, техническое обеспечение – презентации, компьютерный проектор и т.п. Раздаточные материалы могут помещаться в конце разработки занятия в виде приложений.
II. Вводная часть
1. Мотивация.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Может быть предложено несколько вариантов мотивации
2. Постановка проблемы (основные вопросы занятия)
Деятельность учителя: рассказывает, задает вопрос, объясняет, раздает материалы, показывает схему (иллюстрацию, график), приводит пример, перечисляет факты и т.п.
Деятельность учащихся: слушают, формулируют, высказывают свою позицию, отвечают на вопросы, задают вопросы, вносят предложения и т.п.
На каждом этапе занятия могут даваться методические комментарии – описание способов разделения учащихся на группы, комментарии к организации дискуссии, краткие формы анализа документа, правила ролевой игры и т.п.
III. Основная часть.
1. Информационный блок
а) Знакомство с текстом документа (материалами учебника, статьи и т.п.)
б) Определение незнакомых понятий (учителем или с помощью словарей) и формулирование определений изученных ранее в курсе понятий.
Информация может быть новой или уже знакомой учащимся. Если предполагается давать учащимся тексты, то стоит помнить о том, чтобы их объем был ограничен – с учетом времени для чтения и последующей работы. Сами тексты могут быть даны в конце разработки в виде приложений, а в данной части следует указать номер приложения. Например, «учащиеся знакомятся с отрывком из литературного произведения, данном в Приложении…». Могут использоваться разные формы и методы. Информация должна быть связана с темой занятия, давать возможность не только требовать ее запоминания, но и некоторой переработки, понимания, осмысления. На данном этапе работы может быть проведена проверка домашнего задания.
Деятельность учителя: рассказывает, объясняет, раздает материалы, дает задание прочитать, показывает схему, перечисляет события (теории, факты, примеры) и т.п.
Деятельность учащихся: слушают, записывают основное, читают, цитируют, конспектируют, записывают под диктовку и т.п.
2. Аналитический блок.
а) Дискуссия на тему «…» (выполнение упражнений – индивидуально или в группах, анализ текста по определенной схеме, постановка вопросов, ролевая игра, дебаты, обмен аргументами, конкурс и т.п.)
Могут использоваться различные формы, методы и способы работы. Они выбираются учителем самостоятельно в зависимости от поставленных задач и ожидаемых результатов. В разработке занятия может даваться краткое методическое описание. Следует акцентировать внимание на результаты данного этапа работы – что будет продуктом деятельности учащихся: заполненная таблица, решенный пример, сделанная схема, выстроенный график, придуманный тест, выстроенное выступление, эссе, короткое сочинение и т.п. Здесь также может проводиться оценивание работы отдельных учащихся или групп.
б) Представление работы групп (индивидуальной работы), общее обсуждение
Деятельность учителя: задает вопросы, определяет время выступления (ответа) или выполнения задания, комментирует, поясняет (инструктирует), оценивает (отметки, поощрение, критические замечания), дает задания, проверяет, консультирует и т.п.
Деятельность учащихся: обсуждают, выделяют, формулируют, заполняют таблицы, решают задачи, приводят примеры, высказывают мнение, занимают позицию, делают анализ, выполняют роли и т.п.
IV. Заключительная часть.
1. Подведение итогов (обобщение)
Выделяется главное, обращается внимание на основное. Смогут быть выделены ошибки. Проводится оценивание, а также могут выставляться отметки по итогам работы на занятии. Итоговое обсуждение, в отличие от рефлексии, ориентируется на содержательную часть занятия. Следует помнить, что при работе в группах должно быть общее задание для всех групп, объединяющее работу и позволяющее подвести общие итоги. Подумайте, что явилось продуктом деятельности учащихся в группах.
2. Оценивание
Оценивание проводится на протяжении всего занятия, но может выделяться в качестве особого этапа занятия. Предлагаются различные формы оценивания в ходе занятия и по результам групповой или индивидуальной работы учащихся.
3. Домашнее задание
Может быть дано и в ходе подведения итогов. Не на каждом уроке дается домашнее задание.
4. Рефлексия
Данный этап может быть связан с возвращением к ожидаемым результатам, обсуждением форм работы и возникших трудностей.
Деятельность учителя: подводит итоги, оценивает, высказывает свое мнение, ставит новую проблему, дает задание, обобщает, проверяет понимание и т.п.
Деятельность учащихся: высказываются, обобщают, выделяют главное и т.п.
____________________________________________
Описание занятия в виде таблицы (примерный вариант):
ЭТАПЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ и УЧАЩИХСЯ | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ |
1. Мотивация | Учитель: Учащиеся: | ||
2. Получение информации | Учитель: Учащиеся: | ||
3. Переработка информации и/или обсуждение | Учитель: Учащиеся: | ||
4. Подведение итогов | Учитель: Учащиеся: | ||
5. Рефлексия | Учитель: Учащиеся: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"
В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/29/picture-9190.jpg)
Этапы проектирования урока
Данный материал предназначен для организации второго занятия Школы молодого специалиста и раскрывает последовательной действий учителя в ходе проектирования урока....
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/29/picture-9190.jpg)
Этапы проектирования урока. Презентация
Презентация сопровождает текстовый материал "Этапы проектирования урока". Разработана для очередного занятия Школы молодого специалиста....
Проектирование урока с использованием ИКТ
Новое входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-150685-1353785868.jpg)
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-150685-1353785868.jpg)
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-818744-1474445458.jpg)
Технологическая карта урокакак основа проектирования урока
Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием,то должны прежде всего сознать эту цель.К.Д.Ушинский...