Статья "Инновационные педагогические технологии"
статья на тему
Инновационные педагогические технологии необходимы для повышения эффективности обучения, а также они являются условием для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные педагогические технологии
как условие для раскрытия творческого потенциала учащегося
Пути повышения эффективности образования ищут во всех странах мира. В России проблемы результативного обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельности.
Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными способами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обеспечения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». На мой взгляд, самое оптимальное определение: педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Инновационные педагогические технологии – это те методики, которые позволяют создать такие возможности для ребенка, когда он осваивает материал на максимально возможном для него уровне.
Философско-педагогическая позиция учителя, который в своей работе использует новые педагогические технологии, должна быть следующая:
- я только создаю условия для своих учеников, необычные, трудные, даже дискомфортные;
- обеспечиваю попадание их в лабиринт с ловушками и подвохами и обязательным выходом;
- могу поддержать учеников своей верой в том, что они способны двигаться сами и имеют право на свою скорость;
- могу помочь им в случае, если они об этом попросят;
- не сделаю оного – не дам им готового решения, не навяжу свою или общепринятую точку зрения.
Зато в награду за мой уход в тень, за жизнь в равенстве с учеником – человеком ищущим – я могу получить неподдельный интерес: «А как вы думаете?»
Мир меняется… А нравственные ценности? Дети ищут. Я ищу. Мы ищем…
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в инновационных же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).
Рассмотрим некоторые инновационные технологии.
Технология
Технология переспективно-опережающего обучения.
Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развитие детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека научить незнающего).
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их внедрение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5 – 7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми логическими переходами.
В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, чем помогает включить в работу весь класс.
При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик становится в положение учителя, управляющего классом и предвосхищающего результат.
Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой – опорные схемы, или просто опоры - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Младшие школьники мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы – естественный переход от ярких картинок-игрушек к условному наглядно-образному представлению элементов задачи, абстрагированию от конкретных предметов.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ) снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и осмысление связей.
С.Н. Лысенкова предлагает педагогам соблюдать «педагогические мелочи»:
- в первом классе – без домашних заданий;
- домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым;
- исключить механическое зазубривание правил и формулировок;
- каждого ученика спрашивать только тогда, когда он может ответить.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складываются и совершенствуются самоуправление своим поведением.
В жизни игровая деятельность имеет разные функции:
- развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную;
- самореализации;
- терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);
- диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);
- коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т.д.).
В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результата. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.
Игру как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии;
- как элемент педагогической технологии;
- в качестве формы урока (занятия) или его части;
- его внеклассной работе.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения игровых программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.
В более младшем возрасте дети в играх конструируют свой собственный мир, проявляя бурную фантазию. В старшем школьном возрасте они нацелены на самоутверждение в игре, проявление в ней своих достоинств.
Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.
В имитационных играх имитируется деятельность какой-либо деятельности какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).
Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных, специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующие реальные.
В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.
Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.
- Подготовительный. Включает разработку сценария – условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
- Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
- Процесс игры. С ее началом никто не имеет право вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
- Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключении учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятий.
Технологии проблемного обучения
Такое обучение основано на получение учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ребенку, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д.
Проблемное обучение включает такие этапы:
- осознание общей проблемной ситуации;
- ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
- решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
- проверку правильности решения.
«Единицей» учебного процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Вопросы типа: «Каково количество жителей в Москве?» или «Когда была Полтавская битва?» не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Не является проблемой не представляющая трудности для ученика задача (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).
Выделяются такие правила создания проблемных ситуаций.
- Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.
- Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
- Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
- Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Существует четыре уровня проблемности в обучении.
- Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
- Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски решения (частично-поисковый метод).
- Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).
- Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).
В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.
Библиография:
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984
- Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010. – с.148-150
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010
- Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
- Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191
- Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-25107-1477373162.jpg)
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-355002-1385994340.jpg)
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681330-1444152511.jpg)
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967205-1509529231.jpg)
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-541587-1417342244.jpg)
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/10/picture-1420064-1662843320.jpg)
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...