Представление проекта на МО "Куклы из бабушкиного сундучка"
проект на тему

Демченко Елена Сергеевна

В данном докладе показана значимость знания своей культуры, её истоков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» филиал «Ласточка»

Проект

  Приобщению дошкольников

к истокам народной культуры  

через ознакомление с народной куклой

«Куклы из бабушкиного сундучка»

                                                Воспитатель: Демченко Елена Сергеевна

 

Пояснительная записка

  Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

    Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

     Почему же я выбрала народную куклу, как средство приобщения  детей к истокам народной культуры?

 Кукла - первая среди  игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла - часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа.

Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

Через кукольный мир они входят в жизнь   и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

 

 Проект ориентирован на старший дошкольный возраст.

Проект построен на основе главных методических принципов: 

-учет возрастных особенностей детей;

-доступность материала;

- постепенность его усложнения.

Цель проекта:

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

2.  Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками   изготовления народной куклы.

3.Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы  в различных видах деятельности.

Для успешной реализации проекта можно выделить следующие условия:

- создание в детском саду  эстетической обстановки, атмосферы национального быта;

-создание уголка  «ряжения», уголка «мастерилки»;

-широкое использование фольклора;

-знакомство с праздниками и традициями русского народа;

-создание мини-выставок;

- просветительская работа среди родителей.

Работа будет вестись одновременно по трем направлениям:

-работа с детьми;

-обогащение предметно – развивающей среды;

-работа с родителями.

В работе с детьми планирую использовать следующие методы:

-дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения;

-чтение художественной литературы;

-слушание музыки;

-организация выставок по различным тематикам;

-просмотр презентаций;

-изготовление народных кукол;

-выставки детских работ;

-игры - драматизации.

Работа по обогащению предметно - развивающей среды в группе будет включать в себя:

-подбор  наглядного материала;

-создание дидактических игр;

-выставки произведений декоративно - прикладного искусства;

- книжные выставки;

-внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей.

Работа с родителями:

-участие в создании мини-выставок;

-выставки передвижки для родителей;

-участие вместе с детьми в создании кукол и оберегов для дома;

-колонка «читаем детям» (в родительском уголке);

- конкурсы – задания;

 Работа по реализации проекта разбита  на три  этапа:

1этап - подготовительный.

Цель: накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа; пополнение окружающей среды; обследование детей на предмет знаний по заданной теме.

      Для решения поставленной цели будут проводится сменные выставки предметов декоративно - прикладного искусства; книжные выставки; экскурсии; занятия. На данном этапе работу с родителями  планирую проводить в форме делового сотрудничества, с организацией совместных конкурсов заданий:  « Пасхальное яичко», « Яркий лоскуток»,

«Самая необычная пуговица».

Таким образом, на первом этапе нужно сформировать у детей устойчивый интерес  к ознакомлению  с историей своего народа, развить  эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготавливать.

 2этап - основной.

Цель: формировать устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы; подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Второй этап будет состоять из занятия для детей, совместного занятия с родителей с их детьми, в ходе которых дети и родители познакомятся с  народными куклами   и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа.

3этап-творческий.

Цель: создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать  творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению  творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.

Составляя перспективный план работы, я сделала упор на то, чтобы  подвести детей к пониманию  значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла.

Результатами проведенной работы являются:

Начатая мной работа, как посеянное  зернышко, должно прорасти и дать свои всходы. Главная задача, стоящая передо мной -  зажечь искорку, которая  со временем  превратится в настоящее бушующий пожар любви и гордости за свою Родину, свой народ.

    Вывод.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача  приобщения детей к ценностям народной культуры.

Девизом своей работы я выбрала замечательные слова В. Высоцкого:

             Красоту, чистоту мы  у старших берем,

             Саги, сказки из прошлого тащим,

             Потому, что добро остается добром

             В прошлом, будущем и  настоящим

Я надеюсь, что зернышко, посеянное  нами в огромное, еще не распаханное поле « детской души» прорастет и   принесет свои  плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материалов для кружка "Из бабушкиного сундучка" летней оздоровительной площадки

Данная подборка  содержит план работы  и материалы для организации ежедневной работы в помощь руководителю кружка  детской оздоровительной площадки...

Мастер - класс "Бабушкин сундучок"

Работа  выполнена  крючком + вышивка. Эта работа  может  служить  прихваткой  на  кухне  или  элементом  декорирования  помещения. Связать  ...

Картотека игр по формированию здорового образа жизни "Бабушкин сундучок"

Картотека игр по формированию здорового образа жизни, предложенные родителями моей группы...

Путешествие в город полезных напитков (конкурс-представление проектов).

Мероприятие разработано для обучающихся 6 класса в рамках внеклассной работы по биологии....

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д....

Проект в 1 младшей группе «Сундучок русских народных сказок!»

Сказка учит добро понимать,О поступках людей рассуждать,Коль плохой, то его осудить,Ну а слабый – его защитить!Дети учатся думать, мечтать,На вопросы ответ получать....

ПРОГРАММА "Секреты бабушкиного сундучка"

Дополнительная общеобразовательная программа "Секреты бабушкиного сундучка" (общеразвивающая)...