ПРОГРАММА "Секреты бабушкиного сундучка"
рабочая программа по теме
Дополнительная общеобразовательная программа "Секреты бабушкиного сундучка" (общеразвивающая)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sekrety_babushkinogo_sunduchka.docx | 270.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Рассмотрено на Утверждаю
педагогическом совете Директор _______Т.В.Федченкова
протокол №1ои 31.08.2018 приказ №61-а от 01.09.2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Секреты бабушкиного сундучка»
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
Творческого объединения «Ремесла родного края»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 1год
Педагог дополнительного
образования: М.Ю.Лунёва
г.Починок, 2018 г.
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В основе программы «Секреты бабушкиного сундучка» лежит модифицированная авторская программа Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России».
Почему «Секреты бабушкиного сундучка»? Всё просто. В деревенской избе у каждой бабушки был старый сундук, в который всегда хотелось заглянуть, чтобы познать сокровенные тайны прошлого, которые он в себе хранил. Ведь очень часто бабушка прятала в своём сундучке не только одежду, но и ещё много всего интересно: ценные для неё вещи, украшения, иногда предметы домашней утвари. А ведь так интересно прикоснуться к тем вещам, которые когда-то принадлежали твоим предкам. Да и бабушка расскажет про них какую-нибудь интересную историю.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Программа "Секреты бабушкиного сундучка" для обучающихся является образовательно-развивающей, социально-педагогической направленности.
Актуальность программы
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность ребёнка? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что групповые занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию творческих способностей обучающихся, формируют эстетический вкус, улучшают эмоциональное состояние детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека способного к творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами с раннего возраста. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, дети чувствуют свою значимость среди сверстников.
Новизна данной программы заключается в расширенном обучении декоративно-прикладному искусству и сопровождается психологической поддержкой обучающихся путем создания условий ситуации успеха посредством взаимодействия участников образовательного процесса и создания эвристической среды. Такой подход в образовательном процессе располагает на развитие творческого мышления, художественных и эстетических навыков выполнения декоративных изделий, получения навыков овладения основами различных техник декоративно-прикладного творчества.
Цели и задачи
Цель: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи:
- Знакомить школьников с отечественной культурой во всем ее многообразии, с национальными традициями своего и других народов через их анализ и сравнение.
- Формировать у школьников интерес к народному творчеству.
- Формировать представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой культуре.
- Воспитывать духовно-нравственную культуру и толерантность, патриотизм и гражданственность.
- Создавать полноценную нравственно-эстетическую среду общения.
- Развивать творческое креативное мышление.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение занятий, направленных на привитие чувства патриотизма;
-организация и проведение занятий, направленных на развитие эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей;
-проведение мероприятий, направленных на выработку толерантности к окружающим людям;
- проведений виртуальных экскурсий, используя интернет.
Методическое оснащение программы:
- ноутбук
- плакаты
- комплекты учебно-дидактических игр
Принципы
Содержание данной программы опирается на следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
•инсценировки
• объяснение
• рассказ детей
• чтение педагога
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов:
приобретение школьником знаний:
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов:
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов:
– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Личностные результаты.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы:
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
- Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Роль орнамента – оберега (вышивка).
- Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).
- Головные уборы девушек и женщин, украшения.
- Рубаха, порты, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки у крестьян (мужская одежда).
- Лапти, онучи – крестьянская обувь.
- Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна у бояр.
- Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у боярынь и боярышень.
Универсальные учебные действия:
— познакомить с особенностями крестьянской одежды;
— сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
— ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
- Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).
- Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
- Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Универсальные учебные действия:
— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
— показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
- Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня.
- Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя). Глиняные и деревянные игрушки.
- Катание зимой на санях, запряженных лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, ручеек).
Русские народные праздники
Зимушка - зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.
- Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
- Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
- Сочетание языческих и христианских праздников.
- Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
- Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
- Святки – веселое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского дерева».
- Крещение Господне. Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Универсальные учебные действия:
— разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
— познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
— изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
- Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Традиция печь блины. Масленица – особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времен; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
- Масленичные обряды: развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (сжигание чучела); ряженье, игры.
- Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
- Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба – символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
- Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба – артоса.
- Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Универсальные учебные действия:
— воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
— разучить песни и игры;
— научиться красить пасхальные яйца;
— разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
- Егорьев день – 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
- День Святой Троицы («Зеленые святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками березы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.
Хороводы, гулянья вокруг березки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание березки. Кумление девушек.
- Иван Купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой. Иван-да-Марья – праздничный цветок Купала. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
- День Петра и Павла – 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют еще Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Петр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Петров день открывал вторую половину лета: «Как придет Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды.
- Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда – лето, после обеда – осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается».
Чтобы задобрить Илью – пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьет», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озерах, вода становилась очень холодной.
Универсальные учебные действия:
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
— научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
- Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, меда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
- Успение Богородицы (Первые осенены – 28 августа). Спожинки – окончание жатвы.
- Покров Богородицы (14 октября) – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.
- Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Универсальные учебные действия:
— сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
— нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.
Русские народные промыслы
Керамика Гжели
- Гжель – название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель – основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всем мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.
- Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Универсальные учебные действия:
— нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Хохлома и Жостово
- Хохлома – художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для меда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.
- Село Жестово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый, лаковый фон, яркие, пышные цветы – садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире.
Универсальные учебные действия:
— раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Павлопосадские шали
- Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семеном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
- Черные, белые, бордовые, синие, зеленые шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов. Павлопосадские шали из чистой шерсти известны во всем мире.
Универсальные учебные действия:
— сравнить орнаменты нескольких шалей.
Вятская и богородская игрушка
- Вятскую игрушку называют еще дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрешки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
- Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщик», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь – лакомка».
Универсальные учебные действия:
— сравнить роспись вятской и богородской игрушки.
Русские народные игры
- Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
- Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
- Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.)
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
- Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.
- Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько песенок, считалок;
— научиться разгадывать загадки.
Народные танцы.
- Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.
- Пляски – наиболее распространенный жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов |
2 3 4 5 6 |
|
|
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. 1. 2. 3. 4. 4. 1. 2. 5. 1. 2. 6. 1. 2. | Старинный русский быт. Функциональный характер одежды в старину. Рубаха, порты, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня) Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Игры и забавы детей. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек) Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)) Русские народные праздники Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Егорьев день — 6 мая. День Святой Троицы («Зелёные Святки»). Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Русские народные промыслы. Гжель — основной центр русской керамики Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома» Жостово -народный промысел — расписные металлические подносы. Вятская (дымковская) игрушка. Русские народные игры. Роль игр в жизни детей. Игры для мальчиков и для девочек. Песни для детей. Колыбельные песни для детей. Песни-потешки. Народные танцы Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Итого: | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 2 9 2 2 3 2 3 1 2 3 2 1 3 2 1 36ч |
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.- М., 1988.
2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.
5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.
7. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1988
8. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
9. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
10. Жегалова С.К. Русская народная живопись.- М., 1984.
11. Званцев М.П. Хохломская роспись.- Горький, 1951..
12.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.: Молодая гвардия, 1988.
13. Л.Н. Михеева / Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
14. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1991.
Приложение 1
Сравнение пословиц по смыслу
Узбекские пословицы | Русские пословицы |
Свой хлеб лучше чужого плова. Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи. Скорпион своих привычек не меняет. Глаза смотрят - руки работают. Голодное дитя с сытым не играет. Два раза послушай, один раз скажи. Коза о жизни, мясник – о сале. Не смейся над соседом - на твою голову обернется. Не успел сделать утром - и вечером не успеешь, вечером не успеешь - никогда не успеешь. Нужный камень тяжелым не бывает. Посеешь ячмень - ячмень соберешь, посеешь пшеницу - соберешь пшеницу. Правда, острее меча.
Увидеть - лучше, чем услышать. Без ветра верхушка дерева не закачается. В человеке цени не красоту, а разум. Взялся за дело - делай хорошо. |
Слово – не воробей: Горбатого могила исправит. Глаза боятся – руки делают. Сытый голодному не товарищ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. У кого что болит, тот о том и говорит. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Своя ноша не тянет. Что посеешь, то и пожнёшь. Правда глаза колет. У страха глаза велики. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Дыма без огня не бывает. По одёжке встречают, по уму провожают. Взялся за гуж, не говори, что не дюж! |
Азербайджанские пословицы | Русские пословицы |
Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу. Никто не видит своих пороков. Разжуй слово, прежде чем изо рта его вынуть. Шей шубу летом, точи серп зимой. Не засыпай колодца: воды попить придется. Как ни седлай черного осла, он все равно мулом не станет. Лучше, чем роза в чужбине, шип в отечестве. Каждому свой край сладок. Выпущенная стрела назад не возвращается. | По одёжке встречают, по уму провожают. В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Готовь сани летом, а телегу зимой. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.
Всякому мила своя сторона. Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. |
Татарские пословицы | Русские пословицы |
Без труда и зайца не поймаешь. Волчонок все-таки будет волком, даже если будет воспитан человеком. Какова яблоня, таков и плод. Огонь в подоле не унесешь. Правдивое слово всегда горько. Чужой совет слушай, своим умом живи. Что за лесом лежит, ему видно, а что перед носом его - не видно. | Дыма без огня не бывает. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сколько волка ни корми — он всё в лес смотрит. Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь. Горькая правда приятней сладкой лжи. На Бога надейся, а сам не плошай. В чужом глазу видеть соринку, в своём бревна не замечать. |
Приложение 2
Подборка сказок для сравнительного анализа
Русские сказки | Сказки народов мира |
«Лиса и журавль» (русская народная сказка) «Теремок» (русская народная сказка) «Колобок» (русская народная сказка) «Лисичка сестричка и волк» (русская народная сказка) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) «Мужик и медведь» (русская народная сказка) «Лиса и тетерев» (Л.Н.Толстой) «Жадная старуха» (русская народная сказка) «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин) «Царевна-лягушка» (русская народная сказка) «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) «Два Мороза» (русская народная сказка) «Царевна - лягушка» (русская народная сказка) «Сивка-бурка» (русская народная сказка) | «Аист и ворон» (австралийская сказка) «Рукавичка» (украинская народная сказка) «Джонни пончик» (английская сказка) и «Блинчик» (норвежская сказка) «О том, как лиса обманула гиену» (сказка Сото (племя в Африке)) «Сказка про Гензеля и Гретель» (Братья Гримм) «Как лис Миккель и Бамсе вместе поле возделывали» (норвежская сказка) «Лиса и куропатка» «Золотая рыба» (индийская народная сказка) «Сказка о рыбаке и его жене» (Братья Гримм) «Принцесса-лягушка» (монская (Бирма) сказка) «Шангул и Мангул» (персидская сказка) «Старый морозец и молодой морозец» (литовская народная сказка) «Тан - батыр» (татарская сказка) «Таз - зять падишаха» (татарская сказка) |
Приложение 3
ПАМЯТКА «Как придумать волшебную сказку?»
1. Название.
2. Зачин. Выбери готовый или придумай свой.
- «В стародавние времена, в далёком-предалеком королевстве жили-были…».
- «Давным-давно жила-была женщина. Была (и) у неё …».
- «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …».
- «Жил-был на свете …».
- «У одного старика был(и) … . Однажды …».
3. Герои (положительный / отрицательный).
4. Придумай исполнителя желаний (например: лесной зверь, волшебник, цветок и т.п.)
5. Желания.
6. Используй образные выражения. Например:
- «долго ли, коротко ли»
- «жить припеваючи»
- «путём-дорогою»
- «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать»
7. Финал.
8. Пословицы (в конце).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка материалов для кружка "Из бабушкиного сундучка" летней оздоровительной площадки
Данная подборка содержит план работы и материалы для организации ежедневной работы в помощь руководителю кружка детской оздоровительной площадки...
"Секреты бабушкиного сундука" познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста
Познавательно-игровая программа "Секреты бабушкиного сундука" раскрывает секреты изготовления обрядовых кукол. В программе выстроен алгоритм изготовления куклы "мартинички"....
Мастер - класс "Бабушкин сундучок"
Работа выполнена крючком + вышивка. Эта работа может служить прихваткой на кухне или элементом декорирования помещения. Связать ...
Картотека игр по формированию здорового образа жизни "Бабушкин сундучок"
Картотека игр по формированию здорового образа жизни, предложенные родителями моей группы...
Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"
Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д....
Представление проекта на МО "Куклы из бабушкиного сундучка"
В данном докладе показана значимость знания своей культуры, её истоков....
Образовательная программа "Секреты бабушкиного сундука"
Программа художественной направленности Срок реализации программы – 3 годаПрограмма для детей в возрасте от 6 до 16 лет Первый год обучения- 144 часаВторой год – 216 часов Трети...