Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Караулова Дильбар Рафаиловна

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д.Р. на республиканском семинаре "Опыт реализации интегрированного подхода в обучении и воспитании детей-сирот в условиях Волжской школы-интерната", который прошел на базе ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ноябре 2013 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kon_001.doc107.2 КБ

Предварительный просмотр:

     

       Интегрированный урок марийского языка и

            истории культуры народов Марий Эл,

проведённый в 6 классе «Ковамын шондыкшо»

                      («Бабушкин сундук»)

                                         

                   Тема: Ковамын шондыкшо.

Цели:   1. Приобщить детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой;

  1. Активизация лексического материала по теме «традиционный марийский костюм»;
  2. Развивать внимание, воображение.

Оборудование: сундук, марийская национальная одежда,

                            кукла в национальном наряде,

                            рисунки с изображением орнаментов, магнитофон,

                            диски с марийской мелодией, цветные карандаши.

                                                          Ход урока:

        1. Организационная часть.

-Салам лийже.

Онгыр йукшо йынгырта,

Урокнам туналына.

Удыр - влак, шичса.

Рвезе- влак, шичса.

  1. Речевая разминка.

Йодылаш вашештыза:

-Таче ко дежурный? Таче могай числа? Арнян могай кечыже? Классыште ко уке?

- Тыйын лумет кузе? Пашат кузе кая? Тыйын шочмо кечет кунам?

     3.     Повторение пройденного.

1) Учитель обращает внимание обучающихся на сундук, находящийся возле доски: - Мом мый ужамже? Шондык. Сундук. Могай онай, могай чатка. А кон тиде шодыкшо? Тиде тыйын шондыкет?

(Ответы ребят, повторение конструкции уке, мыйын огыл)

Чей же это сундук? Я вижу замок на нем кодовый. Давайте попробуем расшифровать код и узнать, кому принадлежит этот сундук с помощью марийского алфавита, где каждая буква пронумерована. Итак, я называю числа, а вы записываете буквы.

        

     

19

1

14

19

1

13

28

6

п

а

м

п

а

л

ч

е

        Ший Пампалче - Среброзубая Пампалче. А вот она и сама.

               (Показ куклы в национальном костюме).

 Я вижу у неё письмо. Что же она хочет нам поведать?

       2.Чтение письма:

«Республикыште Шернур районышто илем. Мылам латик ий. Мый визымше лассыште тунемам. Мылам мураш, книгам лудаш да уретлаш пеш келша. Мыйын ковам уло. Тудо пидаш да турлаш йората. А эше ковам тамле когыльым ышта.Мый коваем пеш йоратем».

       3.Устный перевод, пересказ содержания письма.

4. Проверка домашнего задания.

-Пампалче нам рассказала о себе и немного о своей бабушке. А что вы расскажете нам о своих бабушках? Дома вы нарисовали портреты ваших бабушек и подготовили о них рассказ.

(опрос 3-4 учащихся, перессказ текста)

2. Новая тема

  1. Вступительная слово учителя истории культуры народов Марий Эл. Звучит медленная марийская мелодия.

-Куда ни глянь - на тысячи вёрст леса, леса и леса. Ни дорог, ни путей, только реки синими змейками вьются, петляют по хвойным просторам, пробиваются через суглинистые земли,

через коричневые торфяные залежи, через песчаные холмы к матушке Волге - реке.

Между Новгородом и Казанью текут с севера и впадают в великую русскую реку две Кокшаги. Одна - Малая, другая- Большая. Текут спокойно, почти нигде не приближаясь и не отдаляясь

друг от друга. Между ними около ста вёрст лесиситых земель. Это черемисское между речье - обиталище белого народа. Живут тут люди, промышляют охотой, ловят рыбу, пашут землю, выращивают овёс. Рожь, коноплю. Шьют себе белые одежды.

Ош марий - белый марий. Так называли себя марийцы. Белый цвет считался символом чистоты и порядка. Белый цвет был гордостью женщин.

Пора и нам заглянуть в бабушкин сундук. Что он хранит в себе?

  1. Учитель марийского языка достает из сундука предметы одежды и называет их:

Шовыч - платок, тувыр - платье, сорока и шымакш - женские головные уборы.

  1. Сообщение цели урока.

- Вы уже заметили, что каждая из этих вещей украшена очень красивой вышивкой. Вышивка служила не только для украшения одежды, она служила оберегом. А ещё марийскую вышивку

можно читать. Ведь у наших предков не было своей письменности. Свои чувства и мысли

марийские женщины передавали через своё искусство вышивания. А мы сегодня с вами

постараемся понять язык древней вышивки и прочитать его.

4) знакомство с орнаментом

- В марийской вышевке выделяют узоры растительного, зооморфного и геометрического происхождения. Солнце, деревья, птицы, животные - всё имело магический смысл в древнейших языческих верованиях. Птица является воплощением света и жизни. Изображе ние дерева, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи,

рода. Утка является образом женщины, семьи, плодородия. Изображение лебедей выдаёт

мечты о красоте, любви и верности. Баран считается одним из святых животных.

Вышивая

бараньи рога, мастерица желала для себя и для того, кому предназначалась её работа, защи ты от зла, нечисти и болезней.

5) Знакомство с цветовой гаммой марийской вышивки.

- Обратите внимание, что на всей вышивке преобладают красно- бордовые тона, черная

нить используется для контура, реже на узорах добавляются жёлтые и зелёные нити.

IV. Физминутка.

  1. Между делом мастерицы любили петь и плясать. Давайте и мы с вами споём и спляшем под нашу любимую песню «Кидна дене коп-коп-коп...»
  1. Кидна дене коп-коп-коп,

Кидна дене коп-коп-коп,

П-в: Модын, воштыл веселан Куштена ружге чылан.

  1. Йолна дене топ-топ-топ,

Йолна дене топ-топ-топ,

П-в: Модын, воштыл веселан Куштена ружге чылан.

  1. Капна дене лып-лып-лып,

Капна дене лып-лып-лып,

П-в: Модын, воштыл веселан Куштена ружге чылан

V. Закрепление.

  1. Повторение        орнаментов.

-Давайте ещё раз просмотрим одежду из бабушкиного сундука и скажем, какие узоры мы видим на ней? Назовите виды орнаментов.

  1. Работа в тетрадях. Сделать выкройку фартука для Пампалче, украсив её марийской вышивкой.

(В это время звучит весёлая марийская музыка).

  1. Чтение        и разучивание стихотворения.
  1. Пампалче очень рада, что скоро у неё будут обновки. И у неё для вас ещё одна новость. Догадайтесь, о чем она сообщает.

Таче пешак сай игече,

Коваемын шочмо кече,

Тудым мые йоратем,

Пайрем дене саламлем.

VI. Подведение итогов.

     Сегодня на уроке мы узнали, какую одежду носили наши бабушки и прабабушки. Познакомились с  орнаментами, а на следующем уроке мы будем дальше раскрывать секреты марийской вышивки. Пора сложить наши вещи аккуратно в бабушкин сундук: шовыч, тувыр, сорока, шымакш.

- Какие виды узоров выделяют?

Какие цвета преобладают в марийской вышивке?

Домашнее задание: раскрасить фартук для Пампалче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Интегрированный урок английского языка и истории "История и сегодняшний день США"

Сценарий интегрированного урока "История и сегодняшний день США" ...

Интегрированный урок русского языка и физической культуры.

Современные виды спорта и физические упражнения. Спортивная лексика....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА УРОКА “WE CAN SPEAK ENGLISH DOING SPORT “

Этапы и задачи урокаСодержание урока Приёмы и методыФормы работыСтадияДеятельность учителяДеятельность ученика 1. Организационный момент Даётся команда рассчитаться по порядку: one, two...

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...