Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д.Р. на республиканском семинаре "Опыт реализации интегрированного подхода в обучении и воспитании детей-сирот в условиях Волжской школы-интерната", который прошел на базе ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ноябре 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_001.doc | 107.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок марийского языка и
истории культуры народов Марий Эл,
проведённый в 6 классе «Ковамын шондыкшо»
(«Бабушкин сундук»)
Тема: Ковамын шондыкшо.
Цели: 1. Приобщить детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой;
- Активизация лексического материала по теме «традиционный марийский костюм»;
- Развивать внимание, воображение.
Оборудование: сундук, марийская национальная одежда,
кукла в национальном наряде,
рисунки с изображением орнаментов, магнитофон,
диски с марийской мелодией, цветные карандаши.
Ход урока:
1. Организационная часть.
-Салам лийже.
Онгыр йукшо йынгырта,
Урокнам туналына.
Удыр - влак, шичса.
Рвезе- влак, шичса.
- Речевая разминка.
Йодылаш вашештыза:
-Таче ко дежурный? Таче могай числа? Арнян могай кечыже? Классыште ко уке?
- Тыйын лумет кузе? Пашат кузе кая? Тыйын шочмо кечет кунам?
3. Повторение пройденного.
1) Учитель обращает внимание обучающихся на сундук, находящийся возле доски: - Мом мый ужамже? Шондык. Сундук. Могай онай, могай чатка. А кон тиде шодыкшо? Тиде тыйын шондыкет?
(Ответы ребят, повторение конструкции уке, мыйын огыл)
Чей же это сундук? Я вижу замок на нем кодовый. Давайте попробуем расшифровать код и узнать, кому принадлежит этот сундук с помощью марийского алфавита, где каждая буква пронумерована. Итак, я называю числа, а вы записываете буквы.
19 | 1 | 14 | 19 | 1 | 13 | 28 | 6 |
п | а | м | п | а | л | ч | е |
Ший Пампалче - Среброзубая Пампалче. А вот она и сама.
(Показ куклы в национальном костюме).
Я вижу у неё письмо. Что же она хочет нам поведать?
2.Чтение письма:
«Республикыште Шернур районышто илем. Мылам латик ий. Мый визымше лассыште тунемам. Мылам мураш, книгам лудаш да уретлаш пеш келша. Мыйын ковам уло. Тудо пидаш да турлаш йората. А эше ковам тамле когыльым ышта.Мый коваем пеш йоратем».
3.Устный перевод, пересказ содержания письма.
4. Проверка домашнего задания.
-Пампалче нам рассказала о себе и немного о своей бабушке. А что вы расскажете нам о своих бабушках? Дома вы нарисовали портреты ваших бабушек и подготовили о них рассказ.
(опрос 3-4 учащихся, перессказ текста)
2. Новая тема
- Вступительная слово учителя истории культуры народов Марий Эл. Звучит медленная марийская мелодия.
-Куда ни глянь - на тысячи вёрст леса, леса и леса. Ни дорог, ни путей, только реки синими змейками вьются, петляют по хвойным просторам, пробиваются через суглинистые земли,
через коричневые торфяные залежи, через песчаные холмы к матушке Волге - реке.
Между Новгородом и Казанью текут с севера и впадают в великую русскую реку две Кокшаги. Одна - Малая, другая- Большая. Текут спокойно, почти нигде не приближаясь и не отдаляясь
друг от друга. Между ними около ста вёрст лесиситых земель. Это черемисское между речье - обиталище белого народа. Живут тут люди, промышляют охотой, ловят рыбу, пашут землю, выращивают овёс. Рожь, коноплю. Шьют себе белые одежды.
Ош марий - белый марий. Так называли себя марийцы. Белый цвет считался символом чистоты и порядка. Белый цвет был гордостью женщин.
Пора и нам заглянуть в бабушкин сундук. Что он хранит в себе?
- Учитель марийского языка достает из сундука предметы одежды и называет их:
Шовыч - платок, тувыр - платье, сорока и шымакш - женские головные уборы.
- Сообщение цели урока.
- Вы уже заметили, что каждая из этих вещей украшена очень красивой вышивкой. Вышивка служила не только для украшения одежды, она служила оберегом. А ещё марийскую вышивку
можно читать. Ведь у наших предков не было своей письменности. Свои чувства и мысли
марийские женщины передавали через своё искусство вышивания. А мы сегодня с вами
постараемся понять язык древней вышивки и прочитать его.
4) знакомство с орнаментом
- В марийской вышевке выделяют узоры растительного, зооморфного и геометрического происхождения. Солнце, деревья, птицы, животные - всё имело магический смысл в древнейших языческих верованиях. Птица является воплощением света и жизни. Изображе ние дерева, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи,
рода. Утка является образом женщины, семьи, плодородия. Изображение лебедей выдаёт
мечты о красоте, любви и верности. Баран считается одним из святых животных.
Вышивая
бараньи рога, мастерица желала для себя и для того, кому предназначалась её работа, защи ты от зла, нечисти и болезней.
5) Знакомство с цветовой гаммой марийской вышивки.
- Обратите внимание, что на всей вышивке преобладают красно- бордовые тона, черная
нить используется для контура, реже на узорах добавляются жёлтые и зелёные нити.
IV. Физминутка.
- Между делом мастерицы любили петь и плясать. Давайте и мы с вами споём и спляшем под нашу любимую песню «Кидна дене коп-коп-коп...»
- Кидна дене коп-коп-коп,
Кидна дене коп-коп-коп,
П-в: Модын, воштыл веселан Куштена ружге чылан.
- Йолна дене топ-топ-топ,
Йолна дене топ-топ-топ,
П-в: Модын, воштыл веселан Куштена ружге чылан.
- Капна дене лып-лып-лып,
Капна дене лып-лып-лып,
П-в: Модын, воштыл веселан Куштена ружге чылан
V. Закрепление.
- Повторение орнаментов.
-Давайте ещё раз просмотрим одежду из бабушкиного сундука и скажем, какие узоры мы видим на ней? Назовите виды орнаментов.
- Работа в тетрадях. Сделать выкройку фартука для Пампалче, украсив её марийской вышивкой.
(В это время звучит весёлая марийская музыка).
- Чтение и разучивание стихотворения.
- Пампалче очень рада, что скоро у неё будут обновки. И у неё для вас ещё одна новость. Догадайтесь, о чем она сообщает.
Таче пешак сай игече,
Коваемын шочмо кече,
Тудым мые йоратем,
Пайрем дене саламлем.
VI. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы узнали, какую одежду носили наши бабушки и прабабушки. Познакомились с орнаментами, а на следующем уроке мы будем дальше раскрывать секреты марийской вышивки. Пора сложить наши вещи аккуратно в бабушкин сундук: шовыч, тувыр, сорока, шымакш.
- Какие виды узоров выделяют?
Какие цвета преобладают в марийской вышивке?
Домашнее задание: раскрасить фартук для Пампалче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.
Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...
Интегрированный урок английского языка и истории "История и сегодняшний день США"
Сценарий интегрированного урока "История и сегодняшний день США" ...
Интегрированный урок русского языка и физической культуры.
Современные виды спорта и физические упражнения. Спортивная лексика....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА УРОКА “WE CAN SPEAK ENGLISH DOING SPORT “
Этапы и задачи урокаСодержание урока Приёмы и методыФормы работыСтадияДеятельность учителяДеятельность ученика 1. Организационный момент Даётся команда рассчитаться по порядку: one, two...
Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Цель урока: расширить, закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....