ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
учебно-методический материал (10, 11 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.
Анализировать достигнутые нами результаты мы можем исходя из требований, которые предъявляются к нам сегодня. Эти требования формируются как социальный заказ. За последние 5 лет работы школы сложилась определенная модель работы с одаренными детьми. Это предметные олимпиады, предметные научные недели, конференции, городские семинары и другие мероприятия.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно - методического обеспечения ее реализации.
ЗАДАЧИ:
- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития одаренных детей;
- стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
- разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
- обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовку одаренных детей;
- воспитать сознательного гражданина России;
- создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;
- создать группу педагогической ориентации совместно с Волгодонским педагогическим колледжем;
- развивать у одаренных детей качественно высокий уровень мировоззренческих убеждений, позволяющий им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
- формировать духовный потенциал личности как внутренней двигательной силы ее развития, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- утверждать здоровый образ жизни школьника;
- развивать научно-исследовательские навыки и творческие способности одаренных детей.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- гуманизм;
- демократизм;
- научность и интегративность;
- индивидуализация и дифференциация;
- систематичность;
- развивающее обучение;
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, администрация школы должна направлять для работы с одаренными детьми самых высоко квалификационных учителей.
Выявление одаренных детей должно проводиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, так как именно в этом звере ярко выражены природные способности.
ЭТАПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1-й этап – анамнестический – на 1 ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;
2-й этап – диагностический – на этом этапе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;
3-й этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу (3 ступень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.
Анализировать достигнутые нами результаты мы можем исходя из требований, которые предъявляются к нам сегодня. Эти требования формируются как социальный заказ. За последние 5 лет работы школы сложилась определенная модель работы с одаренными детьми. Это предметные олимпиады, предметные научные недели, конференции, городские семинары и другие мероприятия.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно - методического обеспечения ее реализации.
ЗАДАЧИ:
- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития одаренных детей;
- стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
- разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
- обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовку одаренных детей;
- воспитать сознательного гражданина России;
- создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;
- создать группу педагогической ориентации совместно с Волгодонским педагогическим колледжем;
- развивать у одаренных детей качественно высокий уровень мировоззренческих убеждений, позволяющий им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
- формировать духовный потенциал личности как внутренней двигательной силы ее развития, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- утверждать здоровый образ жизни школьника;
- развивать научно-исследовательские навыки и творческие способности одаренных детей.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- гуманизм;
- демократизм;
- научность и интегративность;
- индивидуализация и дифференциация;
- систематичность;
- развивающее обучение;
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, администрация школы должна направлять для работы с одаренными детьми самых высоко квалификационных учителей.
Выявление одаренных детей должно проводиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, так как именно в этом звере ярко выражены природные способности.
ЭТАПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1-й этап – анамнестический –
на 1 ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;
2-й этап – диагностический –
на этом этапе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;
3-й этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу (3 ступень).
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
- ПРАВА И ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА в аспекте реализации программы:
- общее руководство разработкой и реализацией программы;
- обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль.
2. ФУНКЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА по научно-методической работе
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
- корректировка составляющих элементов программы «Одаренные дети»;
- анализ и обобщение результатов реализации программы;
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
3. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА
- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;
- определение критериев эффективности реализации программы «Одаренные дети»;
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
- ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету;
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей по предметам;
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;
5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ, работающих с одаренными детьми:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского и областного уровня;
- организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнением программ;
- контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
- творческие отчеты в рамках научно-методической недели;
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Основные задачи воспитания одаренных детей:
- воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
- формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;
- формирование высокой речевой культуры;
- развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных ценностей, реализация идеи «диалога культур»;
- обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;
- опора на принцип гуманизма как основу воспитания одаренных;
- освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;
- философско-мировозренческая подготовка одаренных детей как основа определения личной программы жизни.
СЕМЕЙНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе.
Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.
Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей?
Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в своем ребенке?
К сожалению, не всегда.
Следовательно, работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик – родители – учитель» невозможна и малоэффективна.
При организации работы с одаренными детьми следует:
- учитывать одаренность как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
- учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;
- учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;
- создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;
- оказать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
- создания условий поддержки учащихся;
- создание банка данных одаренных детей;
- обучение одаренных детей навыками поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
- формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);
- организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Важность и актуальность решения проблемы и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одаренной в частности.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕУЧЕБНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ
Программа развития мыслительных умений и навыков у школьников общеобразовательной школы предполагает постепенное, целенаправленное формирование следующих основных умений и навыков:
- анализ и выделение главного;
- сравнение;
- обобщение и систематизация;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация;
- доказательство и опровержение;
- умения, необходимые в проблемном обучении. ;
Умения и навыки мыслительной деятельности школьников совершенствуются в процессе целенаправленного, активного их формирования.
10 КЛАСС
- Широко применять сформированные умения эмпирического, теоретического и структурно-генетического анализа в классной, домашней и внеклассной работе различного характера. Уметь определять суть и структуру, систему аудиовизуальной и другой информации. Совершенствовать умение анализировать информацию межпредметного характера, вычленять и анализировать межпредметные связи (пространственные, временные, причинно-следственные, иерархические и др.) уметь в единстве формы и содержания анализировать художественное произведение, научно-популярный текст, диалогическую речь, вопросы, строить ответ, учитывать логику вопросов, диалога. Учиться анализировать сложные методы учебно-познавательной деятельности: моделирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному и др. уметь «читать» и анализировать различные формы кодирования и перекодирования информации, ход деловой игры. Учиться выделять главное в различной информации, в сложных методах познавательной деятельности, фиксировать результаты в различной знаковой и образной форме. Понимать зависимость результатов выделения главного от цели и точки зрения. Самостоятельно составлять опорные конспекты, тезисы, сложные планы. Творчески пользоваться правилом-ориентиром выделения главного, учиться составлять правила самостоятельно.
- Активно применять в различных видах деятельности все виды и формы сравнения (параллельное, последовательное, отсроченное, частичное и полное, эмпирическое и теоретическое). Уметь выполнять задания сравнительно-обобщающего характера, составлять системно-структурные характеристики объектов. Продолжать учиться сравнивать способы деятельности (методы, приемы, алгоритмы), способы решения задач. Пользоваться межпредметным сравнением (явлений в родственных литературах, языках; ведущих теорий, законов – в физике, химии, биологии и т.д.). Продолжать учиться сравнивать учебно-познавательскую, практическую, организационную, общественную деятельность разных лиц, групп, коллективов. Применять известные правила-ориентиры и модели сравнения, учиться составлять аналогичные. Делать из сравнения теоретические, практические выводы, заканчивать его обобщением, применять в творческой деятельности.
- Творчески применять сформированные умения обобщать (эмпирические и теоретические; формально-логические, диалектические и проблемные) для систематизации различной по источнику, характеру, сложности и назначению информации. Учиться системно-структурному анализу, сравнению и обобщению. На основе теоретических знаний и правил-ориентиров выполнять задания проблемно-обобщающего характера, устанавливать межпредметные связи в рассказе учителя, ответе товарища, обобщать ход дискуссии, деловой игры, итоги конкурса, телепередачи, спектакля. Обобщать различную деятельность лиц, групп и коллективов, методы познавательной и практической работы. Фиксировать обобщение в удобной и экономической форме. Учиться приемам мысленного моделирования.
- Совершенствовать умение определять понятия. Применять умение строить эмпирические и теоретические определения при освоении различной информации, анализе учебной продукции товарищей по классу.
- Творчески использовать сформированные умения конкретизировать (эмпирические и теоретические, формально-логические и диалектические) для исследования и расшифровки различной по источнику, объему и сложности информации. Применяя методы системно-структурного анализа, сравнения и обобщения, учиться выражать результаты конкретизации и развернутой системе суждений (рассказе, отчете о наблюдении, лабораторной и практической работе, в сочинении, докладе, дискуссии). На основе теоретических знаний и правила-ориентира выполнять сложные познавательные задачи, задания проблемно-конкретизирующего характера, расшифровывать межпредметные связи, учиться мысленному эксперименту.
- Активно применять сформированные умения доказательства и опровержения, учиться способам дедуктивного и проблемного доказательства, новым способам опровержения ( с помощью контпримеров, контробразов, приемов синектики). Осмысленно владеть сутью, структурой и правилом-ориентиром доказательства в связных ответах, отчетах, докладах, сочинениях. Уметь отстаивать свой тезис, проводить неопровержимые аргументы, делать выводы, опровергать аргументацию противника. Уметь найти необходимую и достаточную аргументацию при решении познавательных задач, в самостоятельных исследованиях. Учиться новым методам, активно привлекая приемы синектики.
- Применять известные процедуры творческой деятельности для понимания проблем и проблемных ситуаций, совершенствовать все процедуры, необходимые для решения проблем. Использовать приемы проблемного изложения, уметь активно включаться в эвристическую беседу, решать различные познавательные задачи, выполнять различные познавательные задачи, выполнять учебные исследования. Учиться применять тактические и стратегические способы познавательной деятельности к формулировке и решению новых проблем. Переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем межпредметного характера, во внеклассную работу различного характера. Вводить освоенные процедуры в общую систему учебных умений и навыков, применять в различных видах учебной, практической, общественной деятельности.
11 КЛАСС
- Широко и осознанно применять сформированные со1 по 10 класс различные виды анализа в зависимости от цели и характера учебного задания. Уметь вскрывать тенденции, закономерности, переносить сформированные умения анализа с одного вида деятельности на другой. Пользоваться сформированными умениями анализа различных способов учебной деятельности и репродуктивных, конструктивных и творческих задач. Учиться анализировать ход дискуссий, удерживая в поле зрения основную тему. Развивать умение анализировать деловые, имитационные игры. Совершенствовать различные виды анализа с помощью ТСО.
- Применять сформированное умение выделять главное, переносить его на различные виды деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.). уметь выделять главное в различной по объему. Характеру и назначению информации, в способах деятельности методологического характера. Фиксировать главное в различной знаковой и образной форме. Анализировать данные и самостоятельно составлять опорные конспекты-модели выделения главного, тезисы, сложные планы, самостоятельно составлять правила-ориентиры выделения главного. Ввести умение выделять главное в общую систему умений мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение и т.д.)
- Творчески применять сформированные за годы обучения различные виды и формы сравнения. Выполнять проблемные задания на основе сравнительно-структурного подхода. Выполнять познавательные задания различной степени сложности, в основе которых лежит сравнение. Продолжать учиться сравнивать способы деятельности, в том числе методологического характера. Пользоваться межпредметным сравнением. Продолжать учиться сравнивать не только учебно-познавательную, но и все другие виды учебной, общественной и трудовой деятельности отдельных лиц, групп, коллективов. Творчески применять основные правила-ориентиры и модели сравнения, учиться фиксировать результаты сравнения самостоятельно в различной знаковой форме. Делать теоретические и практические выводы из сравнения, заканчивая его обобщением, применять прием сравнения и его результаты в творческой деятельности.
- Применять сформированные умения обобщать различную по источнику, объему, характеру, сложности информацию. Продолжать учиться наиболее сложным способам обобщения: диалектическому, системно-структурному. Выполнять задания проблемно-обобщающего характера, устанавливать межпредметные связи в различной учебной информации. Широко переносить умение обобщать на другие виды деятельности (практическую, организаторскую, общественную и т.д.), обобщать методы и приемы интеллектуальной и практической деятельности. Фиксировать обобщение в оптимальной форме.
- Применять умения строить эмпирические и теоретические определения при освоении, применении и обобщении различной учебной информации классного и внеклассного характера. Совершенствовать оценочные суждения по заданным критериям, учить устанавливать такие критерии самостоятельно.
- Творчески применять сформированные умения конкретизировать для исследования, расшифровки и применения различной информации. Продолжать учиться наиболее сложным видам конкретизации: восхождение от абстрактного к конкретному, на основе системно-структурного анализа, моделей. Уметь расшифровывать межпредметные связи в различной информации. Учиться переносить умения и навыки конкретизации на другие виды деятельности, расшифровывать обобщения, данные в любой знаковой форме.
- Активно применять освоенные виды и формы доказательства, прямое и косвенное, индуктивное, индуктивное, дедуктивное и по аналогии, проблемное, «мозгового штурма», синектики. Владеть всеми видами опровержения. Участвовать в докладах, диспутах, дискуссиях, конференциях, уметь отстаивать свои взгляды, ставить вопросы.
- Пользоваться в учении некоторыми методами научного познания. Применять принципы марксистско-ленинской методологии в учении (историзм, классовый подход, партийность, идеи развития, взаимосвязи и др.). Уметь проблемно излагать знания. Участвовать в эвристической беседе и проводить ее в младших классах, решать различные познавательные задачи, выполнять учебные исследовательские задания. Учиться применять приемы и методы марксистской методологии для освоения, применения и обобщения знаний, оценки событий и явлений.
- Ввести сформированные мыслительные умения и навыки учения и самообразования в общую систему общеучебных умений (систематизировать перечень умений, практически оценивать любую информацию на основе освоенных умений и навыков, пользоваться приемами взаиморецензирования, взаимообучения, обучения младших и др.). творчески применять знания, умения, навыки в новых условиях, в различных видах учебно-познавательной и организационной деятельности (на уроках, семинарах, конференциях, факультативах, собраниях, политинформациях, в производственной практике и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Проектная деятельность на уроках истории.
В статье представлено описание проектной деятельности, как способа повышения мотивации учебной деятельности на личной заинтересованности учащихся в преобретении знаний для решения реальных проблем....
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Проектная деятельность на уроках истории. Учитель истории и обществознания Ризатдинова Ризида Ибрагимовна (высшая категория).
Проектная деятельность на уроках истории...
"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой, познавательной деятельности учащихся"
Данный материал содержит информацию о проектной деятельности на уроке....
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...