Проектная деятельность на уроках истории.
статья по истории по теме
В статье представлено описание проектной деятельности, как способа повышения мотивации учебной деятельности на личной заинтересованности учащихся в преобретении знаний для решения реальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_50.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ,
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет
реализовать основные направления модернизации образования. Он основывается на личной заинтересованности учащегося в приобретении знаний для решения
реальной проблемы. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт
как школьникам, так и педагогам, невозможный при других формах обучения.
Метод проектов – это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея опыта - это формирование проектных умений
как одного из условий развития индивидуальности, повышения общей
культуры личности за счет дополнительной информации.
Каким образом организуется проектная деятельность?
Примерный план моей работы:
- Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для
выполнения проектов.
- Выделить проблему, которую необходимо решить учащимся в ходе
выполнения проекта.
- На основе проблемы определить тип проекта, его тему.
- Определить цель предстоящей работы.
- Составить план работы над проектом.
- Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта:
--выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы;
--сбор информации (литература, СМИ, опрос, наблюдение, анкетирование,
интервью, эксперимент и т.д.);
-- решение промежуточных задач;
-- анализ информации;
--формулирование выводов;
-- оформление результатов.
7. Продумать форму представление проекта:
-- критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта.
8. Рефлексия (самооценка) – размышление о проделанной работе.
- Представление проекта на научно-практической конференции.
Процесс работы не менее важен чем сам результат:
для учителя – это владение искусством коммуникативности, не навязывать свою точку зрения, способностью генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем.
для учащихся - знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем;
--умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания;
-- тщательное выполнение работы;
--полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей инновационного
поиска новых средств.
Организация исследовательской работы позволяет решить ряд задач:
- осуществить более прочное освоение учебного материала;
- познакомить с методами исследования;
- показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- включить ребенка в контекст научного исследования;
- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
- приобщить к разнообразным формам организации.
Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:
развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение
кругозора учащихся; выявление лидерских организационных способностей; раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.
Есть определенные трудности: трудно совместить данный метод с урочной работой, трудоемкий метод.
Результатами метода проектов по истории являются;
- повышение творческой активности учащихся на уроке;
- развитие их логического и критического мышления;
- расширение кругозора школьников.
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать
и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в
проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом
себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи
обучения с жизнью.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок,
развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Реализация проектов способствует формированию самостоятельно
мыслящей и творческой личности.
Кудряшова Вера Сергеевна учитель ГОУ СОШ № 262 г. Санкт-Петербурга
Литература:
- Брыкова О.В. «Проектная деятельность с использованием информационных
технологий в учебном процессе», СПб, 2007г.
2. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников», Москва, «Просвещение», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Проектная деятельность на уроках истории
Презентация опыта использования проектной технологии....
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Проектная деятельность на уроках истории. Учитель истории и обществознания Ризатдинова Ризида Ибрагимовна (высшая категория).
Проектная деятельность на уроках истории...
"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой, познавательной деятельности учащихся"
Данный материал содержит информацию о проектной деятельности на уроке....
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...