СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
учебно-методический материал на тему
Задача школы по развитию речи, основные направления коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи. Содержание коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Работа педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений позволяет наполнить смыслом жизнь ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его близких. Основная задача школы - научить обучающихся навыкам общения со сверстниками, решить личностные проблемы, подготовить к самостоятельной жизни в обществе, поддержать в профессиональной реабилитации. Современная система обучения обязана обеспечивать образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами, возможностями.
В специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями речи организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя, тесно связана с решением проблемы развития его речи.
Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т.е. научить пользоваться речью как средством общения. С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:
а) развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;
б) формирование и расширение лексической стороны речи;
в) практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;
г) формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).
Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.
Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей языковой системой. Языковой материал накапливается поэтапно в связи с различными видами деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от речевой деятельности, развёртывающейся в наглядной ситуации, к общению с опорой на прежний речевой опыт, на контекст. Учащиеся подготавливаются к продуцированию развёрнутых высказываний, требующих усложнённых синтаксических конструкций, использования отвлечённой лексики, свободного владения морфологическими изменениями слов.
Отбор языкового материала также подчинён коммуникативным целям и осуществляется с учётом его частотности, продуктивности и доступности усвоения. Сначала отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Этим обеспечиваются элементарные формы общения. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлечённого характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной, а затем к составлению устных и письменных связных текстов.
В начале обучения в школе V используется преимущественно ситуативная форма общения, а затем формируется база для контекстной речи. В это время формируется диалог в учебной и игровой ситуации (1класс) с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям детей (2-й, 3-й классы). В 3-ем, 4-ом классах осуществляется развитие связной устной речи при проведении тематических бесед. Обращается внимание на правильную последовательность в передаче событий, включение элементов рассуждения, оценки и доказательности.
Практическое овладение морфологическими и синтаксическими закономерностями происходит в процессе работы над усвоением тематического материала. Таким образом, лексический, морфологический и синтаксический материал усваивается в тесной взаимосвязи. Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими элементами осуществляется практическим путём, без употребления грамматических терминов. Выделяя для изучения ту или иную грамматическую категорию или форму, учитель должен подвести учащихся к определённым грамматическим обобщениям. В 1-ом, 2-ом, 3-ем классе учащиеся должны практически овладеть основными грамматическими закономерностями языка. Начиная с 3-го класса, у детей формируется умение употреблять сложные предложения и закрепляются навыки использования усвоенных типов предложений в связной речи. В 4-ом, 5-ом классах предусматривается практическое обобщение усвоенных грамматических закономерностей.
На основе развития устной речи вырабатываются умения в области письменной речи. Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер. Постепенно осуществляется переход от сугубо практических занятий по формированию речи к изучению языка, к умению самостоятельно вступать в контакт с собеседником в формах диалога и монолога, к формированию коммуникативной компетенции.
Целью логопедических занятий является упорядочение и развитие у детей звуковых, морфологических и синтаксических обобщений, полученных на уроках. Вследствие этого, происходит формирование и совершенствование связной (контекстной) речи, её устной и письменной формы. Основу формирования полноценной речевой деятельности ребёнка в процессе коррекционно-логопедических занятий составляет высказывание, которое и является единицей речемыслительной деятельности. Вычленение высказывания как единицы означает, что работа над средствами языка (произношением, словом, грамматическими формами) является фактически составной частью процесса формирования коммуникативных умений и навыков. Формирование речевой практики как основы усвоения закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связностью слов в предложении. Всё это способствует переходу к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения, зарождению и формированию коммуникативных навыков и умений. Большое место в общей системе коррекционных занятий занимает обучение рассказыванию, умению самостоятельно составлять различные рассказы. Умение составлять рассказы позволяет выявить способность ученика устанавливать причинно-следственные связи, определять временные рамки происходящего события. Кроме рассказывания используются и другие методы обучения монологической речи, такие как пересказ, сочинение (придумывание как рассказов, так и сказок).
Таким образом, на коррекционно-развивающих занятиях дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах, учатся сочинять, что способствует формированию коммуникативных навыков, используемых в повседневной жизни. Приобретённые знания и навыки способствуют активной социализации выпускников школы, включению их в полноценные социально-культурные отношения, помогают развить стимулы к самореализации и конструктивному решению проблемы собственного жизнеобеспечения. Следовательно, формирование навыков межличностного общения, коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы для детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекция речевого развития учащихся II ступени обучения, интеграция в массовую школу как основа успешной социализации детей с нарушениями речи"
Работа Затеевой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированиюздоровьесберегающе...
Обучение навыкам словообразования детей с нарушениями речи
Раскрываются этапы работы по развитию словообразования у детей на примере использования родственных слов: умение слышать и выделять однокоренные слова с общей основой, работать над текстами, значениям...
«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»
В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями речи
Презентация готовности к школе. Причины недостаточной готовности детей с ОНР к школьному обучению,типы занятий ,3 вида направлений....
Конспект консультации, проведенной для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями речи и письма
К пяти годам ребенок должен уметь четко произносить все звуки речи, поэтому неправильно считать, что со временем ребенок «выговорится» и откладывать визит к логопеду....
Реализация задач ресурсного центра по обучению детей с нарушениями речи в общеобразовательных организациях
Выступление в рамках VI краевой научно-практической конференции по специальному образованию 05.05.2016 г. в г.Новороссийске....