Развитие интереса к родному языку и литературе как одного из аспектов патриотического воспитания
статья на тему

Медведева Наталия Алексеевна

Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интереса к родному языку и литературе как одного из аспектов патриотического воспитания

Медведева Н.А.

Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).

Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника, и важную роль  русского языка и литературы в этом плане невозможно не оценить.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка. Например, составит небольшой текст, диалог, грамотно ответить на вопрос, высказать собственное мнение. Не только на уроках, но и во внеурочной практике на занятиях кружка тоже идет работа по развитию интереса к родному языку через различные упражнени, мероприятия и задания.

Любовь к родному языку – это тоже одно из проявлений патриотизма.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре”  и  “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, мужество… В этимологическом словаре находим статьи о происхождении слов, в орфоэпическом – учимся правильно произносить слова и употреблять их в речи.

В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков

Русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет

перейти  ксоставлению собственных сочинений.

На примере картин, текстов учебника ребята не просто учатся смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать природу.    

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь ксвоей стране, преданности ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Например, в апреле 2014г. две мои ученицы приняли участие в межрегиональном открытом историко-патриотическом конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству». Одно сочинение было посвящено роли морского флота в годы Великой Отечественной войны, а другое  - о Петре I.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (5кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (6кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

Помимо этого дети участвуют в предметных олимпиадах разного уровня, а также творческих конкурсах.

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Таким образом, русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребят, усвоение всех других дисциплин.

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе.

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизодывоенной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины

При изучении романа «Дубровский» (6 кл.) ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»– это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые размещены на страницах учебника. Они рассказывают о солдатских буднях, пробуждают чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.  Подготовленное выразительное чтение, последующий анализи осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру.    

Одна из важнейших сторон патриотического  воспитания - любовь к родной природе, которая закладывается в детстве, а наша задача - развить

интерес к родной природе, любовь к ней.  

Воспитывая  у детей любовь к родной природе, мы обращаемся кпоэтам и писателям (А.С. Пушкин, И.С. Никитин, А.В. Кольцов, А.А Блок, М. Горький, Л.Толстой и др.), художникам (К.Ф. Юон,К.Е. Маковский, И.И. Левитан, И.И. Шишкин), композиторам (А. Вивальди,К. Глюк).

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.  

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные презентации в воспитании интереса к русскому языку и литературе

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.       ...

Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания

Научная статья. Проблемы педагогической науки и образования на современном этапе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «46-евсеньевские чтения» Г. Саранск. 19-20 мая 2010. С.24-27...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Огромную роль в патриотическом становлении  человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...

Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"

Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...

Статья «Воспитание всесторонне развитой личности на уроках родного языка и литературы»

На уроках родного языка и литературы мы учимся писать сочинение по теме , сочинение - описание, сочинение по картине,изложения и разного рода диктанты.Но уровень владения калмыцким языком у детей разн...