Компьютерные презентации в воспитании интереса к русскому языку и литературе
статья на тему

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.

       Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.       

        Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Компьютерные презентации в воспитании интереса к русскому языку и литературе»

        Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.

       Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.        

        Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

     По данным анкетирования учащихся МБОУ ООШ им. Р.Калимуллина,  98 процентов учащихся имеют дома компьютеры; у всех учащихся есть доступ к Интернету. Как показывает статистика (опрос проводился среди учащихся 1 – 9 классов), большинство учащихся применяют ПК только для игр, в лучшем случае для распечатки сообщений к урокам. Основные знания и умения в области ИКТ учащиеся получают на уроках информатики. В настоящее время формирование информационной культуры ребенка необходимо выносить за рамки специализированного предмета, мотивировать его к саморазвитию в области ИКТ. Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие применение ИКТ при обучении русскому языку и литературе, а  также во внеурочной  деятельности.

    Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методически ми средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки та ким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

       Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются со временные технологии: к ним можно отнести и показ презента ций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

      Известно, что обучаемый с первого раза запоминает 25% услышанного и 35% увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается 50%. А при вовлечении обучаемого в активные действия доля усвоенного может составить 75%. Эти факты доказывают необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения для эффективности и повышения качества образования.

      Информационные технологии – это реалии нашего времени, с которыми современный педагог не может не считаться, тем более что использование их на уроках дает ряд преимуществ. Это:

  1. яркая и динамичная наглядность,
  2. дополнительная информация к материалам учебника,
  3. контроль знаний, экономящий учебное время,
  4. занимательность, повышающая интерес школьников к обучению и создание условий для различных видов работы на уроке.

        Все это в целом повышает мотивацию обучения, создает положительный настрой, активизирует деятельность учащихся.

Компьютерная поддержка уроков создает комфортные, по сравнению с традиционными, психологические условия для обучения. Учитывая это влияние на психологические и мировоззренческие качества школьников, ученые полагают, что применение новых информационных технологий позволит заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и даст им возможность получить индивидуальный результат обучения.

      Специфика предметов «русский язык» и «литература» в том, что они связаны, прежде всего, с формированием культуры речи, развитием духовно-нравственных и творческих качеств личности ученика, что предполагает работу с текстом, художественным словом, поэтому использование компьютерной поддержки на наших уроках должно быть уместным, продуманным и целесообразным.

    У педагога только начинающего использовать в своей практике современные компьютерные средства, могут возникнуть закономерные вопросы: на каких этапах обучения уместно их использовать, при изучении каких тем и пр. Найти методические рекомендации по этим вопросам довольно сложно, поскольку научно-методической литературы по данной теме пока недостаточно.

     Цели, преследуемые педагогом на уроках, применяющим презентации, могут быть разными. Данная компьютерная программа, выведенная на экран, выполняет сразу несколько функций:

  1. информативную,
  2. служит динамичным наглядным материалом,
  3. экономит учебное время и место (поскольку не приходится стирать с доски и писать большой по объему языковой материал).

     Это в целом позволяет сделать уроки яркими, образными и запоминающимися.

     Мультимедийные средства на уроках русского языка можно использовать на всех этапах обучения:

  1. при изложении нового материала,
  2. закреплении,
  3. систематизации и обобщении,
  4. контроле.

    Исследования последних лет показывают, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила в виде таблиц, схем, блоков. Поэтому объяснение нового материала с сопровождением динамических схем, таблиц, и другой информации, которая отображается на экране, будет более эффективным, поскольку новый материал вызовет больший интерес у школьников, активизирует познавательную деятельность и облегчит процесс усвоения за счет визуализации информации.

     На уроках закрепления знаний и развитии навыков программа презентаций позволяет быстро сменять задания, за счет этого экономится время и повышается интенсивность. В итоге охватывается гораздо больший языковой материал, чем на обычном уроке, когда учителю приходиться писать задания на доске, раздавать дидактический материал и пр.

     При систематизации и обобщении знаний работа с компьютерными презентациями также уроки динамичными и насыщенными. Один и тот же текст или другой языковой материал, написанный мелом на доске и спроецированный на экран, воспринимается учащимися совершенно по-разному. Дисциплина и внимание обучающихся на уроках с использованием мультимедийных средств обычно выше, чем на традиционных.

      Очень удобно использовать упражнения с последующей самопроверкой и взаимопроверкой (когда после выполнения учащимися заданий правильное написание выводится на экран). Это развивает внимательность и критическое мышление школьников, снимает страх получения оценки, поскольку ее выставляет не учитель, а сам ученик или одноклассник.

       Использование на уроках контроля электронных тестов также имеют ряд преимуществ: учащийся сам выбирает темп выполнения заданий, конкретность и четкость, самостоятельность, оперативный контроль. Все это может существенно повысить уровень обучения. Кроме того, при электронном тестировании происходит открытая, независимая оценка. Это важно для ученика, поскольку позволит ему более объективно оценить уровень своих знаний.

       Конечно, не на всех уроках возможно и уместно применение мультимедийных средств. Да это и не нужно. Но в курсе русского языка основной школы предусмотрено довольно много часов для уроков развития речи по описанию картины. В данном случае вполне целесообразно использовать компьютерную презентацию. Потому что одна из главных целей данных уроков - развитие творческих способностей учащихся. Очень важно создать атмосферу творчества, показать красоту и гармонию живописных произведений, чтобы вызвать желание у обучающихся проявить свои творческие способности. Иногда это бывает довольно трудно, поскольку качество репродукций в учебнике оставляет желать лучшего. А вот спроецированные на большой экран репродукции картин в хорошем качестве и дополнительная информация будут способствовать созданию необходимого эмоционального фона, развитию творческого потенциала обучающихся и навыков написания сочинения-описания по картине.

       На уроках литературы главное – это работа с художественным словом, текстом, усвоение теоретико-литературных понятий. Но и здесь информационные технологии могут быть весьма полезны. Продуманное и уместное использование готовых мультимедийных уроков, видео и аудио материалов, программы презентаций с проецированием на большой экран портретов, фотографий писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, сделает урок литературы ярким, запоминающимся, повысит мотивацию к обучению, создаст необходимый эмоциональный фон.

      Наверняка, все сталкивались с тем, что, приходя из начальной школы в основную, обучающиеся имеют очень смутные представления об историческом процессе. А в 5 классе сразу начинается изучение произведений, восприятие и осмысление которых невозможно без знаний истории страны. И учителю литературы постоянно приходится выступать в роли историка, причем во времени на этот историко-культурный комментарий педагог ограничен.

     В этом случае выведенная на экран информация, репродукции картин или фотографий, соответствующих теме также помогут проникнуть в атмосферу времени, настроить учеников на восприятие художественного произведения. Так, прежде чем начать изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся 5 класса более подробно познакомились с историей Бородинского сражения благодаря презентации (небольшой фрагмент на слайде), в ней были изложены исторические сведения, помещены репродукции картин, изображающих это событие, фотографии современной имитации сражения. Эти яркие наглядные средства обучения позволили школьникам почувствовать дух времени, проникнуться патриотическим пафосом, и само произведение после этого было воспринято учащимися очень эмоционально, с патриотическим подъемом.

      Кроме того, учебный материал, связанный с биографией изучаемых авторов, в сопровождении визуальных средств обучения, в виде портретов, семейных фотографий, заочных экскурсий, по местам, связанным с жизнью и творчеством (спроецированных на большой экран), лучше запомнится и вызовет больший интерес, чем традиционная подача материала.

     Можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством повышения познавательного интереса обучающихся, поскольку позволяют

  1. разнообразить работу на уроке,
  2. повысить эффективность и темп урока,
  3. избежать монотонности в преподавании.

     Использование мультимедиа значительно облегчает проведение уроков. Учащиеся, как правило, не отвлекаются от темы, концентрируют свое внимание на учебном материале.

     Очень важно, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках способствует формированию компьютерной грамотности и информационной компетенции школьников, которые перестают воспринимать компьютер только как игрушку или средство общения, а учатся грамотному использованию его как источника информации и средства обучения.

     Таким образом, можно отметить, что потенциальные возможности компьютерных технологий, несомненно, являются современными и перспективными для использования их в сфере образования. Но важно не забывать, что они хороши не сами по себе, а именно как средства, которые в комплексе с другими, имеющимися в распоряжении учителя, помогут обеспечить школьникам качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника.  Это накопле...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

презентация по теме"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"

Содержит слайды с определениями по теме выступления, а также фотографии с мероприятий и творческие работы учащихся...

Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"

Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...

smm как способ повышения интереса к русскому языку и литературе

ldquo;Smm-продвижение как  способ повышения интереса к русскому языку и литературе” - именно так названа работа, в которой представлен опыт учителя русского языка и литературы в ГБОУ СОШ №...