Методическая разработка. Создание проблемной ситуации на уроках музыки.
методическая разработка по музыке
В целях повышения интереса учащихся к предмету "музыка" необходимо использовать нестандартные подходы к изучению учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 354.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №572
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Создание проблемной ситуации на уроке музыки
Учитель музыки
Аввакумова Марина Борисовна
Создание проблемной ситуации на уроке музыки
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности .
В отличие от традиционного, проблемная ситуация на уроке активизирует творческую деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний. Результатом художественного творчества является новое восприятие окружающей действительности.
Цель – стимулировать познавательную деятельность ребёнка, уводя его от стандартов мышления и применяя ранее полученные знания и личный опыт на практике в интересной для ребят форме.
Задачи проблемного обучения:
- учить мыслить логично, научно, творчески
- сделать учебный материал более доступным и интересным
- формировать знания, убеждения
- формировать навыки поисковой исследовательской деятельности
- формировать и развивать интерес к данному учебному предмету.
Технология проблемного обучения
Этапы технологии проблемного диалога
1 этап – постановка проблемы
2 этап – поиск решения
3 этап – выражение решения
Смысл проблемной ситуации в том, что бы обучающиеся на уроке прошли все этапы данной технологии.
Методы постановки учебной проблемы
- создание проблемной ситуации
- побуждение к осознанию противоречия созданной ситуации
- побуждение к формулированию учебной проблемы
- принятие предполагаемых учениками формулировок
Приёмы создания проблемной ситуации
- предъявление противоречивых фактов
- столкновение разных мнений
- выполнение невыполнимого задания
- провокация на ошибку
Результаты
Предметные
Усвоение знаний предмета за счёт мотивации поиска решения данной проблемы
Познавательные
Формирование умения логически мыслить, сравнивать, анализировать, выдвигать свою гипотезу
Регулятивные
Поиск решения, умение контролировать и планировать свои действия
Личностные
Формирование активного деятеля, а не пассивного созерцателя
1 класс
Тема урока: «О ком может рассказать музыка»
Задание 1.
Обучающимся предложено прослушать музыкальное произведение
/К. Сен-Санс «Аквариум» / без предварительной подготовки. Необходимо, опираясь на музыкальное впечатление, определить о ком рассказала музыка. После прослушивания в презентации, перед обучающимися возникают различные образа. По мере появления образа, обучающиеся должны определить принадлежность музыки и объяснить своё решение.
Зайчик – все дети единогласно отрицают данный образ.
Слонёнок – ответы детей: - «Он хоть и маленький, но музыка ему не подходит».
Рыбки – многие обучающиеся склонны к данному образу, соответствующему музыки. Но ответы их не уверенны, так как они понимают, что впереди возможно будут другие варианты зрительных образов. Когда перед обучающимися предстают все задуманные образы и среди них только образ рыбок соответствует характеру музыки, то ответы звучат утвердительно.
Задание 2
Перед обучающимися уже представлены все зрительные образы.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Колыбельная». Музыка, которая не соответствует зрительным персонажам. На вопрос «О ком рассказала музыка» дети затрудняются ответить, их рассуждения в основном строятся на несоответствии сочетания характера музыки и зрительном восприятии.
Данный этап работы предполагает развитие у обучающихся логического мышления.
Дети самостоятельно должны найти ответ на вопрос и обосновать своё решение.
Варианты ответов:
- Никому не подходит, так как музыка очень тихая и спокойная.
- Может подойти для всех, когда они отдыхают.
Один ученик ответил: - «Это музыка подходит для ёжика, так как его жизнь проходит в основном ночью, а музыка показала тихую ночь.»
5 класс
Тема урока: - «Можем ли мы увидеть музыку»
Перед обучающимися представлены 4 разноцветных ленты разной длины.
Учитель: Что вы видите у меня в руках?
Обучающиеся: Разноцветные ленты
Учитель: Какое отношение это имеет к музыке?
Обучающиеся: Лентами можно украсить концертные костюмы.
Ленты могут быть использованы для поддержки инструментов вместо ремня.
/Все ответы основаны на жизненном опыте обучающихся и имеют основание быть принятыми./
Учитель: Как воспринимает человек музыку?
Обучающиеся: Мы воспринимаем музыку после прослушивания.
Учитель: Уточните, как звучит тема урока.
Обучающиеся: Можем ли мы увидеть музыку.
Учитель: Когда человек слушает музыку на концерте , что он может видеть при этом?
Обучающиеся: Музыкантов. Музыкальные инструменты.
Учитель: Возьмите ленты и представьте, что вы музыканты.
Обучающиеся берут ленты и располагают их так, что изображают музыкальные инструменты.
Учитель: Как объяснить различную длину лент?
Обучающиеся: Длина ленты показывает размер инструмента
Учитель: Чем обусловлен размер музыкального инструмента?
Обучающиеся: Разным звучанием
Учитель: Что в звучании инструмента определяет его размер?
Обучающиеся: Высоту звука, т.е. регистр звучания.
Учитель: Сейчас прозвучит музыка русского композитора Н.А. Римского – Корсакова.
Постарайтесь, прослушав произведение, понять музыку и «увидеть» музыку.
Прослушав произведение , обучающиеся без труда определяют, что музыка изображает море.
Объяснив при этом какие средства музыкальной выразительности использует композитор в создании данного образа.
Таки образом слушая музыку, мы можем не только визуально видеть исполнителей, но и образно представить музыку в своём воображении. Не случайно композитор выбрал для своего произведения жанр симфоническая картина, что свидетельствует о неразрывной связи
музыки и изобразительного искусства
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: учёные констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека.
Духовно-нравственные понятия, которые несёт высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого юного музыканта. Учить учащихся применять знания и умения в конкретной жизненной ситуации. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев.
Стоит заметить, что организация занятий с использованием проблемно-ценностного обучения – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога, которая не ограничиваются лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т.п.). Диалог должен быть инструментом проблемно-ценностного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-126946-1421564176.jpg)
Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-168504-1357150608.jpg)
статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...
Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358372-1385880156.jpg)
Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-96942-1455961890.jpg)
Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-617710-1428131191.jpg)
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/11/picture-648631-1436628459.jpg)
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....