Методическая разработка. Создание проблемной ситуации на уроках музыки.
методическая разработка по музыке

Аввакумова Марина Борисовна

В целях повышения интереса учащихся к предмету "музыка"  необходимо использовать нестандартные подходы к изучению учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_problemnoy_situatsii_na_uroke_muzyki.docx354.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №572

Невского района Санкт-Петербурга

                                                               Методическая  разработка

                       Создание  проблемной  ситуации на  уроке  музыки

                                     

                                                                                                                                     Учитель  музыки

Аввакумова  Марина  Борисовна

                           Создание  проблемной  ситуации на  уроке  музыки

Проблемная  ситуация  в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся  интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности .

В отличие от традиционного, проблемная  ситуация  на уроке   активизирует  творческую  деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое  усвоение  знаний.    Результатом  художественного  творчества  является  новое  восприятие  окружающей  действительности.    

 Цель – стимулировать познавательную деятельность ребёнка, уводя его от стандартов мышления и применяя ранее полученные знания и личный опыт на практике в интересной для ребят форме.

Задачи  проблемного  обучения:

- учить  мыслить  логично, научно, творчески

- сделать учебный материал более доступным и интересным

- формировать  знания, убеждения

- формировать  навыки  поисковой  исследовательской деятельности

-  формировать и развивать интерес к данному  учебному предмету.

                                                      Технология    проблемного  обучения

Этапы  технологии  проблемного  диалога

          1 этап – постановка  проблемы

          2 этап – поиск  решения

          3 этап – выражение решения

 Смысл   проблемной  ситуации  в  том,  что бы обучающиеся  на  уроке  прошли  все  этапы  данной   технологии.

 Методы  постановки  учебной  проблемы

   -  создание  проблемной  ситуации

   -  побуждение  к  осознанию  противоречия  созданной  ситуации

   -  побуждение  к  формулированию  учебной  проблемы

   -  принятие  предполагаемых  учениками  формулировок

  Приёмы  создания  проблемной  ситуации

   -  предъявление  противоречивых  фактов

   -  столкновение  разных  мнений

   -  выполнение  невыполнимого  задания

   -  провокация    на  ошибку

                                                    Результаты
Предметные  

  Усвоение  знаний  предмета  за  счёт  мотивации   поиска  решения  данной  проблемы

Познавательные

   Формирование  умения логически  мыслить, сравнивать,  анализировать,  выдвигать   свою   гипотезу

Регулятивные    

   Поиск  решения, умение  контролировать и    планировать  свои  действия

Личностные

  Формирование  активного  деятеля, а не пассивного    созерцателя

1  класс

Тема  урока:  «О ком  может рассказать  музыка»

Задание 1.

   Обучающимся    предложено  прослушать  музыкальное  произведение  

/К. Сен-Санс  «Аквариум» /  без предварительной  подготовки.  Необходимо,  опираясь  на  музыкальное  впечатление,  определить  о ком  рассказала  музыка.  После  прослушивания  в  презентации,  перед  обучающимися   возникают  различные  образа.  По мере появления  образа,  обучающиеся  должны  определить  принадлежность   музыки  и  объяснить  своё  решение.

Зайчик  – все дети единогласно  отрицают  данный  образ.

Слонёнок – ответы  детей: - «Он хоть и маленький, но музыка ему не подходит».

Рыбки – многие обучающиеся  склонны  к  данному  образу, соответствующему  музыки. Но  ответы  их  не  уверенны,  так как они  понимают,  что  впереди  возможно  будут  другие  варианты  зрительных  образов.    Когда перед  обучающимися  предстают все задуманные  образы  и среди них только   образ  рыбок  соответствует   характеру  музыки, то ответы звучат утвердительно.

Задание  2

  Перед  обучающимися уже  представлены  все  зрительные  образы.  

Звучит  музыка  П.И. Чайковского  «Колыбельная».  Музыка,  которая  не  соответствует зрительным  персонажам.  На  вопрос  «О  ком  рассказала  музыка»  дети  затрудняются  ответить,  их  рассуждения   в  основном  строятся  на  несоответствии  сочетания характера  музыки  и зрительном  восприятии.  

      Данный  этап  работы  предполагает  развитие  у  обучающихся  логического  мышления.

Дети самостоятельно  должны  найти  ответ  на  вопрос  и  обосновать  своё  решение.

Варианты  ответов:

-   Никому  не  подходит,  так как музыка  очень  тихая  и  спокойная.

-   Может  подойти  для  всех,  когда  они  отдыхают.

Один  ученик  ответил: - «Это музыка    подходит для  ёжика,  так  как  его жизнь проходит в основном  ночью, а  музыка  показала  тихую  ночь.»

5  класс

Тема  урока: - «Можем  ли  мы  увидеть  музыку»

Перед  обучающимися  представлены  4  разноцветных  ленты  разной  длины.

Учитель:               Что  вы  видите  у  меня  в  руках?

Обучающиеся:   Разноцветные  ленты

Учитель:               Какое  отношение  это  имеет  к музыке?

Обучающиеся:  Лентами  можно  украсить  концертные  костюмы.

                              Ленты  могут  быть  использованы  для  поддержки  инструментов вместо ремня.

/Все  ответы  основаны  на  жизненном  опыте  обучающихся   и  имеют  основание  быть  принятыми./

Учитель:              Как воспринимает  человек  музыку?

Обучающиеся:  Мы  воспринимаем  музыку  после  прослушивания.

Учитель:              Уточните,  как  звучит  тема  урока.

Обучающиеся:  Можем  ли  мы  увидеть   музыку.

Учитель:              Когда человек  слушает  музыку  на  концерте ,  что  он  может  видеть  при  этом?

Обучающиеся:   Музыкантов.  Музыкальные  инструменты.

Учитель:               Возьмите  ленты  и  представьте,  что  вы музыканты.

Обучающиеся  берут  ленты  и  располагают  их  так,  что  изображают  музыкальные  инструменты.

Учитель:              Как  объяснить  различную  длину  лент?

Обучающиеся:  Длина  ленты  показывает   размер  инструмента

Учитель:              Чем обусловлен размер музыкального  инструмента?

Обучающиеся:  Разным звучанием

Учитель:              Что  в звучании  инструмента определяет  его размер?

Обучающиеся:  Высоту звука, т.е. регистр звучания.

Учитель:  Сейчас прозвучит  музыка  русского  композитора Н.А. Римского – Корсакова.

                   Постарайтесь, прослушав  произведение,  понять  музыку и «увидеть»  музыку.

Прослушав  произведение , обучающиеся  без  труда  определяют,  что  музыка  изображает  море.

Объяснив при этом какие средства музыкальной выразительности использует композитор в создании данного образа.

Таки  образом  слушая  музыку,  мы  можем  не  только  визуально  видеть  исполнителей,  но   и  образно  представить  музыку в  своём  воображении.   Не  случайно  композитор  выбрал  для  своего  произведения  жанр  симфоническая  картина,  что  свидетельствует  о  неразрывной  связи

музыки  и  изобразительного  искусства

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: учёные констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека.

Духовно-нравственные понятия, которые несёт высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого юного музыканта. Учить учащихся применять знания и умения в конкретной жизненной ситуации. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев.

Стоит заметить, что организация занятий с использованием проблемно-ценностного обучения – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога, которая не ограничиваются лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т.п.). Диалог должен быть инструментом проблемно-ценностного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)

              На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...

статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...

Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....

Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...

Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....