ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 11 КЛАССА
рабочая программа (11 класс) на тему
Программа ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с учащимися 11 класса
кл.рук. Матушкиной Т.И.
«Помогите мне это сделать самому!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_aprogramma_klass.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с учащимися 11 класса
кл.рук. Матушкиной Т.И.
«Помогите мне это сделать самому!»
Пояснительная записка
Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.
Работа с одаренными (способными) детьми является частью содержания гимназического образования и определяет вид педагогической деятельности. Вильям Штерн рассматривал «умственную одаренность» как «общую способность сознательно направить свое мышление на новые требования», как «общую умственную способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Следовательно, одаренный ребенок, обладая такими способностями, задает педагогу очень непростую задачку: как не пропустить, увидеть, помочь развитию и реализации его способностей.
Одним из путей решения данной педагогической проблемы в гимназии № 8 стало создание научного общества учащихся «Поиск», основные задачи которого:
• расширить область знаний учащихся;
• получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт;
• развить исследовательскую компетенцию учащихся старших классов гимназии, имеющих интерес к исследовательской деятельности;
• сформировать научно-исследовательские навыки;
• привлечь к работе с детьми квалифицированных научных консультантов различных областей наук;
• совершенствовать работу научного общества учащихся, расширяя «интеллектуальный банк» гимназии за счет новых исследовательских работ.
При решении данных задач необходимо учитывать возрастной период старшеклассника – «один из самых благодатных в становлении личности человека» (Н. Е. Щуркова), когда ребенок устремляется к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к «оценке реального конкретного, мира». Неопытность придает ему смелость в суждениях и безоглядность в критике. Благодаря социально-психологической природе этого возраста у старшеклассника складывается некий образ жизни с многочисленными гранями и проблемами.
Поэтому чрезвычайно важно активизировать все его духовные силы для создания идеального представления: «Что есть жизнь, которая достойна моего “Я”? Что есть жизнь, которую ведет современный достойный человек?»
Безусловно, такая работа требует не только развитости абстрактного мышления, но и опыта научного (умного) решения. Умение использовать научную литературу, различные методы исследования, логическое построение и описание опытной работы, а также консультации с научными руководителями должны помочь завтрашнему выпускнику адаптироваться не только во внешней среде, но и в оптимальном выборе дальнейшей его деятельности; а главное – чтобы выпускник знал и принимал проблемы, готовясь к индивидуальному выбору, чтобы он видел эти проблемы сейчас, в своей реальной жизни, и свой выбор обозначал своими действиями и поведением, другими словами, – смог самоактуализироваться.
Цели программы: создание условий для саморазвития учащегося, поддержание его достаточной проектной готовности к развитию.
Задачи:
1. Сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем.
2. Показать переходы от репродуктивного образования к продуктивному.
3. Длительное погружение в теорию и практику проектной культуры.
4. Апробация метода проекта.
Работа кружка организована в гуманитарном, естественнонаучном, медицинском направлениях, а также включает в себя информатику и вычислительную технику, информационные технологии и объединяет учащихся, интересующихся исследовательской деятельностью.
Возрастная категория школьников – участников кружка – 12–16 лет.
Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Виды творческих работ школьников
Исследование ребенка, как правило, начинается вместе с другими видами творческой деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Поэтому необходимо рассмотреть основные виды творческих работ, которые представляются на научно-практических конкурсах и конференциях.
Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников и предполагающие сопоставление разных мнений, теорий, а также выработку собственной трактовки поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра при наличии общепринятой структуры может считаться исследовательской).
Экспериментальные – творческие работы, созданные на основе эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят, скорее, иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные – творческие работы, содержащие наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь научную новизну. Отличительной особенностью этих работ является отсутствие количественного метода исследования.
Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы естественно-экологической направленности, иллюстрирующие борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. В таких исследованиях часто отсутствует научный подход.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный экспериментальный материал, на основании которого строится анализ исследуемого явления и делаются выводы. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования.
Перечисленные виды творческих работ имеют общие элементы:
– компиляция литературных данных – литературный обзор данных об исследуемом явлении;
– все виды работ структурированы на: постановку проблемы (зачем выполняется работа?), собственно материал, выводы (к чему пришли в результате выполнения работы?).
Прогнозируемый результат: учащиеся овладеют исследовательской деятельностью, разработают исследовательский проект, создадут презентацию.
Формы организации деятельности кружка: практикумы, семинары, тренинги, работа в архиве, работа в библиотеке, работа в Интернете, консультации.
Объем программы: 140 часов.
Содержание программы
Модули обучения | Цели модуля |
Модуль 1 (6 часов). Рефлексивный | Сформировать адекватную оценку развивающего пространства и себя в нем |
Модуль 2 (6 часов). Первичная ориентация на идеи проектной деятельности | Показать переходы от репродуктивного образования к продуктивному |
Модуль 3 (40 часов). Длительное погружение в теорию и практику проектной культуры | Ориентировать учащихся на актуальную проблему культурного саморазвития; раскрыть все типы проектной деятельности; поэтапно стимулировать развитие проектировочной деятельности учащихся, механизмов проектирования; познакомить с циклами проектирования |
Модуль 4 (40 часов). Тренинговый | Помочь овладеть коллективной мыслительной деятельностью, ориентированной на творческое развитие, освоить алгоритм создания проектов, отталкиваясь от запросов самого учащегося; объединить усилия всех субъектов педагогического процесса в целях реализации массового проекта |
Модуль 5 (40 часов). Апробация метода проекта | Интенсивно развить проектировочные способности, предполагающие прежде всего рефлексию, целеобразование, выбор адекватных решений, умение выстраивать из частей целое |
Модуль 6 (12 часов). Рефлексия | Осмысление и выявление уровня сформированности проектной культуры учащегося |
Итого: 144 часа |
Учебно-тематический план
№ п/п | Модули | Всего | Теория | Практика | Форма занятий |
1 | Модуль 1. Рефлексивный | 6 | 3 | 3 | Групповая |
2 | Модуль 2. Первичная ориентация на идеи проектной деятельности | 6 | 6 | – | Групповая |
3 | Модуль 3. Длительное погружение в теорию и практику проектной культуры | 40 | 18 | 22 | Групповая, |
4 | Модуль 4. Тренинговый | 40 | – | 40 | Групповая, |
5 | Модуль 5. Апробация метода проекта | 40 | – | 40 | Групповая, |
6 | Модуль 6. Рефлексия | 12 | – | 12 | Групповая, |
Итого | 144 | 27 | 117 |
Материально-техническое обеспечение работы кружка:
1. Учебная аудитория.
2. Библиотека.
3. Компьютерный класс.
4. Наличие выхода в Интернет.
Литература
1. Алексеев, Н. Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности / Н. Г. Алексеев // VII юношеские чтения им. В. И. Вернадского : сб. метод. материалов. – М., 2000.
2. Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткий. – Минск : Беларусь, 1994.
3. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – М. : Альпина Бизнес Букс : Альпина Паблишерз, 2008.
4. Верткий, И. М. Бороться и искать... О качествах творческой личности / И. М. Верткий // Нить в лабиринте / сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск : Карелия, 1988.
5. Гафитулин, М. С. Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ) / М. С. Гафитулин // Технологии творчества. – 1998. – № 2.
6. Голицын, Г. С. Наука и современность / Г. С. Голицын // VII юношеские чтения им. В. И. Вернадского : сб. метод. материалов. – М., 2000.
7. Злобин, Н. Культурные смыслы науки / Н. Злобин. – М. : Наука, 1997.
8. Коршунов, С. М. Программа «Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся» : тематика и метод. рекомендации по физике, математике и информатике / С. М. Коршунов [и др.]. – М. : Молодая гвардия, 1997.
9. Краевский, В. В. Методология для педагога: теория и практика : учеб. пособие / В. В. Краевский, В. М. Полонский ; под ред. П. И. Пидкасистого ; Рос. акад. образования, Волгогр. гос. пед. ун-т. – М. ; Волгоград : Перемена, 2001.
10. Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. и ред. В. А. Макаренко. – М. : Республика, 1995.
11. Леонтович, А. В. Всероссийский юношеский конкурс им. В. И. Вернадского / А. В. Леонтович // Школьные технологии. – 2000. – № 3.
12. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. – Волгоград : Перемена, 2000.
13. Логинова, Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе / Н. А. Логинова // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 5.
14. Организация воспитательного процесса: терминологический словарь // Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы : информ.-метод. сб. / отв. ред. Г. Д. Кузнецов. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1998.
15. Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация : словарь-справочник / В. М. Полонский. – М. : Новая шк., 1995.
16. Полонский, В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании / В. М. Полонский. – М. : МИРОС, 1995.
17. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Рос. энцикл., 1993.
18. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. – М. : Логос, 1999.
19. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.
20. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М. : Наука, 1987.
21. Файерабенд, П. Наука в свободном обществе / П. Файерабенд // Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
22. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
23. Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М., 1993.
24. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий. – М., 1997.
25. Энгельгардт, В. А. Познание явлений жизни / В. А. Энгельгардт. – М. : Наука, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы для учащихся 8-11 классов «Становление личности»
Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во б...
Программы воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и мое окружение»
Программа предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск.Формы проведения классных часов разнообразны: интегрированные, комплексные, беседы, доклады, мини- сочинения, экскурсии...
Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида
Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...
Комплексная программа воспитательной работы для учащихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями «Мы вместе – в этом наша сила, мы разные – в этом наше богатство»
Положительный опыт воспитательной работы позволяет рекомендовать классным руководителям 5-9 классов специальных (коррекционных) школ для учащихся с нарушением интеллекта ко...
Программа воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и другие»
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, естественно встает вопрос о том, с каким культурным и нравственным багажом будет жить в 21 веке человечество. Образование-необходимое условие движения в будущее...
Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы №6 5-9 классы VIII-го вида на 2016-2017 учебный год
Рабочая программавоспитательной работы с учащимися группы №6 5-9 классы VIII-го видана 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы № 5 9 А с\с, 8 В классов на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программавоспитательной работы с учащимися группы № 59 А с\с, 8 В классов на 2015-2016 учебный год....
Комментарии
отзыв
Татьяна Ивановна, программа Ваша мне очень понравилась, особенно название - «Помогите мне это сделать самому!» Она навеяла некоторые идеи для моей работы, за что Вам спасибо.