Практическая работа "Слагаемые профессионального имиджа педагога".
материал по английскому языку по теме
Курс: «Образование и общество» Актуальные проблемы психолого-педагогической науки.
Тема: Слагаемые профессионального имиджа педагога.
Введение
В силу сложившихся в стране социально-экологических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим основное значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образование предает особую значимость образования изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного значения, которой является имиджелогия. Объективными условиями ее актуализации в современном обществе явились: во-первых, теоретическая значимость – это не разработанность основных условий и закономерность формирования имиджа, его структурных компонентов, а также используемых при этом средств и методов. Во-вторых, это практическая полезность имиджелогии, обусловившая ее необычайную популярность в различных сферах человеческой деятельности и профессиональный спрос.
В современных социально-экологических условиях развития общества наблюдается тенденции характерные для рыночной экономики, учет которых необходим в работе школы нашей страны. Первая из тенденций – это расслоение социальных слоев общества, которое приводит к дифференциации общеобразовательных школ (государственные, специализированные – школы с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей: интеллектуального, художественно-эстетического, иностранные языки; частные, коммерческие, гимназии, лицеи и т.д.). Таким образом, современные школы многофункциональны, разнотипны, свободны в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса и использовании образовательных программ. Вторая тенденция, заключается в возникновении новой категории потребителей использующих услуги индивидуальных учителей, обозначается конкуренция в сфере оказания школьных услуг.
Таким образом, современный учитель должен сочетать в себе как черты воспитателя, так и черты учителя. Это определенно нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован. Все это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике школ актуальной, требующей пристальной внимания для тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности.
Социально-психологические основы имиджа учителя.
Человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он сам приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через познание других людей.
Современными социальными психологами отмечается, что всякое познание и есть ментальная реконструкция того, что существует на самом деле. Эта реконструкция осуществляется субъектом на основе его опыта, потребностей, намерений. Только при включении личности в познавательный процесс можно понять, как люди могут познать одну и ту же вещь, если каждый конструирует ее образ индивидуально. Социальное познание, возникая в ходе взаимодействия, предполагает обязательный коммуникативный процесс, то есть процесс постоянного обмена информацией. Образ социального познания вырабатывается сообща, но вместе с тем, люди различны, и поэтому каждый демонстрирует свой стиль социального познания.
В самом общем плане следует сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Представление о другом человеке тесно связано с уровне собственного самосознания. Потребностей индивида быть личностью становится условием формированием у других людей способности видеть в нем личности, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.
Мир каждого человека сконцентрирован вокруг него самого. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей, а отношение к человеку часто определяется положением, которое он занимает, совершенно независимо от его личных качеств. Каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Важно понять, что же человек считает самим собою, ибо многое из того, что он делает, логически вытекает из такого определения. Представление человека о самом себе, бесспорно, является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает.
Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностями. В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционально оценивая. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха политика на выборах. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации об образовательном учреждении, школе или конкретном педагоге являются средства массовой коммуникации.
Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все он: должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу. Главным для имиджа становится его коммуникативная составляющая. Имидж – это инструмент общения с массовым сознанием.
Имидж является результатом сознательной работы, особенно когда касается ситуацией, где имидж является частью профессионального успеха.
Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций.
1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на тот, или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями на все происходящее. Именно этот момент является первой точкой отсчета.
2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.
3. Конструктирование образа и поведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.
4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в вещный вариант выражений.
Понятие о педагогическом имидже.
Имидж должен обрести собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при удобном случае. Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших деталях, точное изображение, а, скорее всего – несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.
Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.
Имидж объекта возникает: когда человек, входящий в определенную социальную группу людей (учитель, являющийся членом педагогического коллектива школы), воспринимает внешние или внутренние характеристики какого-то объекта, другого человека, предмета или явления, в результате такого восприятия в психике этого человека возникает образ данного объекта, этот объект невольно соотносится человеком с собственной системой ценностей, в результате чего у человека возникает отношение у этому в виде мнения.
Поэтому имидж человека – это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей.
Личностный имидж рассматривается как сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Такая типология отражает взгляды на имидж с разных позиций – со стороны своего Я и со стороны других, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоутверждения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать.
Воспринимаемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип одежды и форма одежды.
В педагогике, а также в ряде наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении отрасли имиджеологии – педагогической имиджелогии.
Имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.
Имидж учителя рассматривается особой деятельности по сознанию или преобразованию имиджа, как результат целенаправленных профессиональных усилий.
Можно предположить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект – субъективного взаимодействия педагога с участками целостного педагогического процесса.
Не мене важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Внутренняя индивидуальность проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества, в умении транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса – от отбора целей и задач содержания, средств своей педагогической деятельности до способов и приемов презентации результатов этой деятельности. Это условие является на сегодняшний день важнейшим в повышении профессиональной компетентности педагога.
Вербальные средства общения – важные составляющие имиджа.
Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – се это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.
Во все времена красота речи определялась ее логичностью, лаконичностью, свежестью и благородством. Излишнее словесные награждения, равно как и чрезмерно яркие краски и эмоциональность, быстро утомляют, пресыщают и не доставляют удовольствие слушателю.
Цицерон считал, что того, чтобы произвести хорошую речь необходимо:
· Найти что сказать.
· Расположить найденное по порядку.
· Придать ему словесную форму.
· Утвердить все это в памяти.
· Произвести.
Чтобы уроки были интересными и производили желаемый эффект на учащихся, нужно помнить о требованиях к композиции речи.
Начало речи.
Для начала речи характерно использование:
1. Этикетных формул приветствия.
2. Различных приемов привлечения внимания слушателей («зацепляющих крючков»), таких как:
· использование неожиданных/провокационных/проблемных вопросов;
· сообщение некоторой (парадоксальной) информации (в том числе и личного характера), на первый взгляд не имеющей ничего общего с темой разговора;
· апеллирование к личному опыту слушателей.
3. Традиционного выступления, с сообщением:
· плана урока;
· перечня проблем, которые будут затронуты в дальнейшем.
Эти приемы могут использоваться либо все вместе, либо выборочно, в зависимости от ситуации.
Главная часть.
Вступление помогает прейти к главной части. В ней формируется основная мысль речи, которая пронизывает все выступление. При этом существует несколько возможных форм и приемов изложения/объяснения основной идеи.
Формы изложения | Приемы изложения/объяснения |
Анализ - выделение отдельных объектов, предметов, составных частей целого и их изучение/углубленное рассмотрение. Синтез - мысленное соединение в единое целое различных составляющих объекта или предмета рассмотрения. Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов/явлений по существенным и несущественным признакам. | Дедукция - изложение материала от общих положений к конкретным предметам, иллюстрирующим эти положения. Индукция– изложения материала, при котором автор, отталкиваясь от частного случая, подводит к общему выводу. Аналогия – изложение, построенное на сравнении явлений, схожих между собой в существенных признаках, но при этом имеющих ряд различий несущественного характера. |
При объяснении/уточнении основной идеи в ходе урока следует помнить о законах логики и аргументации.
1. Внимательно относитесь к выбранным терминам и понятиям.
2. Не противоречьте сами себе, не отрицайте то, что доказывали ранее.
3. Не допускайте голословных утверждений, аргументируйте свою позицию, доказывайте свою правоту, апеллирую к разным источникам.
4. Используйте способы связи речи, которые подчеркивают последовательность и взаимозависимость различных частей урока.
Аргументы бывают:
1) к существу дела (факты, цифры, документы, наблюдения и т.д.);
2) к человеку (ссылка на авторитет; апеллирование к чувствам/эмоциям/вкусам/настроениям публики, их жалости/гордости и т.д.).
Связность речи можно обеспечить при помощи слов и словосочетаний, обозначающих:
· субъективное отношение к высказыванию, мысли (с моей точки зрения, мне кажется, по-моему, и т.д.);
· временные и пространственные отношения (во-первых, во-вторых, далее, затем, впоследствии, далее отметим, об этом я скажу позже, забегая вперед, дальнейшее изложение покажет ит.д.).
Конец речи.
Завершая выступление, учитель может:
1. Подвести итоги сказанному;
2. Кратко повторить основные тезисы и подчеркнуть главную мысль;
3. Наметить пути развития темы/определить новую тему;
4. Пригласить учеников к обсуждению, участию в дискуссии и т.д.
Заключение может быть очень коротким или отсутствовать вообще.
Памятка по подготовке к выступлению
1. Обозначьте тему выступления (словом или словосочетанием).
2. Подумайте о том, кому это выступление будет предназначено.
3. Определите его цель (рассказать, развлечь, сравнить, убедить и т.д.).
4. Составьте примерный план-схему выступления. Для этого вспоминайте все, что вы уже знаете или о чем хотите упомянуть.
5. Соберите необходимую/недостающую информацию. Для этого:
· сначала бегло просмотрите имеющуюся в распоряжении литературу или иные источники;
· затем выборочно прочитайте наиболее подходящие части главы/статей/рассказа и т.д.;
· найдя то, что вам необходимо, читайте это внимательно, выписывая основную информацию. ВНИМАНИЕ! Не злоупотребляйте списыванием целых абзацев или предложений;
· определите собственное отношение к фактам и событиям.
6. Сформулируйте основную идею вашего выступления в виде законченного предложения.
7. Уточните,/развейте ее дополнительными или сопутствующими идеями.
8. Запишите эти идеи законченными предложениями.
9. Логично расположите их по порядку и составьте окончательный план выступления. Для этого определите способ изложения мысли. Он может быть построен на:
· индукции;
· дедукции;
· аналогии и т.д.
10. Дополните каждый пункт плана ключевыми словами, отражающими основную идею.
11. При желании напишите полный текст выступления.
12. Отрепетируйте свое выступление перед зеркалом.
Список литературы
1. Морева Н.А. «Основы педагогического мастерства», г. Москва «Просвещение» 2006 г.
2. Тодоров Л.С. «Новая педагогия изящной словесности для грядущего», г. Москва «Просвещение» 2003 г.
3. Шепель В.М. «Имиджеология: секреты личного обаяния», г. Растов-На-Дону «Феникс» 2005 г.
4. Зарецкая И.И. «Профессиональная культура педагога: учебное пособие – 2-е издание, переработка, дополнение», г. Москва «АПК и ППРО» 2005 г.
5. Павелко Н.Н. «Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя», г. Кораснодар 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....
Слагаемые профессионального имиджа педагога
Современный учитель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивид...
Слагаемые профессионального имиджа педагога
Секрет успеха профессионального имджа учитиля напрямую будет зависеть от того, насколько педагогу удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей....
Слагаемые профессионального имиджа педагога.
Эта работа поможет учителю в условиях реформации школы....
Практико-значимый проект на тему: «Слагаемые профессионального имиджа педагога».
Работа выполнена в рамках курсов "Образование общество"....
"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
"Слагаемые профессионального имиджа педагога""Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики"....
"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
Забота учителя о своем имидже-это немаловажная задача его педагогической деятельности.В презентации раскрываются основные составляющие имиджа учителя; предложен тест М.Снайдера...