" Деятельностный подход в образовании как формирование учебно-познавательной деятельности на уроках физики".
учебно-методический материал по теме
Через освоение общих способов действия, повышается познавательная активность, обучение становится по настоящему деятельностным и интересным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.41 МБ |
объяснительная записка | 146.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в образовании
как формирование учебно - познавательной деятельности на уроках физики.
Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных, хорошо информированных специалистов, максимально использующих свои творческие способности, действующих созидательно, в условиях нестабильной экономики. Не вызывает сомнения, что будущее потребует от сегодняшних учеников огромного запаса компетенций. В наше время образование – это не подготовка к жизни, оно «прибавляется» к ней, как это часто думают. Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С.И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть в сущности теория жизни». В школе осуществляется «процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Это есть «деятельностный подход» в образовании!
Знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования; Обучающийся научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления;
Это требования второго поколения образовательных стандартов:
- Самое главное на уроке – это деятельность учеников.
- Цель урока – не сам процесс, а результат деятельности на учебном занятии.
Формы организации образовательного процесса:
- проектная деятельность как особая форма учебной деятельности и социальное проектирование; проект - метод личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- модульное учение; Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы
- уровневая дифференциация обучения через индивидуальные образовательные траектории (маршруты); дифференцированный подход к учащимся в педагогическом процессе, предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
- «портфель» ученика; «Портфель ученика” - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это - комплекс документов, самостоятельных работ ученика.
- учебное сотрудничество как форма организации учебной деятельности «Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе»
Через освоение общих способов действия, повышается познавательная активность обучение становится по-настоящему деятельностным и интересным
Цели моей педагогической работы:
1. Перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
3. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея деятельностного подхода в образовании как формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Приемы активизации познавательной деятельности.
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Например при изучении темы « Инерция»
В процессе диалога подвести к пониманию того, что именно нужно выяснить, освоить.
Ставим проблему: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?
Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.
Учитель. Именно так формулируется явление - инерция.
Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других
тел называется инерцией
Использование занимательного материала.
Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации познавательной деятельности факт немаловажный.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, «сигнальные карточки», живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям.
Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации познавательной деятельности факт немаловажный.
Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Предполагается, что при использовании на уроках физики занимательных материалов активизируется мыслительная деятельность учащихся и повысится интерес к предмету.
Например использование на разных уроках стишочков - загадок:
1. Красивое коромысло над лесом повисло (радуга)
2. Что за звездочки чудные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке (снежинки)
3. Белый дым тянул за чуб, раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота: “Эй, откройте! Кто там?” (ветер)
4. Сначала – блеск, за блеском – треск,
За треском – плеск. (молния, гром, дождь)
5. В огне не горит, в воде не тонет. (лед)
6. Очень строгий контролер со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает: стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь - все на ус мотает.(Электросчетчик)
7. Всем всегда поведает, хоть без языка,
Когда будет ясно, когда – облака! (барометр)
Рисунки на уроках физики
Как уже отмечалось выше, активизация процесса обучения является одной из основных задач, стоящих перед школой. Решение этой задачи идет по разным направлениям, в том числе и по направлению усиления наглядности.
Рисунки особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. В этом случае система графических обозначений может взять на себя функции языка. Недооценку роли рисунков приходится иногда наблюдать при показе демонстраций. Некоторые учителя считают излишним обращение к рисунку, если явление было показано в “натуральном ” виде. Однако именно в этом случае рисунок нередко приобретает особое значение, поскольку приучает школьников к выделению в предметах и явлениях существенных признаков. Рисунки, сопровождающие эксперимент, содействуют развитию у учащихся наблюдательности, умению выделять предмет из окружающей действительности, видеть в плоском изображении объемное, производить масштабные преобразования.
Например при изучении сил: дать задание детям нарисовать ситуативные рисунки
Если исчезла сила тяжести…
При изучении строения атомов: невозможно увидеть атомы своими глазами, можно использовать схематический рисунок
Физический эксперимент
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно,
Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
Восприятие внешнего мира начинается от живого созерцания, связанного с чувственными воздействиями на человека. Эти воздействия могут проявляться при наблюдении явлений в окружающем нас мире. Явление нужно изучать глубоко и обстоятельно. Необходимо создать определенные условия протекания явлений и менять их в соответствии с планом исследования, то есть проводить физический эксперимент.
При проведении эксперимента воспроизводится не только физическое явление, но и выясняется взаимосвязь и зависимость протекания явления от изменения условий в данном эксперименте.
В новых условиях работы школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должен занимать и физический эксперимент. Это тем более важно, что при обучении в школе он еще недостаточно полно используется в настоящее время.
Нетрадиционный урок
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
- урок-практикум по теме «Наблюдение явлений интерференции и дифракции света»
- урок-практикум по теме «Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях»,
- урок с применением проблемно-диалоговой технологии « Энергия топлива»
- Суд над инерцией
- Урок – конкурс « Решение задач на механическое движение»
- Урок – сочинение « Если бы на земле исчезла сила…»
Литература:
- Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под ред. Н.В. Алексеева. М.: “Учпедгиз”, 1960.
2. Зверева Н.М.. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва: Просвещение, 1980
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983
- Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. // Под ред. А. В. Усовой. – Москва: Просвещение, 1990
- Семке А.И. Уроки физики в 9 классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 352 с.: ил. – (Учитель года России)
- http://www.physfac.bspu.secna.ru
- Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...
«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности»
Презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности за последние три года....
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках физики
В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматр...
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...
Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики
Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...
"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"
Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творчес...