Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)
презентация к уроку по русскому языку по теме

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления.

Слайд 2

Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться . Сухомлинский . Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму . Пословица.

Слайд 3

Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает обучающегося к самостоятельным действиям. Сухомлинский говорил: «Мотивация учения – основное условие успешного обучения ». В настоящее время актуальной становится проблема отсутствия устойчивых положительных мотивов обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности. Ученик скучает на уроке, неактивен , отвлекается. Так развивается неуспеваемость.

Слайд 4

Причины спада школьной мотивации: личная значимость предмета, умственное развитие ученика, отношение учителя к ученику и ученика к учителю, непонимание цели учения, продуктивность учебной деятельности, страх перед школой.

Слайд 5

Для формирования положительной учебной мотивации обучающихся необходимо использовать современные технологии обучения. Одна из них – технология критического мышления, разработанная Д.Б.Элькониным и В.В.Репкиным и основанная на концепции Л.С. Выготского . Данная технология направлена на развитие у обучающихся аналитического подхода к любому материалу и рассчитана не на запоминание, а на постановку проблемы и поиск её решения, не только на овладение информацией, но и на умение критически её оценить. В чём же « инновационность » этой теории ? Обучающийся в процессе усвоения знаний сам конструирует , отслеживает, развивает навыки вдумчивой работы с информацией .

Слайд 6

На каждом этапе урока для формирования положительной учебной мотивации обучающихся используются свои методические приёмы. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 7

Приёмы формирования мотивация на этапе актуализации: проверка консультантами готовности к уроку; ЗУХ –знаю ,умею , хочу; осмысление того, что знаю по данной теме , что умею, что хочу узнать ; на уроке литературы ёмкая, «жгучая», проблемная формулировка темы урока; по Е.Н.Ильину, введение обучающихся в структуру изучаемого материала посредством цепочки « деталь-вопрос-проблема »;

Слайд 8

корзина идей; профи; оратор; « кластер»; техника тонких и толстых вопросов. Стадия осмысления : дерево предсказаний; лекция с остановками; метод « инсерт » (чтение с карандашом, составление партитуры стихотворения );

Слайд 9

упражнения «найди ошибку»; самоконтроль и самооценка, поурочный балл; отзыв на ответ, сочинение одноклассника; составление проектов; составление алгоритмов; опорных конспектов; ассоциативный кроссворд; составление тестов; упражнения на развитие визуального восприятия; урок-зачёт, работа в группах с привлечением экспертов ; я учитель.

Слайд 10

Стадия рефлексии: оценочный лист; лестница успеха; эссе (10 предложений); сочинение «Слушаю музыку…»; синквейн .

Слайд 11

Урок – общение, это искусство, а не только учебное занятие, это жизнь , а не часы в расписании, это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве. А.П.Чехов так говорил об учителе: «Учитель должен быть артист, художник , горячо влюблённый в своё дело».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода

Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...

Выступление на педагогическом совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическим совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Формирование компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным практико-ориентированная направленность. Смысл современного образования сост...

Формирование положительной учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы- падение интереса к изучению русского языка, классической литературы и, как следствие, падение грамотности. неумение правильно и логично выражать свои мысли...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий".

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по проблеме "Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедиа"....