Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
опыты и эксперименты по истории по теме

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучении. Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я, как учитель, и мои ученики?  Если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение. Актуальность исследования________________                     2

Глава 1. Проблема формирования

учебно-познавательной мотивации

на уроках истории и обществознания________________                         3-4

Глава 2. Использование технологии

развития критического мышления__________________                          5-11

2.1. Определение «педагогической технологии»_______                         5-6

2.2. Теоретическая основа технологии развития

критического мышления__________________________                          7-9

2.3.Цели и задачи  данной технологии_______________                         9-10

2.4.Примеры приемов и стратегий

технологии развития критического мышления______                             11

Глава 3. Опыт использования приёмов

 и методов технологии развития

 критического мышления на уроках истории и обществознания_____________________________                                  12- 22

3.1. Работа с кластерами -  способ формирования

 учебно-познавательной мотивации на уроке__________________        12-13

3.2. Инсерт маркировка текста_____________________________          13-16                        

3.3. RAFT-технология_______________________________                    16-17 

3.4. Прием «Корзина» идей, понятий, имен_______________________ 17-18

3.5.Групповые форм работы учащихся, работа в парах_____________ 19-22

        Заключение_________________________________________________ 22-24

Список использованной литературы

 и источники информации______________________________________25

Приложение__________________________________________________26

Введение. Актуальность исследования.

Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования  ученик должен уметь самостоятельно мыслить,  видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены.  Перед учителем поставлены новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда,  приоритетом развития образования сегодня становится личностно ориентированная направленность ученика.

Технология развития критического мышления - один из способов, посредством реализации которого  возможно добиться высокой мотивации  к познавательной деятельности 

Ведущая педагогическая идея опыта:

Применение технологии развития критического мышления на уроках

истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные

условия для формирования учебно-познавательной мотивации, активизации и развития мыслительных способности школьников.

Задачи:

1. Раскрыть сущность, цели и задачи  технологии развития критического мышления.

 2. Показать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления с целью формирования учебно-познавательной мотивации учащихся, развития индивидуальных интеллектуальных способностей обучающихся, создания условий для совершенствования аналитического мышления школьников; стимулирования самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Глава 1. Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

Педагогическая деятельность предполагает особую заботу об учебной  мотивации школьников. Проблема формирования устойчивых положительных мотивов учащихся актуальна в педагогике, психологии и практике школы и представляет интерес для изучения. Ученик скучает на уроке, он не нарушает дисциплину, просто не слушает учителя. Он не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал.  Ученик не задает вопросов после объяснения учителя, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. Он неактивен и отвлекается, когда  требуется напряжение мысли, преодоление трудностей, не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. Ученик не может воспроизвести определения понятий, не может отойти от готового текста, не понимает текста. Наблюдения, проведенные среди учащихся, показали, что многие ребята не обладают культурой чтения, не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Так развивается неуспеваемость. Мы обозначили  ее признаки. Психологи  А.И. Леонтьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова видят в этом нарушение  мотивации  учебной деятельности.  Данной проблемой занимались  в 60-х годах Д.Б. Эльконин и В.В.Репкин,  была разработана теория учебной деятельности (УД), основанная на концепции Л.С.Выготского, о ведущей роли обучения в развитии ребёнка, которая позволяет по-новому взглянуть на проблему мотивации и открывает новые пути для формирования устойчивых положительных мотивов у школьников.

Учебная мотивация - это процесс, который определяет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система. Следует  различать понятия мотив и цель. Цель — это результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это не побуждает его заниматься учебной деятельностью. Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу). В этом случае у ребенка не возникает стремления к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний.

 Л.С. Выготский выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

•          мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Она вызвана осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

•         мотивация, имеющая положительный характер,  определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка способствует преодолению известных трудностей, проявлению терпения и усидчивости.

Нас интересует мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, удовлетворение любознательности, приобретение знаний, расширение кругозора, интеллектуальная активность, реализация своих способностей. Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. В процессе педагогической деятельности я пыталась определять источники познавательной  активности ребенка, используя разные методические приемы для развития

  • Интереса к способу действия;
  • Интереса к людям, организующим процесс или участвующим в нем;
  • Потребности в самовыражении;
  • Потребности в самообразовании  и самовоспитании;
  • Актуализации творческой позиции;
  • Потребности в социальном признании;

Помочь в создании условий, стимулирующих формирование учебно-познавательной мотивации, интеллектуальных способностей школьников может использование приемов технологии критического мышления.

Глава 2. Использование технологии развития критического мышления.

2.1. Определение «педагогической технологии».

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)[7,с. 46]

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).[7, с.47]

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).[7, с.51]

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). [7, с.52]

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально - описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально - действенным: осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

Образовательной технологией мы будем называть комплекс, состоящий из

планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. Рассмотрение данной образовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний - методы и формы, то, что  относится к дидактике, нижний - составляет педагогическую технику (средства и приемы).  Важную роль в реализации  технологии играют личностные особенности  учителя.

«Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем наличие интуиции, основанное на опыте» [4, с.59].

2.2. Теоретическая основа технологии развития критического мышления.

А теперь приведем разъяснение понятия «критическое мышление».

Современная научная литература дает различные определения, которые  сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Это мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Дайана Халперн  в своей работе «Психология критического мышления» так определяет критическое мышление: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление». [6,с.56].  С ней соглашаются и другие современные исследователи, как на Западе (К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.), под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма»  И.О.Загашев пишет:

«Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей» [2,с.34].

 Таким образом, технология развития критического мышления - это система стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные, аргументированные решения, разработана в конце XX века в США. В основу технологии РКМ положены идеи теории Жана Пиаже,  Льва Семёновича Выготского об этапах умственного развития ребёнка. По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности

концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

- не объем знаний или количество информации является целью образования,

а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим

способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое

рождается в процессе обучения;

- коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий

диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также

«партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом

объекте.

Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии РКМ Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками могут пользоваться педагоги, достигая эффективных результатов в работе. Формы урока РКМ отличаются от уроков традиционного обучения. Ученики не сидят пассивно, принимая готовые знания, а становятся главными субъектами учебной деятельности, они думают и вспоминают, рассуждают, аргументируют и опровергают, устанавливают закономерности и делают выводы.

2.3.Цели и задачи  данной технологии:

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3) Развитие аналитического  мышления.

4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5)  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль преподавателя – в основном координирующая.

Рассмотрим фазы технологии критического мышления.

 Первый этап работы называется стадия вызова - пробуждение имеющихся знаний, интереса к информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребенка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

 Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А учащиеся со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

  Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил память учащихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. На разных стадиях технологии используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.

2.4.Примеры приемов и стратегий технологии развития критического мышления.

Стадия вызова

• Мозговая атака

• Ключевые слова (словосочетания, предложения)

• Перепутанные логические цепочки

• Разбивка на кластеры (смысловые блоки)

• Денотатный граф - [от лат. denoto - обозначаю и греч.- пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

• Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали)

• Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Стадия реализации смысла

Система маркировки текста «ИНСЕРТ»

Чтение с остановками

Таблица «Плюс - минус - интересно»

Метод RAFT

Прием ПОПС

Прием «фишбоун»

Стадия рефлексии

• Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов

• Возвращение к приемам применяемым на стадии осмысления

• Мини-сочинение, эссе

• Синквейн

• Перекрестная дискуссия

• «Шесть шляп мышления» и др.

Глава 3. Опыт использования приёмов  и методов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

3.1. Работа с кластерами -  способ формирования учебно-познавательной мотивации на уроке.

Приём, который я использую в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) следует написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.  

В 5-6х классах работа над кластером может быть одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах изучают работы друг друга, по очередиозвучивают отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:

1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;

2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;

3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;

4) вести диалог;

5) слушать другого;

6) корректно обсуждать спорные идеи;

Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер. Например, на уроке обществознания в 8классе, при изучении темы «Типология обществ», на стадии вызова прошу учащихся перечислить известные им общества, изобразив это схемой:

3.2. Инсерт

 маркировка текста 

На уроках истории и обществознания я применяю приём ИНСЕРТ. Название складывается из первых букв его  назначения: interactive (интерактивная)  noting (размечающая) system (система)  effective (для эффективного) reading and (чтения)  thinking (размышления). В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

 I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

 V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

 + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

 ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

 II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

1– я стадия        

        2– я стадия        

        3– я стадия

Вызов:

–актуализация имеющихся знаний;

 – пробуждение интереса к получению новой информации;

 – постановка учеником собственных целей обучения

Реализация смысла:

– получение новой информации;

 – учащиеся соотносят старые знания с новыми

Рефлексия:

–размышление, рождение нового знания;

 – постановка учеником новых целей обучения

IVэтап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

 Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.  Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Этот приём использую при работе с текстом исторического источника. В 10 классе при изучении темы «Восточные славяне в 6 – 9 веках» из летописи «Повесть временных лет» мы узнаем  о территории расселения и  хозяйстве восточных славян. Используя условные значки можно проверить свои предположения («v»), осознать новые знания («+»), исправить неверные предположения («-»), пробудить дальнейший интерес к теме («?»). Преподаватель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы учащихся. 

Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки:

З (знаю)

У (узнал)

Х (хочу узнать)

В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.

3.3. RAFT-технология

Суть данного метода.

Название представляет собой сокращение, где R (роль, от имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория, для кого?) - F (форма, в какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема, о чем будет рассказано в сообщении?). Идея состоит в том, что учащийся выбирает для себя некую роль (историческая личность, ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.

В 10 классе при изучении темы «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв.» я следующим образом применила RAFT- технологию. Класс был разделен на группы. Учащимся было предложено поработать над текстом, представив себя в роли журналистов. Первая группа составляла текст - интервью с крестьянином, вторая с купцом, третья с ремесленником. Ученик,  получив такое задание, должен представить себя даже в двух ролях, в роли журналиста формулирующего вопрос и в роли интервьюера (крестьянина, купца или ремесленника). Из приёмов графического  оформления текста  я использую на своих уроках сводную таблицу: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ)

«+»

факты носят положительный характер

«-»

отрицательное     значение

«?»

мне это интересно

Данный прием мной использовался при изучении тем:

«Реформы Петра Великого»

«Либеральные реформы 60-70 годов XIX в.»

«НЭП»

 «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.»

Сводные таблицы можно использовать не только при работе с информационным текстом, но и при работе с историческими документами.

3.4. Прием «Корзина» идей, понятий, имен.

Применяется и на семинарских занятиях, и во внеклассной работе. Занимая

на уроке достаточно большое количество времени, тем не менее, он является

эффективным, помогает организовать индивидуальную и групповую работу

учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся

у них опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или

думают ученики по обсуждаемой теме урока или занятия. На доске можно

нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все

ученики вместе знают об изучаемой теме. Далее обмен информацией

проводится по следующей схеме:

1.Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

проблеме.

2.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть

организованным,  например, ученики должны выяснить, в чем совпали

имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно

сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение

к теме. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании ребенка факты или

мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

 

Приемы стадии вызова эффективно работают на любом уроке, включая

лекцию. Особенность использования лекции в технологии критического

мышления заключается в том, что она читается дозировано (прием «Лекция со «стопами»). После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или

коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Использование технологии критического мышления предполагает высокую мотивацию учебно-познавательной деятельности. 

3.5.Групповые форм работы учащихся, работа в парах. 

Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности

 Начиная с первых  уроков обществознания в 8 классе, когда ученики знакомятся с понятиями «общество», «сферы общественной жизни» и с их характеристикой, обязательным домашним заданием является просмотр новостей и чтение периодической печати. Класс делится на четыре группы (по сферам общества: политическая – «политики», социальная – «социологи»,

экономическая - «экономисты», духовная - «искусствоведы»). Каждая

группа собирает информацию по своей сфере в течение недели, на

следующем уроке отводится 4-5 минут на обсуждение новостей. Такая

форма организации работы позволяет развить коммуникативные и

аналитические умения (корректировать информацию, дополнять ее с учетом

результатов, полученных другими), понимать и принимать иную точку

зрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развития

толерантности. Одной из наиболее эффективных форм групповой работы

учащихся являются, на мой взгляд, дискуссии, помогающие школьнику определить свою точку зрения.

Прием «Шесть шляп мышления» предполагает групповую работу на уроке. Учащиеся знакомятся с текстом и организуют анализ информации.  Этот прием позволяет не только анализировать, но и высказывать свою точку зрения на содержание текста.

Белая шляпа: изложение нейтральной информации, перечисление фактов, событий;

Черная шляпа: критическое восприятие, поиск качеств, событий, последствий, носящих отрицательный характер;

Желтая шляпа: прогнозирование социальных последствий, поиск фактов, подтверждающих эти прогнозы;

Синяя шляпа: интерпретация, размышления о прочитанном;

Зеленая шляпа: поиск выхода из тупика, поиск решения проблем;

Красная шляпа: отношение к обсуждаемым проблемам. Нюансом является момент, что мнение одной группы может не совпасть с мнением другой, и подведение итогов на стадии рефлексии может перерасти в интересную и плодотворную дискуссию.

Следующий используемый мною прием это синквейн.

Название слова происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Чаще всего синквейн применяется на стадии рефлексии  в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Например, при изучении темы «Избирательная система Российской Федерации» по предмету обществознание 11 класс возможны такие варианты сенквейна:

  • Выборы
  • Демократические, свободные
  • Определяют, обязывают, направляют
  • Выборы - право человека.

  • Избиратель.
  • Грамотный, ответственный.
  • Голосует, агитирует, выдвигает.
  • Он определяет будущее страны.

  • Кандидат
  • Ответственный, законопослушный.
  • Выполняет, представляет, управляет.
  • Кандидат – это наш представитель в органах власти.

Процесс составления синквейна очень интересен учащимся.

Фишбоу - анализ через скелет рыбы. Еще один вариант групповой работы. Преподаватель только направляет, координирует, не дает отвлечься от темы.

Голова рыбы: проблема, заявленная в тексте

Скелет рыбы: пути решения этой проблемы

Хвост рыбы: вывод по этой проблеме, ее значимость и актуальность.

Эссе– один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Чаще применяю 5-минутное эссе, на уроках обществознания в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме в творческой форме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Очень полезна эта форма работы  в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе.

        Заключение.

 Таким образом, применение в учебно-воспитательном процессе данной технологической модели соответствует реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, формирует учебно-познавательную мотивацию. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать направления своего интеллектуального развития. В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей класса.

 Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучении. Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я, как учитель, и мои ученики?  Если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках

данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска»[8] .  Король в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, мы часто игнорируем это правило.

Результативность опыта

Применение элементов технологии развития критического мышления

дало положительные результаты,  повысился  интерес учащихся к исследовательской деятельности,  ребята активно участвуют в научно-практических конференциях, в городских, областных и Всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. На мой взгляд, интерес к изучению истории и обществознания значительно вырос, а главное, учащиеся стали более свободны в своих размышлениях, могут давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты – уметь получать и моделировать информацию, создавать и сотрудничать. Меняется общество, неизбежно меняется и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно – мы должны подготовить учащихся к успешной жизни, к успешному будущему.

Список использованной литературы и источники информации.

1. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ruhtm

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.

3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Журнал  «Директор школы» №1 2002 г.

4.. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

5. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

6.  Халперн Д,  Психология критического мышления, СПб, издательство «Питер», 2000г.,

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

8. Ресурсы Интернета: prosvpress.ru›tag/sergey-zair-bek/

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...