"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"
учебно-методический материал

Шашанова Татьяна Васильевна

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Такой подход противостоит методам и формам передачи готовой информации, пассивности учения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shashanovoy_t.v.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №2»

Нефтекумский городской округ

Ставропольского края

г. Нефтекумск

Выступление подготовила  учитель физики Шашанова Т.В.

Тема: «Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС  в процессе  обучения на уроках физики».

Если очень кратко сформулировать основную идею теории деятельности, то получится приблизительно следующее: успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям, либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий. 

Деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Рассмотрим действия учителя и ученика при деятельностном методе

Действие учителя 

Действие ученика 

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике.

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

При преподавании физики системно-деятельностный подход означает следующее: окружающий мир - объект познания учащимися, он имеет системную организацию. Любой исследуемый физический объект рассматривается, с одной стороны, как некая сложная система, состоящая из отдельных взаимодействующих между собой элементов. С другой стороны, эта система, являясь частью более общей системы, взаимодействует с другими системами, т.е. с окружающей средой. Исследуемый в физике объект не может существовать вне систем. Подход изучения таких объектов называется системным.

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Такой подход противостоит методам и формам передачи готовой информации, пассивности учения. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого. В отличие от ранее господствующей парадигмы «знаниевого» обучения, при котором главной целью обучения являлось приобретение некой системы знаний, центральным принципом современного образования является моделирование в процессе обучения будущей профессиональной деятельности.

В процессе обучения физике учащийся должен  приобрести личный опыт с учетом общественно выработанного опыта предыдущих поколений. Знания не являются самодостаточными - они не являются основной целью физического образования, они выполняют лишь второстепенную роль, выступая как средство обучения. При этом целью учителя является организовать деятельность учащихся по решению практических задач, формирование способов действий, обеспечивающих в будущем решение конкретных задач данной личностью.

Новая парадигма обучения представляет совокупность деятельности обучающего и деятельности обучаемого; учитель должен не просто передавать знания, а проектировать и организовывать учебную деятельность. При этом речь идет, конечно, не о коренной ломке, а лишь о пересмотре используемых средств и технологий обучения.

Системно-деятельностный характер обучения физике в моей практике можно  продемонстрировать на примере организации изучения явления интерференции света. Когда речь идет о волновых свойствах света, то необходимо использование единого подхода к изучению колебаний и волн любой физической природы. Этот единый подход продолжает начатую в обучении механики и молекулярной физики методическую линию анализа родственных по природе или аналогичных по своим проявлениям процессов и рассмотрения их с общих физических идей. Все это прививает учащимся умение приходить к широким обобщениям, осуществлять перенос знаний из одной области физики на другие области, не загромождает память учащихся частностями, развивает их физическое мышление.

Интерференция света является, с одной стороны, некой системой, состоящей из отдельных элементов, присущих именно данному явлению (наложение электромагнитных волн одинаковой частоты, когерентность и т.д.), c другой стороны, рассматриваемое явление, взаимодействует с другими системами, связано с ними, что позволяет познавать человеку окружающий мир в целом.

Перед началом изучения данной темы учащимся дается задание на дом повторить ранее изученные темы. В результате повторения у учащихся складывается представление об общих закономерностях колебаний и волн разной природы.

Учащимся представляется возможность прямо на уроке получить сначала амплитуду результирующего колебания от двух источников света, а затем после введения мною понятия когерентных волн, вывести условия максимума и минимума освещенности света. Таким образом я организую самостоятельную деятельность учащихся по систематизации и расширению имеющихся у них физических знаний.

Также для реализации системно-деятельностного подхода при обучении физике свои уроки я часто провожу в форме экспериментальных исследований. Рабочие листы исследования, разработанные в соответствии со структурой деятельности, отражают основные этапы исследования и позволяют ученикам осмысливать каждый этап работы и осознавать его необходимость. Системность проведения подобных работ приводит к формированию универсальных учебных действий. Использование рабочих листов экономит время урока на оформление работы, дает возможность учителю дифференцировать обучение.

Другой образовательной технологией, играющей важную роль в системно-деятельностном подходе при изучении физики, является технология интегрированного обучения. Она особенно важна в виду того, что современному человеку необходим синтез знаний математики, биологии, экологии и т. д. Поэтому я провожу уроки с использованием межпредметной связи например: показываю роль математических знаний для решения задач и проблем физики.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная лаборатория как средство реализации ФГОС НОО и ООО на уроках физики

Развитие новейших технологий в промышленности и переход к информационному обществу требуют качественно новой подготовки учащихся не только к выпускным и вступительным экзаменам, но и к самому процессу...

Технология деятельностного подхода как средство реализации ФГОС ООО при проектировании уроков физики и подготовке учащихся к ОГЭ

В данной презентации содержится разработка лабораторной работы "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС О...

"Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания"

quot;Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания"...

Технологии системно-деятельностного подхода как средство реализации ФГОС.

Технологии системно-деятельностного подхода как средство реализации ФГОС....

Тема самообразования "Системно-деятельностный подход –методологическая основа в реализации ФГОС в процессе обучения английскому языку"

Введение ФГОС второго поколения в школе обуславливает новые подходы к организации процесса обучения. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, направленный на развитие лич...