Рабочая программа факультативному курсу в 5 классе “Занимательный русский язык”
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая программа “Занимательный русский язык”рассчитана на 17 часов и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 5 классе.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2011 г.
Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата.
Практический блок программы включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Цель программы “Занимательный русский язык” состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка;
развить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся;
формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся;
создать предпосылки заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций;
формировать умения самостоятельно составлять обобщающие таблицы; проводить мини-исследования, расширять лингвистический кругозор, совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
В задачи курса входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
- Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
- Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
- Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные.
Основные методы и приёмы работы:
лекция; беседа; объяснение учителя; создание проблемной ситуации; анализ текстов различных стилей и типов; работа с тестами ; различные виды грамматического разбора; работа с таблицами, схемами, алгоритмами; создание таблиц, схем, алгоритмов; обсуждение, диалог; придумывание загадок, сказок и рассказов на лингвистическую тему.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);
- практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря)
- Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
- Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
- Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, культура речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к общению с другими людьми разных сфер общественной жизни и саморекламе.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
-объяснять языковое явление;
-иметь понятие о языковой норме;
-знать основные аспекты культуры речи;
-знать функции языка;
-знать виды и фигуры речи;
-формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
-формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
-активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
-определять лексическое значение слова по различению контекстных значений ---многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
-работать над расширением словарного запаса;
-опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
Обучающиеся должны знать:
сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
художественно-выразительные средства языка;
основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
- опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
- коммуникативных задач;
- анализировать и составлять собственный текст.
Тематическое планирование (перечень разделов курса и количество часов,
отведённое на их изучение)
Наименование разделов | Количество часов |
| 2 часа |
2. лексика и фразеология | 9 часов |
3 словообразование | 3 часа |
4 морфология | 2 часа |
5 Русский язык и современность. Орфоэпия. | 1 час |
Всего: | 17 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата проведения | Аргументация изменений | |
План | Факт | ||||
Русский язык в его истории | |||||
1 | Предмет и задачи курса. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. | 1 | |||
2 | Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. Практикум. Путешествие. | 1 | |||
Лексика и фразеология | |||||
3 | Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | 1 | |||
4 | “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что такое этимология. Практикум. Путешествие. | 1 | |||
5 | Наш календарь | 1 | |||
6 | Происхождение имён и прозвищ. Древние русские имена. Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” | 1 | |||
7 | Происхождение отчеств. Прозвища. Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина. | 1 | |||
8 | Слова-близнецы. Омоформы, омофоны, омографы в художественной литературе. Урок -исследование | 1 | |||
9 | Золотые слова (Стилистические синонимы) | 1 | |||
10 | Словесная живопись: тропы и фигуры речи | 1 | |||
11 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Практикум. Фразеологический КВН. | 1 | |||
Словообразование | |||||
12 | Как растут слова. Строительная работа морфем | 1 | |||
13 | «Это совсем не секрет…» Корни и их значение Гнезда родственных слов | 1 | |||
14 | Приставки-труженицы. Что могут обозначать приставки пре- и при-? Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. | 1 | |||
Морфология | |||||
15 | Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными. | 1 | |||
16 | Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Практикум. Написание грамматических сказок. | 1 | |||
Русский язык и современность. Орфоэпия. | |||||
17 | Говорите правильно. | 1 |
Список литературы для учителя
- Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Авторская программа факультативного курса "Лексика и фразеология русского языка"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Факультатив спланирован для уч-ся 7-8 классов....
рабочая программа факультативного курса 6 класс
рабочая программа факультативного курса 6 класс...
Рабочая программа факультативного курса, 7 класс
Рабочая программа факультатива «Успешный английский» для 7 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Т...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» ...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса «Клуб путешественников»для 5 б класса...
Рабочая программа факультативного курса 7 класс
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля»...