Выступление "Определение общих интеллектуальных и конкретных академических способностей учащихся на уроках"
статья

Маленкова Алла Владимировна

Выступление "Определение общих интеллектуальных и конкретных академических способностей учащихся на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_obshchikh.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Определение общих интеллектуальных и конкретных академических способностей обучающихся на уроках

(из опыта работы преподавателя Маленковой А.В., выступление на заседании

Педагогического совета отделения, 21.11.2018г.)

Определение общих интеллектуальных способностей учащихся или, по - другому их можно назвать - умственными способностями является одним из стартовых моментов в процессе работы со способностями и одарёнными детьми.

После определения общих умственных (интеллектуальных) способностей можно приступать к выявлению академических способностей учащихся, т. е к определению глубины и широты их знаний по конкретному предмету.

Вообще идея существования общих способностей учащихся была предметом спора между учёными и педагогами. Но на практике, при каждодневном опыте работы с детьми можно отметить, что дети бывают либо вообще умные, толковые, сообразительные, способные, либо не очень-то умные, сообразительные, толковые. Поэтому учёные сделали вывод, что все способности имеют общую основу, которая и определяет уровень и своеобразие интеллектуальных способностей.

Например, не может быть выдающегося математика с низким уровнем к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него меньше развиты, чем к математики, и если их развивать, то и в этой сфере можно добиться определённых результатов, т.к. в целом у него очень высокий общий интеллект.

Первой стадией определения общих интеллектуальных способностей, которая происходит на первых же уроках, является наблюдение за учащимися с повышенной мотивацией к обучению, затем беседы об их увлечениях, об участиях в школьных мероприятиях, занятость в кружках и т.д. (анкетирование по И.О.Моткову «Сфера интересов») (Приложение №1). Это позволяет выявить ребят одним кругом проблем.

Затем рекомендуется преподавателям предметникам, классным руководителям, психологу, социальному педагогу объединится, и отменить тех учащихся, которые обладают высокими интеллектуальными способностями.

Такой подход позволяет увидеть детей с высоким интеллектуальным развитием, помочь им в личностном становлении, а также открыть большое количество интересных детей, не проявивших себя в школе особыми успехами в силу различных причин, но проявляющих постоянный интерес к чему- либо, чтобы помочь им достигнуть желаемого результата.

Одновременно с диагностикой интеллектуальных способностей учащихся определяются и их академические, т.е. их знания по конкретному предмету:

1) Входной контроль (отслеживается уровень школьных знаний)

2) Анкетирование, которое отражает уровень сформированности знаний и умений по предмету.

3) Специальные творческие задания различных типов сложности, разные по временным рамкам что позволяет отследить быстроту и качество ответов и вопросов.

Все эти исследования позволят создать индивидуальную картину на основе выявленных академических способностей составить индивидуальные программы развития для данного ребёнка, чтобы создать комфортные условия для эффективной работе в классе.

Методика работы с одарёнными детьми заключается в том, чтобы индивидуализировать их учебную деятельность в соответствии с их интеллектуальными и академическими способностями.

В первую очередь таких учащихся нужно вовлекать в проектно исследовательскую деятельность, но тема проекта или исследования обязательно определяется, преподавателем совместно с учеником это создаст, оптимальные условия для решения определённой исследовательской проблемы, разработке предложений и рекомендаций по ходу исследования, использование различных источников информаций, посещение библиотек и т.д.

Обязательно нужно знакомить учащихся с результатами деятельности способных детей (выступление, конференции и т.д.) для того, чтобы подействовал «закон интереса».

Таким образом можно сказать, что совершенствование методов выявление одарённых детей и учащихся с повышенной мотивацией к обучению, а т.ж организация их самостоятельной, творческой, исследовательской работы по индивидуальной программе всецело направлено на получение высококвалифицированных специалистов.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

МЕТОДИКА выяснения сферы интересов учащихся (О.И. Мотков)

С целью более детального изучения широты сфер интересов учащихся, выраженности их интересов к активным видам деятельности, к общению, развлечению, творчеству может использоваться методика выяснения «сферы интересов учащихся».

Учащимся предлагается оценить по пятибалльной системе сферы их интересов. 1 балл ставится, когда сфера не значима для учащихся, 2 — когда она малозначима, 3 - когда сфера средней значимости, 4 - когда значима, 5 - очень значима. На листе бумаги учащиеся пишут дату, группу, возраст, по желанию - фамилию. Напротив номера называемой педагогом сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.

Затем показывается пример записи и зачитываются сферы интересов.

ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ

не значима    мало - значима     средняя значимость         значима        очень значима

                    1                             2                                        3                                     4                             5

Таблица определения сферы интересов учащихся

Сферы интересов

Оценка

значимости

1

2

3

4

5

  1. Телевидение, радио
  2. Общение в семье
  3. Учеба
  4. Спорт, занятия физической культурой
  5. Общение с противоположным полом
  6. Домашний труд
  7. Общение с педагогом, с    руководителем
  8. Музыка (любая)
  9. Бизнес
  10. Кино
  11. Коллектив группы, класса
  12. Одежда
  13. Самовоспитание личности
  14. Общение с друзьями
  15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.
  16.  Походы
  17. Экскурсии, краеведение
  18. Техническое творчество
  19. Общение с природой
  20. Чтение художественной литературы

(вне программы)

  1. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов
  2. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.п.)
  3. Занятие без особой цели —

ничегонеделание

Ключ к методике «Сферы интересов»

Широта интересов - по числу различных высокозначимых сфер и интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов). Интересы к трудоемким, активным видам деятельности - учитываются оценки 4 и 5 по вопросам №№ 3, 4, 6, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 21, 22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5): общение - №№ 2, 5, 7, 14, 19; развлечение — №№ 1, 8, 10, 12, 20; творческая деятельность — №№ 15, 16, 18, 21, 22; коллектив группы — № 11; организуемый взрослыми труд — №№ 3, 6; самовоспитание — № 13.

С помощью качественного анализа определяется, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащихся или для группы в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка

В сообщении представлены задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка....

«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.Главная задача курса истории...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики

Использование развивающих задач на уроках математики...

«Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

laquo;Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»Выступление на районном семинаре  учителей истории и обществознания  Курского ...