Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intellektualnykh_sposobnostei_uchashchikhsya_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка.
Формирование интеллектуальных способностей человека завершается в подростковом возрасте, поэтому нам, педагогам, необходимо приложить максимум усилий, чтобы развить восприятие, внимание, мышление и память детей. Нужно помнить о том, что способности развиваются в деятельности. Но человеческая «деятельность… - как отмечал еще К.Д.Ушинский, - по самой сущности этого понятия – есть непременно борьба и преодоление препятствий…»
Учебная деятельность наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда ученики сталкиваются с различного рода интеллектуальными и практическими затруднениями и преодолевают их. Появление же затруднений создает проблемную ситуацию.
Примером может служить, например, такое простое на первый взгляд задание: «Объясните, как образовано существительное «выход»?» Можно высказать два предположения по поводу образования этого слова. Можно допустить, что оно образовано от существительного «ход» путем прибавления приставки вы-, и можно подумать, что оно произведено безаффиксным способом от глагола «выходить». И здесь тоже нужно обосновать правильность одного и ложность другого предложения.
В течение учебного года в старших классах полезно использовать задания повышенной трудности. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся, помогают в решении проблемы дифференцированного обучения, поднимают эмоциональный уровень урока.
К примеру, на дом дают такое задание: «Придумать предложение, в котором были бы все знаки препинания, какие применяются при письме в русском языке; лучшими будут считаться предложения с наименьшим количеством слов».
Опыт использования заданий указанного типа убеждает в том, что работа над ними интересна и полезна для учащихся.
На городском семинаре для слушателей курсов учителей словесности мною был дан открытый урок «Путешествие в страну лексику» с использованием средств субъективизции, под которой понимается новый уровень осознанной и активной деятельности на уроке, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.
Субъективизация обеспечивается такими методическими средствами, как антиципация, система интеллектуально-лингвистических упражнений, способствующих формированию и развитию логического мышления, в сочетании с повышенной речевой активностью.
На этапе словарно-орфографической работы провожу игры «Четвертое лишнее», «Определи пару», даю знания, где нужны смекалка и сообразительность. Например, предлагаю определить, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составить таким же образом третье слово во втором ряду:
Москит | Кортик | Мостик |
Тревога | Пионер | ? |
В данном случае третье слово в первом ряду и искомое слово образуются путем соединения первого слога и последнего слога второго слова.
В начале урока ввожу новый этап – мобилизующий, на котором происходит самостоятельное определение и формулирование учащимися темы урока, актуализация и углубление знаний по конкретной теме, а также совершенствование важнейших качеств интеллекта, их дальнейшее развитие.
К примеру, при изучении темы «Словосочетание», на доске записано: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.
Задание. Соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова, и сформулируйте тему урока.
Таблица №1
раСТи раСТение | выраЩенный | выроСли зароСли | Исключения: росток отрасль |
- Посадить в теплице, чувствительное сердце, всегда поражаться – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока: «Словосочетания».
Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, учащиеся формулируют цели урока.
На доске запись:
- Познакомиться с…
- Учиться…
Таким образом создается внутренняя установка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу на остальных этапах.
Во время изучения нового материала можно оттолкнуться, например, от таблицы такого типа. (См. таблицу №1)
Далее проводится рассуждение – поиск. В результате дети формулируют правило правописания безударных гласных о-а в корне –раст- и –рос- полностью.
Закрепление изученного строю на лексико-орфографических упражнениях нового типа, которые по своему содержанию и функциональному назначению вступают как упражнения комплексные, интеллектуально-лингвистические. Ко многим упражнениям на уроке учащиеся придумывают задания самостоятельно.
Например, на доске оформляется запись:
- Любит растения…
- Уютно расположиться…
- Молодой месяц…
Для справок: золотые руки, рубит заросли, полосатые брюки, видит росток, тихо излагать, смело предположить.
Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание.
Итог урока – это выделение детьми того основного, о чем шла речь в отведенное учебное время.
Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов субъективизации на уроках русского языка дает положительные результаты: резко повышается активность и осознанность действий школьников, существенно улучшается качество их знаний, резко интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие.
Высокий уровень интеллектуальных способностей потребуется школьникам не только для учебы в школе. Нужно помнить о том, что интеллектуальные способности – это тот багаж, с которым подросток выйдет во взрослую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Методическая статья и презентация....
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обобщение опыта работы....
развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
О различных способах развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов. С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудици...
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...