«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»
статья по истории на тему

Гусева Надежда Геннадьевна

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Главная задача курса истории  и обществознания – научить учащихся мыслить

Обычно весь класс учитель спросить не может. К чему это приводит? Большинство детей учит историю, обществознание эпизодически.

 Задачей учителя является поддержание интереса к любому разделу курса, в том числе  неинтересному. Простое изложение сути того или иного вопроса или пересказ содержания делает уроки монотонными.

Мне  важно не просто дать сумму знаний, а учить ребят самостоятельно их приобретать, учить применять данные знания в обычной и нестандартной ситуации.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО по теме: «Использование элементов

технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»

   Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Я полагаю, что  в условиях модернизации российского образования, особенно должна усилиться  роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознания, их ценность  неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические  процессы; способствуют  формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего,  активной гражданской позиции.

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Главная задача курса истории  и обществознания – научить учащихся мыслить

Обычно весь класс учитель спросить не может. К чему это приводит? Большинство детей учит историю, обществознание эпизодически.

 Задачей учителя является поддержание интереса к любому разделу курса, в том числе  неинтересному. Простое изложение сути того или иного вопроса или пересказ содержания делает уроки монотонными.

Мне  важно не просто дать сумму знаний, а учить ребят самостоятельно их приобретать, учить применять данные знания в обычной и нестандартной ситуации.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной         стороны, дают богатые возможности для развития таких интеллектуальных способностей (многообразие общественно-политических, социально-экономических явлений, существование различных подходов к изучению одного и того же исторического события и пр.). С другой стороны, учителя истории и обществознания остро нуждаются  в том, чтобы школьники,  изучающие  данные предметы, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь  анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи;  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно  грамотно работать с информацией.

Во-первых, наблюдения, проведенные среди школьников, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не  умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. И как следствие – снижение интереса  к  предмету.

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило,  учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно- следственные связи.

В-третьих,  в большинстве случаев учащиеся не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения  вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным,  сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе  «Древний Египет»  пункт 1-  «Природа древнего Египта», пункт 2- «Занятия древних египтян».

Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например:

Как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян?

Как вы считаете, какое влияние оказали природные условия на занятия древних египтян?    у ребенка   возникают затруднения

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Какой же должна быть информация, способствующая развитию критического мышления? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая актуальна. Однако, мы, учителя, не всегда имеем представление о том, что думают наши ученики по поводу «актуальности» учебного материала и какие цели они ставят перед собой на уроке. Возникновение собственных целей и мотивов для изучения нового является основным стимулом для развития творческого и критического мышления. Задача учителя, реализующего технологию РКМЧП - стимулировать интерес к новому знанию через «извлечение» уже известного по теме и выяснить появившиеся вопросы.

Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения конечного результата

       Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Авторы технологии. - Теорию технологии развития критического мышления разработали американские педагоги ДЖ. Стил, К. Мередит и Ч. Темпл посредством чтения письма. Хотя психолого-педагогические основы методики были заложены Ж. Пиаже и Л.С. Выгодским, до технологических шагов ее довели именно американские специалисты. Данная технология известна в России с 1997г. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта «Открытое общество».

Исходные научные идеи: Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Обществоведческие дисциплины обладают большими

возможностями для раскрытия интеллектуального потенциала каждого

школьника. Применение технологии критического мышления на уроках

истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные

условия для активизации и развития мыслительных способности

школьников.

Базовая модель технологии

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.

Обычно на первую стадию отводится 5-7 минут. Однако  за столь короткое время можно применить различные приемы,  такие как: свободное письмо, перепутанные логические цепи, ключевые термины, прием «Корзина» (идей, понятий, имен…), покопаемся в памяти, верные и неверные утверждения, ассоциации, кластеры.

Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием перепутанных логических цепей, который эффективно используется как при проверке знаний, так и при изучении нового материала. Предлагаю ученикам записанные на доске или карточках 5-6 событий (даты, события, исторические личности и т.д.). Учащимся требуется восстановить порядок, объяснить его

Приём Ассоциация

Учащимся предлагаю прочитать тему урока и ответить на вопрос :

  - О чем может пойти речь на уроке?

  - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание«----»?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги, или доске

Например,  5 класс. Тема «ЧТО такое детство?» вначале урока включаю запись песни «Что такое детство?» и читаю стихотворение на фоне музыки

Что такое детство? – Как вам рассказать

Детство – значит, можно целый день гулять.

Детство – мы на речке ловим карасей

Рядом много верных, преданных друзей

Детство – крепость снежная дома во дворе,

И купанье в речке летом по жаре.

Детство пахнет мамой, лаской и теплом.

Детство – это тёплый и уютный дом

Задание классу: запишите слова – ассоциации к слову – детство

(Игра, семья, друзья, весело, гуляем, учёба, дом, мама…)

Прикрепляю рисунки с изображениями детей разных возрастов

Задание группам: дать определение понятию «ребёнок»

 Не комментируя, записываю высказывания групп: маленький человек, несовершеннолетний, тот, кто не имеет прав, кто не может делать то, что хочет.

Затем прошу внимательно посмотреть на доску и сделать вывод: Кого называют ребёнком?

Предлагаемы варианты обсуждаются и оптимальный записывается: Ребёнок – человек, не достигший совершеннолетия (18 лет)

Интересен прием «Корзина» идей, понятий, имен…., который применяется и на семинарских занятиях, и во внеклассной работе. Занимая на уроке, достаточно большое количество времени, тем не менее, он является эффективным, помогает организовать индивидуальную и групповую работу учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока или занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приемы стадии вызова эффективно работают на любом уроке, включая лекцию. Особенность использования лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано (прием «Лекция со «стопами»). После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально

Очень хорошо показал себя  прием «верные и неверные утверждения». 

5 класс. Тема «Ассирийская держава». На  стадии вызова ребята знакомятся с рядом утверждений. Одни из них верные, другие нет.

  • Ассирия располагалась севернее Вавилонского царства (верно), севернее реки Евфрат (неверно)
  • В 8 веке до Н.Э. ассирийская армия стала самой сильной в мире (верно)
  • Ассирийские цари дружили с другими странами и создали дружественный союз  - державу (неверно)
  • Царь  Ашшурбанапал собрал глиняную библиотеку (верно)
  • Судьба Ассирийской державы неизвестна (неверно)

Цель данного урока – увидеть роль Ассирийской цивилизации в древнем мире и получить первоначальные представление о понятии «держава» (империя). Так как учащиеся не могут сказать, верны или неверны данные утверждения, возникает проблемная ситуация, побуждающая их к стадии осмысления. Этот приём имеет большое значение на стадии вызова, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, резко повысить их мотивацию на дальнейшую работу, вызвать стойкий интерес на протяжении всего урока

В работе использую такие приемы как:         «Составления кластеров» т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. (Слово кластер в переводе

означает пучок, созвездие).

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert, таблица аргументов,  выделение ключевых слов, новый кластер, сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными  источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. На данной стадии применяю прием «Пометки на полях». Изучение истории и обществознания невозможно без  активной работы с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником.  

           Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост.  Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Опыт работы показал, что  прием «Пометки на полях» эффективен  в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, я прошу их применять данный прием при чтении домашнего параграфа.

 Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ):

З (знаю)

У (узнал)

Х (хочу узнать)

 

 

 

В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.

Еще  одним из вариантов самостоятельно работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке является приём «Зигзаг» Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет уч-ся оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом. Прием  «Двухчастный дневник »  Этот прием я применяю на уроке «Зигзаг», когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно вовремя объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты  фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно  и во время лекции читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае возможно оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтении.

Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием перепутанных логических цепей, который эффективно используется как при проверке знаний, так и при изучении нового материала. Предлагаю ученикам записанные на доске или карточках 5-6 событий (даты, события, исторические личности и т.д.). Учащимся требуется восстановить порядок, объяснить его


Третья стадия рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма; дебаты. Также используется приём чтения текста с маркировкой по методу insert, возвращение к кластеру. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Например, можно продолжить предложение: «Мне понравилось объяснение.., потому что...» или «Я хотел бы подробнее узнать о...», или «Я так и не понял...» и др.

Для более успешной адаптации во взрослой жизни учу детей различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно («толстые» вопросы). «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие разнообразные ответы. Для удобства можно воспользоваться данной таблицей

Виды вопросов РКМЧП


«Тонкие» вопросы


«Толстые» вопросы

Кто... ?

Что... ?

Когда... ?

Может... ?

Будет... ?

Мог ли...?

Как звали... ?

Было ли...?

Согласны ли вы... ?

Верно... ?

Дайте объяснение, почему... ?

Почему вы думаете... ?

Почему вы считаете... ?

В чем разница... ?

Предположите, что будет, если... ?

Что, если... ?

        Приём  «толстых» и «тонких» вопросов использую  на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

        Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и позволяет лучше усвоить содержание текста.

Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

Одной из наиболее эффективных форм групповой работы для учащихся являются, на мой взгляд, дискуссии, помогающие школьникам определиться в своих взглядах.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления, соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать результат.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Необходимо отметить, что технология РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых инноваций для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроках условия для самореализации личности, условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть

главным источником информации, и, используя приемы технологии,

 превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и

интересный поиск.

В проводимых мною уроках решаются некоторые проблемы :

-         мотивация учения;

-         выделение и усвоение главного,  существенного в материале;

-         максимальная реализация развивающего потенциала предмета;

-         сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками;

-     поддерживается активность на уроке;

-         создается атмосфера уважения любого мнения;

-         возможность выслушать других и быть услышанным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"

Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"

Статья раскрывает суть инновационной  педагогической технологии критического мышленияи предлагает  элементы её использования на уроках истории...