Анализ работы методического объединения естественно-научного цикла
методическая разработка на тему

Новикова Елена Юрьевна

Анализ работы методического объединения естественно-научного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_mo.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы

 МО естественно-математического цикла

за  2013-2014 учебный год.

Методическая деятельность педагогического коллектива школы – одно из главных направлений в жизнедеятельности образовательного учреждения. Именно профессиональный уровень педагогов школы, наличие инновационных процессов, работа над проблемами, существующими в образовательном пространстве школы, определяют качество образовательного процесса, его динамику и перспективы развития образовательного учреждения.

Методическая работа – это целостная многоуровневая, многофункциональная система взаимосвязанных действий, способствующих повышению профессионального уровня педагога.

В условиях модернизации образования педагоги осваивают новые идеи, содержание, направления деятельности. Особая роль при этом принадлежит методическим объединениям. Процесс обновления протекает трудно, болезненно, но не безуспешно. Поэтому в данное время очень важно рассматривать вопрос о качестве, эффективности и результативности методической работы, что и даёт данный анализ.

Методическая работа в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу, программу развития образовательного учреждения и учебно-воспитательный процесс.

Цель МО естественно-математического цикла на 2013-2014 учебный год:

Совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области преподаваемого предмета и методики его преподавания в условиях модернизации образования.

Задачи:

- повышение квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических кадров МО естественно-математического цикла;

- организация информационного обеспечения педагогов, изучение и использование современных педагогических технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;

- организация инновационной деятельности педагогов (освоение новых УМК, применение интерактивной доски, внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс) в рамках предметов естественно-математического цикла;

- выявление, обобщение и распространение передового положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;

- подготовка и методическое обеспечение проведения ЕГЭ и ГИА в 2013-2014 учебном году;

-  осуществление контроля при реализации учебных планов, программ и руководства творческой работой коллектива.

Основные направления деятельности работы МО:

- изучение состояния преподавания, качества знаний учащихся, уровня их развития, эффективности методической работы;

- основные мероприятия по повышению квалификации педагогов;

- работа по развитию педагогического творчества учителя;

- работа в методическом кабинете.

В 2013-2014 учебном году было проведено 5 заседаний МО естественно-математического цикла:

1.  Организационное ( протокол №1 от5. 09. 2013 г.)

2.  Особенности ФГОС основного общего образования. Проблемы и перспективы внедрения»  (протокол № 2 от 06.11.2013 г.).

3.  Формирование надпредметных умений и навыков в процессе обучения(протокол № 3 от  11.01.2014 г.).

4.Современный урок в рамках ФГОС. Компетентностно-ориентированное задание(протокол № 4 от  26.03.2024г.).    

5. Итоговое заседание ( протокол №5 от 31.05.2014г.)

В начале учебного года был скорректирован и утверждён план работы МО естественно-математического цикла на 2013-2014 учебный год г. Работа МО была  спланирована и организована  с учётом планов образовательного учреждения.

Было утверждено календарно-тематическое планирование по предметам данного цикла, изучены нормативно-правовые документы, в том числе программы  и государственные стандарты образования, необходимые для корректировки плана работы МО и составления поурочного планирования.

Учителями-предметниками были изучены учебные программы, проведена проверка наличия учебно-методического обеспечения по предметам, обсуждение которой проводилось на круглых столах. Нарушений в методическом обеспечении не было обнаружено, оно соответствует рекомендациям Министерства Образования.

 

 Одной из индивидуальных форм работы МО является работа учителей над темами самообразования.

  Тема самообразования определяется, исходя из:

   –  методической темы школы;

   –  затруднений педагогов;

   –  специфики их индивидуальных интересов.

   В результате изменения методической темы школы «Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс » учителями-предметниками  были  пересмотрены и  скорректированы индивидуальные темы самообразования. В связи с этим каждым учителем  была выбрана или продолжена работа по индивидуальным темам самообразования.

Методические темы учителей естественно-математического цикла:

1.Боронахина И.И. – «Повышение качества знаний учащихся через различные формы контроля».

2.Буйнова Г.М. – «Повышение эффективности обучения на уроках биологии и химии».

3.Степнова А.А.– «Формирование творческих компетенций у учащихся на уроках географии и во внеурочное время».

4.Новикова Е.Ю.– «Системно-деятельностный подход в обучении математике».

5.Куроедов И.А. – «Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательную работу».

В течение учебного года учителя использовали различные методы при работе в данном направлении (изучение методической литературы, посещение обучающих курсов, разработки уроков, составление дифференцированных карточек по предметам, разработки внеклассных мероприятий, проведение открытых мероприятий (участие в конференциях и семинарах и т.д.).

Учителями-предметниками естественно-математического цикла были представлены отчёты по работе над методическими темами. Следует отметить, что данная работа ведётся не совсем в полном объёме, чаще всего она сводится учителями к изучению методической литературы и в меньшей степени к разработке и внедрению новых инновационных технологий в образовательный процесс. Учителя с осторожностью пытаются внедрять инновационные технологии. В результате появляются затруднения при работе над темами самообразования. Хотя необходимо отметить, что в сравнении с 2012-2013  учебным годом, в этом учебном году в большей степени всеми учителями велась работа над темами самообразования, отмечены положительная тенденция и положительный настрой в коллективе к данному виду деятельности.

В основном, работу над темами самообразования всех учителей-предметников естественно-математического цикла в 2013-2014 учебном году следует считать удовлетворительной. Однако,  следует отметить, что учителем физической культуры Куроедовым И.А.  работа  над темой самообразования  велась не в полном объёме, провести полный анализ было невозможно, так как отчёты по данному виду деятельности не были сданы.

   В этом учебном году многие учителя посещали уроки своих коллег с целью повышения уровня профессиональной компетенции, повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий, внедрение новых форм и средств обучения и воспитания, через выявление, обобщение и распространение передового положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.

В течение учебного года в плане МО естественно-математического цикла было запланировано проведение  открытых уроков  (согласно графика).

 График проведения открытых уроков  учителей естественно-математического цикла  на 2013-2014 учебный год:

ФИО

Дата проведения

Боронахина И.И.

Декабрь «Давление» физика 7 класс

Буйнова Г.М.

Декабрь «Кровь – носитель жизни» биология

8 класс

Степнова А.А.

 ----------------------------------------------

Новикова Е.Ю.

Март «Объемы тел» геометрия 11 класс

Куроедов И.А.

---------------------------

   

Необходимо отметить, что не всеми  педагогами, планирующими дать открытые уроки, в этом  учебном году по различным причинам, были проведены уроки. В связи с этим соответствующим учителям было рекомендовано запланировать открытые уроки на следующий учебный год.  

В результате посещений  и  анализов уроков учителей, принимающих участие в проведении открытых уроков, можно сделать следующие выводы:

-  преподаватели  умеют  формулировать педагогические цели и задачи урока;

- эффективно используют методы и приёмы обучения на уроке;

- целесообразно организуют деятельность учащихся на уроке;

- создают на уроке благоприятный психологический настрой;

- используют различные источники информации, дидактические и технические средства обучения, интернет;

-  владеют методикой построения и анализа урока и т.д.

Необходимо отметить, что все учителя активно используют на своих уроках интерактивные, компьютерные технологии.

Урок является фундаментальным, интегрирующим компонентом образования, обеспечивает его стабильность.  Нельзя снизить уровень требований к совершенствованию урока. Урок  на всех этапах деятельности учителя всегда должен находиться в центре внимания.

Наблюдение урока затруднено быстротечностью событий, их разнообразием, сменой, неповторимостью, количеством объектов одновременного и разноканального восприятия (зрительного и слухового), необходимостью вести запись наблюдаемых событий  и комментариев к ним.

Ещё сложнее проблема подготовки самоанализа урока учителем.  На самом уроке ему надо не только воспринимать информацию, но и перерабатывать её, корректировать, а после урока делать сравнительный анализ задуманного и полученного, оценивать свой урок и представлять результаты.

Следует отметить, что как и в прошлом году перед многими учителями осталась проблема самоанализа урока.  Большинство учителей не всегда могут реально проанализировать свой урок, в основном занижая самооценку. Поэтому в следующем учебном году необходимо продолжить и продумать  план работы по совершенствованию умений и знаний учителей при проведении самоанализа урока.

 По сравнению с прошлым учебным годом, следует отметить положительные моменты  в улучшении индивидуальной работы с учащимися. В 2013-2014 учебном году был составлен график индивидуальных дополнительных занятий по предметам естественно-математического цикла.

Все учителя в этом году давали дополнительные  индивидуальные консультации по повышению уровня знаний, умений, навыков учащихся, ликвидации пробелов. В большей степени преподавателями применяется  дифференцированный подход к обучению, в частности в виде тестов. Особенно следует отметить таких учителей как:  Буйнова Г.М. (химия, биология), Новикова Е.Ю.(математика), Боронахина И.И.(математика, физика), которые в течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводили дополнительные занятия  по подготовке учащихся  к выпускным экзаменам.  

Хотя уроки в основном и носят репродуктивный характер, но всё больше учителями стали использоваться и применятся такие формы работы, как проектная деятельность и поисковый метод.  Как уже было отмечено, стали внедрять инновационные технологии на уроках.

В связи с выше изложенным,  можно сделать следующие выводы:  

- в 2014-2015 учебном году необходимо  снова уделить большое внимание вопросам, связанным с организацией, построением и особенно самоанализом урока, так как,  рассмотрение данной проблемы в коллективе, её осмысление и осознание будет способствовать дальнейшему совершенствованию урока в условиях модернизации школы;

- в 2014-2015 учебном году всем учителям дать серию открытых уроков, внеклассных мероприятий, предоставить методические разработки по своим методическим темам.

В течение учебного года были проведены школьные соревнования по футболу, волейболу и настольному теннису. В качестве недостатков можно отметить, что не всегда наблюдалась согласованность действий  учителем физической культуры, спортивные мероприятия не всегда проводились согласно плану, о проводимых мероприятиях вне плана информация поступала не всегда своевременно. В результате, в 2013-2014 учебном году  было проведено мало массовых спортивных мероприятий.

С учётом выше изложенного рекомендовано:

-  в 2014 - 2015 учебном году  обратить особое  внимание на проведение общешкольных  массовых спортивных мероприятий;

- при проведении мероприятий руководствоваться планом, при отступлении от плана своевременно информировать всех участников.

При подготовке всех общешкольных мероприятий преподаватели и учащиеся нашей школы регулярно используют интернет-ресурсы.

Традиционным видом методической работы остается проведение предметных недель. Эта форма внеклассной работы используется в школе систематически. В течение 2013-2014 учебного года в школе были запланированы и проведены 3 предметные недели  МО естественно-математического цикла:

- неделя экологии

- неделя физики, математики химии, биологии, географии;

- неделя ОБЖ и физической культуры  .

В ходе проведения предметных недель приняли участие до 90% учащихся школы.  Были использованы самые разнообразные формы и методы проведения мероприятий:  выпуск стенгазет, беседы, занимательные уроки, демонстрация опытов, викторины, конкурсы,  просмотр фильмов, создание проектов, экскурсии и т.д.

Необходимо отметить, что многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы  создаёт праздничную творческую  атмосферу, что способствовало развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности.  Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные,  разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель  вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.

В целях стимулирования к обучению более слабых учащихся и дополнительного расширения ЗУН сильных учащихся, рекомендовано, как можно больше привлекать детей к подготовке и проведению предметных недель.

В ходе подготовки недель были составлены планы проведения с указанием мероприятий, времени проведения, ответственных. После проведения предметных недель на круглых столах учителя обменялись мнениями и впечатлениями о мероприятиях, были отмечены положительные и отрицательные моменты и приняты к сведению для будущего проведения предметных недель.

С учётом анализа проведения предметных недель в 2013-2014 учебном году рекомендовано:

-  в следующем учебном году также  уделить внимание проведению общешкольных мероприятий, что способствует созданию условий существования учащегося в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности  в школьном коллективе в целом, а также созданию благоприятного нравственно-психологического климата в школе.

Считать работу, проведённую во время предметных недель удовлетворительной.

В сентябре месяце учителями-предметниками были проведены стартово-педагогические диагностики по проверке ЗУН учащихся вновь набранных классов. Обсуждение стартовых диагностик проходило на круглых столах. По результатам диагностик было выявлено, что большинство учащихся имеют очень низкий, иногда нулевой уровень ЗУН. Поэтому учителям необходимо на первых уроках больше внимания уделить повторению материала по предметам, скорректировав при этом тематическое планирование, что и было сделано.

Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.

Предметные олимпиады проводятся в несколько туров: школьный, районный, городской.

В 2013-2014 учебном году учащиеся нашей школы приняли участие в олимпиадах.

При организации олимпиад учителя были ознакомлены со следующими документами:

- Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации   "Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников"

- Положение о школьном туре олимпиады.

Была  проведена  школьная олимпиада по предметам естественно-математического  цикла      (математика,  физика, химия, информатика, биология, ОБЖ, география, технологии).

 По результатам школьного тура победители приняли участие в районном туре олимпиады  по предметам  (математика, биология, химия,).  

В  рамках подготовки учащихся к школьным, районным, городским олимпиадам учителями-предметниками проводилась работа по повышению базового уровня ЗУН учащихся, в форме индивидуальных занятий.  

 

В 2013-2014 учебном году курсы повышения квалификации прошли:

- Новикова Е.Ю «Методика решения задач части С  ЕГЭ по математике» в объёме 128 часов на базе  МРИО;

-Боронахина И.И. «Технология подготовки к ЕГЭ и ГИА: новое содержание» в объёме 128 часов на базе МРИО;

В течение года проводилась проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ и лабораторных работ учителей естественно-математического цикла. По итогам проверки было отмечено, что:

- в целом состояние тетрадей находится на удовлетворительном уровне;

- количество тетрадей для контрольных и лабораторных работ соответствует составу класса, что нельзя сказать о рабочих тетрадях;

- тетради проверяются учителями-предметниками регулярно и качественно, имеются  комментарии (похвала, замечания, разъяснения, рекомендации);

- рекомендовано обратить больше внимания на аккуратность ведения ученических тетрадей и добиваться соблюдения единого орфографического режима всеми учащимися;

- проверка рабочих тетрадей учителями-предметниками осуществляется своевременно и регулярно, объективно выставляются оценки за проверку рабочих тетрадей;

- по методике исправления ошибок  замечаний нет.

В 2013-2014 учебном году была проведена проверка норм домашних заданий. В результате проверки было отмечено, что:

- нормы домашнего задания, предусмотренные учебным планом, в основном выполняются, о чём свидетельствует проверка записи домашних заданий по классному журналу и в дневниках учащихся;

- проверка домашних заданий осуществляется всеми учителями регулярно и своевременно, используя различные формы проверки: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа;

- не всегда в достаточной мере используется дифференцированный подход к организации домашнего задания с учётом уровня успеваемости и обученности  учащихся (низкий или высокий  уровень знаний, умений, навыков  учащихся);

- в ходе проверки норм домашнего задания по предметам естественно-математического цикла по объёму, заданному на дом и затрачиваемому времени, следует, что все нормы домашнего задания учителями выполняются, перегрузки учащихся нет;

- проверку норм домашнего задания по физической культуре  и технологии произвести сложно, так как по записям в журналах домашнее задание отсутствует;

На основе сделанных выводов  было рекомендовано:

- учителям-предметникам уделить особое внимание дифференцированному подходу к организации домашнего задания;

- учителям физической культуры и технологии продумать формы и способы домашних заданий.                                                                                                  

По итогам четвертных и полугодовых оценок, учителями-предметниками проводилась проверка успеваемости и качества знаний учащихся. В результате было отмечено, что успеваемость учащихся в целом составляет 97%-100%. Снижение успеваемости обусловлено тем, что выявлены учащиеся, имеющие склонность к многочисленным пропускам уроков, что не способствует усвоению учебного материала.

Качество знаний учащихся по разным предметам колеблется от 23% до 92%. Следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом процент качества знаний учащихся не снизился.  Наибольший процент качества знаний отмечен по таким предметам, как физическая культура, технология, а наименьший  по математике, химии, физике. По результатам проверки рекомендовано учителям обратить особое внимание на повышение успеваемости и качества знаний учащихся, совместно с классными руководителями.

В течение учебного года учителями-предметниками естественно-математического цикла велась работа по подготовке и методическому обеспечению проведения ЕГЭ  и ГИА, были изучены нормативно-правовые документы по проведению экзаменов в формате ЕГЭ  и ГИА по всем предметам цикла.  Учителями-предметниками была  продумана, спланирована и организована подготовка учащихся по соответствующим предметам (на уроках, элективных курсах, дополнительных консультациях).

С 2009 года все общеобразовательные учреждения перешли на новую форму сдачи выпускных экзаменов – в режиме ЕГЭ.  Поэтому, в этом  учебном году все учителя   уделяли  особое внимание к изучению и отработке форм и методов, применяемых  при проведении экзаменов в режиме ЕГЭ и ГИА, в частности тестовых заданий. Каждый  учитель разработал и использовал систему по подготовке к ЕГЭ. В конце учебного года на базе нашей школы были проведены пробные ЕГЭ по предметам естественно-математического цикла, таким как математика, физика, химия, биология.

В результате анализа были сделаны следующие выводы:

В следующем учебном году необходимо продолжить и тщательно спланировать методическую работу по данному направлению,  проанализировав результаты организации и проведения ЕГЭ в 2013-2014 учебном году. Поэтому, в 2014-2015 учебном году, необходимо уделить особое внимание таким направлениям как:

1. Работа с педагогическим коллективом.

Задача направления - повышение профессиональной готовности педагогов к проведению ЕГЭ и ГИА. Внедрение тестовой технологии на всех этапах обучения. Обучение организаторов ЕГЭ.

2. Работа с учащимися.

 Задача направления - качественная психолого-педагогическая подготовка учеников к сдаче ЕГЭ и ГИА, повышение качества образования, обеспечение преемственности и доступности профессионального образования, развитие универсальных навыков.

3. Работа с родителями.

Задача направления - информированность родителей, психолого-педагогическая помощь и консультирование.

В результате анализа работы педагогических кадров можно отметить, что в коллективе создана благоприятная психологическая обстановка. Учителя стремятся к дружеским или партнёрским отношениям с коллегами, соблюдают и преумножают традиции коллектива, следуют нормам поведения. К числу «сильных» сторон следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у педагогического коллектива положительного настроя на осуществление инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе. Большинство педагогов – высококвалифицированные специалисты.

Считаю, что работу МО естественно-математического цикла в 2013-2014 учебном году можно признать удовлетворительной.

Руководитель МО                                                               Новикова Е.Ю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2012 - 2013 год.

Методическое объединение работало над темой "Повышение качества образования через использование новых современных технологий и ИКТ"...

Анализ работы методического объединения гуманитарно-эстетического цикла за 2013-2014 учебный год

Представлен отчёт о работе методического объединения за учебный год, определены цели и задачи на следующий период....

Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы методического объединения  естественно-математического цикла      за 2014-2015 учебный год....

Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «Чехломеевская ОШ» за 2014/2015 учебный год

В 2014/2015 учебном году  учителя МО гуманитарного цикла работали над методической темой «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предме...

Анализ работы Методического объединения художественно-эстетического цикла за 2015-2016 учебный год.

Анализ работы методического объединения художественно-эстетического цикла за 2015-2016 учебный год....

План работы методического объединения естественно -научного цикла 2018/2019

Методическая тема:«Внедрение инновационных технологий в целях повышения качества образования по предметам естественного цикла в условиях перехода на ФГОС»....