Примеры учебных ситуаций.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: математика, 1 класс
Тема: "Как люди научились измерять длину"
Учебная задача: познакомить детей со старинными мерами длины и современными мерами.
Характеристика деятельности: исследовать ситуации, требующие сравнение величин, их упорядочения
Описание учебной ситуации:
Дети в начале урока смотрят отрывок из мультфильма "38 попугаев". В конце просмотра учитель ставит проблему: почему у всех зверушек получилась разная длина удава?
Дети, работая в группах, пробуют измерить длину и ширину парты, длину учебника, ручки, используя различные мерки (учитель предлагает полоски разной длины, шнурочки разной длины). Размеры одинаковых предметов получаются разными. Дети самостоятельно приходят к выводу, что для измерения необходимы одинаковые мерки. Далее на уроке дети знакомятся со старинными и современными мерками, пробуют их использовать для тех же измерений. Одинаковые результаты получаются только при использовании современных мерок.
Предмет: окружающий мир, 3 класс
Тема: свойства почвы
Учебная задача: познакомить детей со свойствами почвы при помощи опытов
Характеристика деятельности: наблюдать и выполнять простейшие опыты по изучению свойств почв, характеризовать на основе опытов состав почв.
Описание учебной ситуации:
Учитель демонстрирует детям растение, принесенное в класс:
-Ребята, мне подарили новое растение для нашего класса. Но его надо срочно посадить в новый горшок. Какую почву надо для него подобрать? Пользуясь справочной литературой, определите, какой тип почвы необходим для данного растения. Дети выясняют, что для этого растения необходима почва, содержащая большое количество перегноя.
-Вспомните, какие опыты необходимо провести, чтобы обнаружить перегной в почве, опишите его.
-Понаблюдайте, как этот опыт проводит учитель, прокомментируйте результаты.
Предмет: окружающий мир. Тема: « Как человек узнаёт мир» - 2 класс
Учебная задача: Уметь называть наиболее способы изучения окружающего мира и приборы, необходимые при этом. Уметь проводить собственные исследования, выдвигать гипотезы, проверять их на моделях, проводить простейшие эксперименты и обобщать полученные выводы.
Описание учебной ситуации:
Учитель: - Сегодня мы отправляемся к учёным. Знаете ли вы, кого так называют? Дети: ….
Учитель: - Каких учёных вы знаете? Чем они занимаются? Дети: ……
Учитель: - Хотите ли вы стать учёными? Дети:…
Учитель: - Объединитесь в группы. Каждая группа учёных получает несколько объектов, над которыми она будет проводить исследования. Прежде чем начинать работу, познакомьтесь с памяткой «Как проводить эксперимент».
Дети, объединившись в группы, читают памятку
- Рассмотрите внимательно группу объектов.
- Предположите, о чём можно узнать, исследуя эти объекты и их свойства.
- Обменяйтесь мнениями в группе.
- Обсудите в группе способы изучения объектов.
- Выберите «В уголке учёного» измерительные приборы для своих исследований.
- Проведите эксперимент.
- Опишите результаты экспериментальной работы.
- Сформулируйте вывод.
- Оцените результаты наблюдений и эксперимента.
Учитель: - Начинайте действовать, согласно памятке.
Для проведения экспериментальной работы каждая группа получает несколько объектов:
1. стакан воды, кусок сахара - рафинада, ложка строительного песка, горстка муки, ложка подсолнечного масла;
2. фотографии различных птиц (без названий);
3. апельсин, яблоко, кабачок, картофелина, конфета;
4. фотографии архитектурных памятников города Владимира (без названий);
5. сосуды с горячей, тёплой и холодной водой;
6. два равнобедренных треугольника, вырезанные из бумаги и чертежи геометрических фигур, которые получаются, если эти треугольники соединить разными способами.
В уголке учёного находятся различные измерительные приборы (с избытком):
Весы, термометр для воды, метр, справочник «Все птицы России», линейка, лупа, мерная кружка, книга «Архитектурные памятники древнего Владимира», толковый словарь, пробирки, фотоаппарат, магнитофон.
Предмет - русский язык , 2 класс. Тема - порядок букв в алфавите.
Учебная задача - соблюдать алфавитный порядок при составлении списка учащихся, учитывая отсутствие слов (фамилий) на некоторые буквы и наличие нескольких слов на одну и ту же букву.
Характеристика деятельности: самостоятельно читать, поддерживать разговор, предлагать варианты представления материала, располагать по алфавиту
Описание учебной ситуации: Учитель предлагает учащимся познакомиться с визитными карточками одноклассников, которые были заранее подготовлены, например, на классном часе или на предыдущем занятии по обществознанию (такой интегрированный курс появился в стандартах второго поколения для начальной ступени образования). На визитных карточках указаны фамилии, имена, увлечения, занятия во внеурочное время (как-то: занятия в студиях, кружках, факультативах, секциях). Учитель предлагает обсудить, как такую интересную информацию можно представить на школьном сайте. В ходе совместного обсуждения могут появиться следующие предложения: создать картотеку, таблицу, электронный фотоальбом с подписями. Также в ходе беседы выясняется, что для удобства поиска необходимо расположить материал об учащихся в алфавитном порядке. Учащиеся коллективно обсуждают, что нужно учесть в ходе такой работы (например, отсутствие слов на некоторые буквы, наличие слова на одну и ту же букву). Для быстроты выполнения задания принимается решение о том, чтобы распределить материал по группам (например, 1 группа составляет картотеку от буквы "А" до буквы "И", 2 группа от буквы "К" до буквы "П" и так далее).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример проекта учебной ситуации урока по математике.
Пример проекта учебной ситуации в соответствии с ФГО к уроку по математике "Графическое решение квадратных уравнений"....
Классный час с использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций по теме «Вредные привычки» в 8-10 классах. Кейс « Дело было вечером…».
данный классный час проводится в технологии кейс-метод....
Развитие навыков говорения и письма в начальной школе на примере учебной ситуации "Диалог на вокзале"
резентация представляет собой методическую разработку для учащихся 4-го класса школ с углубленным изучением английского языка...
Урок биологии с использованием технологии "Кейс-стади" обучения на примере конкретных ситуаций по теме "Размножение организмов" 10 класс
Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...
Примеры проблемных ситуаций, решающих учебные задачи конкретного урока.
Описание проблемных ситуаций котрые решали бы учебную задачу конкретного урока через подбор конкретных учебных действий и направляли обучающихся на целенаправленную учебную деятельность....
Научно- исследовательская работа " Современная демографическая ситуация в Монголии - на примере демографической ситуации в семье"
Даннай работа производилась учащимися 9 класса в рамках реализациии национального компонента при углубленносм изучении темы "Население" ....
Моделирование учебных ситуаций на примере урока по теме: «Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями»
«Моделирование учебных ситуаций как условие формирования регулятивных учебных действий»...