Мотивация в обучении математики
методическая разработка по теме
Аналог презентации "Работа с детьми, имеющими слабую мотивацию к обучению" в Word.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_so_slaboy_motivatsiey_k_obucheniyu.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить
К. Д. Ушинский
Что же такое мотивация?
Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.
Значение мотивации:
- Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
- Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
- Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
- во-первых, она определяется образовательным учреждением;
- во-вторых, организацией образовательного процесса;
- в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
- в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
- в-пятых, спецификой учебного предмета.
Мотивационная сфера учения: мотив, смысл, эмоциональный настрой, интерес, цель.
Формирование мотивации учения
Смысл учения. Мотив учения.
- Учёт возрастных особенностей школьников.
- Создание ситуации успеха.
- Вера учителя в возможности ученика.
- Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Постановка целей
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
- Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Эмоции
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
- Эмоциональная речь учителя.
- Применение поощрения или порицания.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Использование игровых технологий.
Интерес
- Использование нестандартных ситуаций.
- Нестандартная форма проведения уроков.
- Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.
- Использование познавательных и дидактических технологий.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Типы отношения к учению: положительное, безразличное, отрицательное.
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский
Признаки положительного отношения:
- Активность учеников в учебном процессе
- Умение ставить перспективные цели
- Умение отстаивать свое мнение
- Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
- Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
- Поиск нестандартных способов решения учебных задач
Признаки отрицательного отношения:
- Бедность и узость мотивов
- Слабая нацеленность на оценку
- Неумение ставить цели, преодолевать трудности
- Слабая заинтересованность в успехах
- Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение
Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Причина спада школьной мотивации:
- У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Продуктивность учебной деятельности.
- Непонимание цели учения.
- Страх перед школой.
- Нарушение режима дня.
Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
- не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).
Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:
- низкий уровень знаний;
- реже – не сложившиеся отношения с классом;
- несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
- в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.
Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:
- создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
- демонстрация достижений учащегося;
- интересность урока, его значимость, прозрачность;
- создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
- создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;
- использование положительного подкрепления (похвала),
- использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;
- связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;
- справедливое оценивание; посильные трудности;
- игровые моменты.
Фронтальная работа | Групповая работа | Индивидуальная работа |
Принцип новизны Принцип наглядности Метод аналогии Метод сравнения Историческая справка Принцип доступности Связь с другими предметами Связь с жизнью Самостоятельные и контрольные работы | Игровой прием Прием сотрудничества, взаимопомощи Тест Работа в парах Консультанты | Дополнительные задания Карточки-задания Работа с учебником Тест Совместная работа |
“Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться”
Сухомлинский В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Мотивация к обучению математике у учащихся"
Этот материал для учителя как дополнительная работа с детьми, для повышения мотивации, познавательной активности в области математики....
Статья "Повышение мотивации к обучению математике учащихся коррекционной школы через проектную деятельность"
В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в коррекционной школе. Представлен материал из опыта работы....
Развитие учебной мотивации при обучении математике.
В этсой статье рассматриваются способы развития интереса к математике. Интересен подбор задач из опыта преподавания. Составлена анкета для обучающихся, из которой можно понять, в каком направлении дви...
Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".
Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...
Положительная мотивация в обучении математики
Положительная мотивация в обучении математики...
Поиски способов повышения мотивации к обучению математике
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с...
Учебная мотивация при обучении математике
Развитие учебной мотивации при обучении математике....