Учебная мотивация при обучении математике
учебно-методический материал по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Улаханова Марина Родионовна

Развитие учебной мотивации при обучении математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ulahanova_mr_motivatsiya.ppt784.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОО «Заводская средняя общеобразовательная школа» «Учебная мотивация при обучении математике» Улаханова М.Р.,учитель математики 2018г

Слайд 2

«Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному, и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство». К.Д. Ушинский «Где есть желание, найдётся путь». Д.Пойа

Слайд 3

Актуальность В настоящее время учителя нередко сталкиваются с проблемой отсутствия желания учиться, нестойкости интересов. Это одна из множества причин низкого уровня усвоения учебного материала, далее следуют низкие результаты на экзаменах. И как общий итог: наша Заводская школа показала низкие образовательные результаты. Возникает проблема: как пробудить у ученика желание учиться, а если оно у него есть, то, как его сберечь? Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки. Поэтому проблема мотивации поведения и деятельности человека является одной из наиболее актуальных и в то же время сложных в настоящий период. Необходимо развитие математического мышления школьников путем создания максимально благоприятных условий учения каждого, выявления и активного использования в учебной деятельности их индивидуальных способностей. В систему работы входят диагностика уровня учебной мотивации, перспективное планирование, оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности, методики и педтехнологии.

Слайд 4

Новизна проявляется в использовании диагностики мотивов изучения математики каждым учеником, в отборе содержания математического образования школьников, в применении знаний психологии. Результативность . Осознание учащимися своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебную задачу, определять цели работы на уроке и во внеурочное время. Наличие устойчивого интереса к изучению математики на протяжении ряда лет способствует осознанному усвоению математических знаний, умений и навыков, развитию логического мышления. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности на уроках математики повышают уровень обученности школьников и по другим предметам. Высокий уровень развития математического мышления учащиеся должны подтверждать на различных контрольных работах, ВПР, ГИА. Трудоемкость заключается в переосмыслении учителем своего педагогического опыта с позиции развития мотивации учебной деятельности учащихся, дополнительный анализ содержания математического образования, поиск диагностик уровня учебной мотивации, и особенно их обработка. Доступность. Опыт может быть использован учителями общеобразовательных школ.

Слайд 5

Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность» (Р.Немов, Психология, М., Просвещение, 1995). Мотивация – это некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение. Мотивация - это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности (в соответствии с логическим словарем - справочником Н.И.Кондакова).

Слайд 6

Уровни развития учебной мотивации: 1.Отрицательное отношение к учению. 2.Нейтральное отношение к учению. 3.Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. 4.Положительное отношение к учению. 5.Активное, творческое отношение к учению. 6.Личностное, ответственное отношение к учению.

Слайд 7

Управление развитием мотивации позволяет учителю: 1.Обоснованно планировать учебно-воспитательную работу на уроке: предвидеть направление поведения учеников и контролировать его; согласовывать и прогнозировать усилия по достижению общей цели; предотвращать возникновение одних и поощрять развитие других черт личности учащихся; 2.Повышать эффективность учебно-воспитательной работы: развивать логическое мышление, интуицию, воображение учащихся; формировать характер, нравственные черты личности (объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т.д.) 3.Правильно оценивать результативность учебно-воспитательной работы. 4.Поддерживать доброжелательные отношения с учащимися, их родителями делать их активными участниками учебного процесса.

Слайд 8

Направления деятельности учителя по развитию мотивации 1.Пополнение запаса математических знаний, умений и навыков. 2.Развитие общеучебных умений и навыков. 3.Развитие познавательного интереса при изучении математики. 4.Воспитание личности в процессе изучения математики. 5.Развитие у учащихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе. 6.Развитие логического мышления.

Слайд 9

Задачи деятельности учителя по развитию мотивации 1. Развивать у учащихся умение целеполагать: обучать постановке целей и задач, их формулированию; обучать умению ставить промежуточные цели. 2.Развивать у учащихся умение планировать достижение поставленных целей: обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности; обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы. 3.Развивать у учащихся умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей: обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями; обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Слайд 10

Принципы педагогической деятельности Опора на субъектный опыт учащихся, который используется в качестве одного из источников обучения. Актуализация результатов обучения: применение на практике приобретенных знаний. Индивидуализация и дифференциация обучения: индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся (учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности). Системность обучения: - соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов; - создание целостности математических знаний. Организация совместной работы учителя и учащихся: планирование, реализация и оценивание процесса и результата обучения. Креативность обучения: реализация творческих возможностей учителя и ученика. Развитие образовательных потребностей: выявление реальной степени освоения учебного материала учащимися; построение процесса обучения в целях формирования новых образовательных потребностей.

Слайд 11

Система работы 1.Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к изучению математики, определения сущности того, что побуждает ученика учиться. 2.Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов: опора на достижения учащегося и зону его развития учебной мотивации (что знает ученик (знания), как он умеет учиться (учебная деятельность), как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели; оптимистическая позиция учителя, состоящая в том, что у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития. 3.Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации каждого ученика, используя факторы, способствующие развитию учебной мотивации учащихся при изучении математики:

Слайд 12

средствами задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по решению задачи, определяющиеся отношением между участниками, включенными в деятельность по решению задачи); средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы). 4.Планирование учебного процесса с учетом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока математики, порции материала (теорему, задачу, определение, алгоритм, правило). 5.Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных и выводов о результативности.

Слайд 13

Анкета: «Зачем я изучаю математику?» Цель: выявить отношение к математике, мотивы изучения математики. Содержание: 1.Что для тебя значит школа? 2.Какие предметы тебе больше нравится изучать? 3.По каким предметам ты будешь сдавать экзамены? 4.Твое отношение к математике. 5.Что больше привлекает: алгебра или геометрия? 6.Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках? 7.Какие формы уроков тебе нравятся? Почему? 8.Какие задачи тебе нравится решать (по алгоритму, на смекалку, трудные)? 9.Что спрашиваешь после контрольной работы: как решил или какой ответ? 10.Пытаешься ли повторно решать задания, где допустил ошибки? 11.Возникает ли желание заниматься математикой после уроков? 12.Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей? 13.Как ты выполняешь домашнее задание? 14.Что по твоему нужно изменить в процессе обучения математике, чтобы результаты были выше? 15.Посещаешь ли кружки и факультативы по математике? 16.Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?

Слайд 14

Факторы, связанные с содержанием задачи I . Новизна содержания 1.Получение или показ через задачу новых для учащихся математических сведений. 2.Включение в содержание задачи новых для учащихся общепознавательных сведений (сведения, отражающие жизнь страны, республики, поселка, школы, класса; сведения, связанные с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющие отразить межпредметные связи и др.) Выделение центральной задачи или группы задач, в которых проявляется главная математическая идея изучаемого теоретического материала, нового для учащихся. Важно новые знания не предлагать учащимся в готовом виде, а создавать такие проблемные ситуации, при которых ученик ставится в положение исследователя, заинтересованного в решении проблемы, и стремится самостоятельно найти решение, сделать «открытие». Пример: при изучении темы «Четыре замечательные точки треугольника» учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: «Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой». Учащиеся могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера.

Слайд 15

II .Отражение связи с практикой Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике (в повседневной жизни, при изучении других предметов и т.д.), то появляется и интерес к её решению. Очень актуальны задачи, связанные с вкладами в банках, которые предлагаются в КИМах ЕГЭ. III . Отражение исторического аспекта Задачи с «исторической» фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др. IV . Занимательность На уроках математики нужны задачи и упражнения, которые оживили бы урок. Такие задачи с занимательным сюжетом развивают сообразительность, природную смекалку. Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, выступает эмоциональной основой, на которой создается положительное отношение к предмету.

Слайд 16

Пример: Дикобраз в подарок сыну с делал счетную машину, К сожалению, она н едостаточно точна. Результаты перед вами, б ыстро всё исправьте сами: 39,4 + 10,1 = 495 97,3 + 9,04 = 10,634 47,03 + 4,8 = 5183 729,004 + 10 = 729,014 3,067 + 2,033 = 51 31,26 + 0 = 312,6 V .Нестандартность вопроса Одним из важных факторов является формулировка вопроса задачи типа : «хватит ли?», «успеет ли?», «поровну ли ?«,»кто быстрее?», «что можно в задаче найти, доказать?» и т.д.. Интересно рассмотреть задачи «без вопросов». Такие задачи приучают учащихся рассматривать всевозможные заключения из данных посылок, что бывает крайне необходимо при решении многих задач на доказательство, при доказательстве различных теорем.

Слайд 17

Развитие учебной мотивации у учащихся Цель: создать условия для того, чтобы ученик был постоянно мотивирован к действиям. Содержание деятельности: В начале урока: создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока : создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока: создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт. Результат : мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)

Слайд 18

Пример 6. Формирование познавательных и социальных мотивов учащихся при изучении теорем в теме «Площади многоугольников» I этап. Возникновение исходной мотивации Цель: вызвать мотивы овладения новыми знаниями. Содержание деятельности : 1.Историческая справка. 2.Беседа о значении изучения данной темы, о необходимости математического доказательства формул. 3.Работа с плакатом «Как устроена теорема?». 4.Вывод формулы площади прямоугольника вместе с учащимися. Все записи на доске делает учитель. Прослеживается логика доказательства, обращается внимание на шаги доказательства. Учащимся сообщается, что доказать теорему можно различными способами. Результат: для каждого ученика созданы условия развития широких познавательных мотивов.

Слайд 19

II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Цель: вызвать мотивы ориентации на овладение приемами доказательства теорем Содержание деятельности : 1.Вывод формулы площади параллелограмма записан на доске, но переставлены «логические куски» доказательства. Ученикам предлагается записать доказательство в тетрадь, выстроив логическую цепочку рассуждений правильно, и обосновать ход своих рассуждений. Доказать: S пар=а h Итак, S пар= ah Доказательство: S ABCD = S KBCD + S ABK S KBCM = S KBCD + S DCM S ABCD = S KBCM = BC * CM = AD * BK = ah S ABK = S DCM Дано : ABCD - параллелограмм , BK перпендикулярно AD, BK=h, AD=a AB=CD BK=CM отсюда следует треугольник ABK= треугольник DCM угол AKB = угол DMC =90° Выполним дополнительное построение опустим перпендикуляр CM к AD . Получили KBCM прямоугольник

Слайд 20

2. Вывод формулы площади треугольника записан на доске с пропусками в доказательстве. Ученикам предлагается восстановить доказательство с подробным объяснением. Дано: Доказать: Доказательство: 1)Дополним построение ... 2)Знаем, что S ABDC =... 3)Докажем, что DABC = D ... 4) S ABDC =2 S ABC Значит, S ABC = ... = Результат: каждый ученик становится соучастником доказательства теоремы, для каждого ученика созданы условия развития учебно-познавательных мотивов.

Слайд 21

III этап. Этап завершения изучения темы. Цель: вызвать мотивы ориентации на приемы самостоятельного овладения знаниями, их применения. Содержание деятельности: 1.Вывод формулы площади трапеции самостоятельно. 2.Применение выведенных формул при решении задач. 3.Зачет по теме «Площади многоугольников». Результат: для каждого ученика созданы условия развития социальных мотивов и мотивов самообразования.

Слайд 22

В любых делах при максимуме сложностей, Подход к проблеме все-таки один: Желанье - это множество возможностей, А нежеланье – множество причин.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Педагогический проект "Мотивация к обучению математике у учащихся"

Этот материал для учителя как дополнительная работа с детьми,  для повышения мотивации, познавательной активности в области математики....

Развитие учебной мотивации при обучении математике.

В этсой статье рассматриваются способы развития интереса к математике. Интересен подбор задач из опыта преподавания. Составлена анкета для обучающихся, из которой можно понять, в каком направлении дви...

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...

Развитие учебной мотивации при обучении математике

Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки. Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно у него есть, то как его сберечь?...

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации успешного обучения ребенка посредством участия в предметных олимпиадах" 2020

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации успешного обучения ребенка посредством участия в предметных олимпиадах"...