Положительная мотивация в обучении математики
материал по алгебре на тему
Положительная мотивация в обучении математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положительная мотивация в обучении математики | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительной мотивации на уроках математики.
Эпиграфом моего выступления мне хотелось бы взять отрывок из ежегодного послания президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ: «…. влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: Интернет, электронные СМИ. …. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержания,…»
Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета математики.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации. Мотив (от французского)- побудительная сила, (от латинского) – приводить в движение, толкать. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
Сухомлинский говорил « Все наши замыслы, все поиски и построения, превращаются в прах, если у ученика нет желания учится»
Формирование положительной мотивации при изучении математики – это залог успеха в его познании.
Мотивация формируется уже в первые дни и годы обучения. Обычно дети идут в школу с желанием учиться, однако часто первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции к школе, так и к учению. Особенно действуют на мотивацию замечания, которые указывают на неумение ученика выполнять какое-либо задание, что приводит к отказу от занятий и демонстрации негативного поведения
Часто у учеников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности.
Процесс формирования положительного отношения к учению считаю значимым и основополагающим.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Иногда слышно от учеников «Нам все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду. Что «интерес» (по Герберу)- это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу- выполняю с интересом- личностно – значимо каждому». То видно, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же его сформировать у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В своей работе мы применяем технологию проблемного обучения, личностно – ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
В начале урока математики создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где может применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определение причин удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.
Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включение) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановки дальнейших целей и т.д.)
Чтобы обучение было по настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть потребность в знаниях, умениях, навыках, которые предлагает учитель,а также активно действовать по их приобретению. Из - за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи – это мощный фактор развития мотивации.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому нужно использовать такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:
- Апелляция к жизненному опыту детей
- Создание проблемной ситуации.
- Ролевые и деловые игры.
- Решение нестандартных задач на смекалку и логику.
- Элементы занимательности.
- Кроссворды. Сканворды. Ребусы. Творческие работы и т. д.
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности.
- Ситуация удивления.
- Ассоциация вместо правил.
- Презентации, творческие домашние задания.
- Накопительная система оценок, рефлексия.
- Доброжелательный настрой урока, благоприятный микроклимат на уроке.
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем – то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они будут сами учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т. е. познавать мир. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно – познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся не оставив следа в нем.
Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то – предоставленной свободой. Если мы хотим мотивировать детей – надо найти общий язык со всеми учениками без деления на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».
В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении
Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...
презентация "Современные технологии электронного обучения в формировании положительной мотивации к обучению"
Презентация на решение проблемы:"формирование положительных мотивов к изучению предмета с помощью современных технологий электронного обучения"Активное использование в учебном процессе совре...
Роль учителя и современных технологий обучения в формировании положительной мотивации к изучению математики.
Методический материал...
Метод проблемного обучения при формировании положительной мотивации к обучению на уроках физики
Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.Эта цель может быт...