Развитие учебной мотивации при обучении математике.
статья по алгебре на тему
В этсой статье рассматриваются способы развития интереса к математике. Интересен подбор задач из опыта преподавания. Составлена анкета для обучающихся, из которой можно понять, в каком направлении двигаться дальше при обучении математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_razvitie_uchebno_mativatsii_2014.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие учебной мотивации при обучении математике»
Хрусталева Е.А.
Зам директора по УВР МОУ СОШ №35
89044042547
Khrustaleva_e@mail.ru
Введение
Однажды, выступая перед студентами, Андрей Николаевич Колмогоров сказал, что каждый из нас, живущих на этой Земле, принадлежит по меньшей мере трем кругам. Первый из них вырожденный, он состоит из одного лишь центра – это мы сами. Второй – это страна, с которой нас соединила судьба, наша Родина. Третий круг – максимально широкий, это все человечество, ибо все мы – братья и сестры по человечеству.
Размышляя о математике и проблемах математического образования, разумно помнить об этих «трех кругах».
Актуальность
В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки. Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно у него есть, то как его сберечь? Как говорил Д.Пойа «Где есть желание, найдётся путь». Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации поведения и деятельности человека является одной из наиболее актуальных и в то же время сложных в настоящий период.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Для проведения анкетирования используется анкета: «Зачем я изучаю математику?»
Анкета: «Зачем я изучаю математику?»
Цель: выявить отношение к математике, мотивы изучения математики.
Содержание:
1.Что для тебя значит школа?
2.Какие предметы тебе больше нравится изучать?
3.По каким предметам ты будешь сдавать экзамены?
4.Твое отношение к математике.
5.Что больше привлекает: алгебра или геометрия?
6.Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?
7.Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?
8.Какие задачи тебе нравится решать (по алгоритму, на смекалку, трудные)?
9.Что спрашиваешь после контрольной работы: как решил или какой ответ?
10.Пытаешься ли повторно решать задания, где допустил ошибки?
11.Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?
12.Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей?
13.Как ты выполняешь домашнее задание?
14.Что по твоему нужно изменить в процессе обучения математике, чтобы результаты были выше?
15.Посещаешь ли кружки и факультативы по математике?
16.Обучаешься ли в заочной математической школе?
17.Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?
Обработка результатов:
1.Вопросы 1-6 дают представление об отношении к математике (положительном, нейтральном, отрицательном)
2.Ответы на остальные вопросы сопоставляются с таблицей для наблюдения и обрабатываются аналогично.
Отражение исторического аспекта
Задачи с «исторической» фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др.
Пример. Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре».
Эта задача пользовалась у самого Архимеда особым вниманием и любовью. Согласно легенде он даже завещал начертить шар, вписанный в цилиндр, на камне своего могильного памятника.
«Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота - диаметр этого шара, имеет объем, равный объема, и поверхность, равную поверхности шара» Проверьте правильность утверждения.
Решение: получим для объема цилиндра для площади поверхности цилиндра
Занимательность
На уроках математики нужны задачи и упражнения, которые оживили бы урок. Такие задачи с занимательным сюжетом развивают сообразительность, природную смекалку. Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, выступает эмоциональной основой, на которой создается положительное отношение к предмету.
Пример:
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину,
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро всё исправьте сами:
39,4 + 10,1 = 495 97,3 + 9,04 = 10,634
47,03 + 4,8 = 5183 729,004 + 10 = 729,014
3,067 + 2,033 = 51 31,26 + 0 = 312,6
Нестандартность вопроса
Одним из важных факторов является формулировка вопроса задачи типа : «хватит ли?», «успеет ли?», «поровну ли ?«,»кто быстрее?», «что можно в задаче найти, доказать?» и т.д.. Интересно рассмотреть задачи «без вопросов». Такие задачи приучают учащихся рассматривать всевозможные заключения из данных посылок, что бывает крайне необходимо при решении многих задач на доказательство, при доказательстве различных теорем.
На уроках математики для поддержания интереса у учащихся можно использовать интерактивную доску, на которой можно отрабатывать навыки закрепления различных тем и решения задач.
Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек и наша обязанность предоставить каждой личности возможность воспользоваться этим правом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике и информатике
•С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что у...
Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике.
Обобщение опыта по теме: "Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов."...
статья "Потенциал профессиональной направленности обучения физике в развитии учебной мотивации нахимовцев"
Быстрый прогресс науки и техники приводит к тому, что каждому приходится учиться и переучиваться почти всю жизнь. Теперь правилом становится девиз «Учись учиться». Интерес к учению, умение учиться теп...
Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".
Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...
Учебная мотивация при обучении математике
Развитие учебной мотивации при обучении математике....
Развитие учебной мотивации при обучении математике
Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки. Как пробудить у ученика желание учиться, а если оно у него есть, то как его сберечь?...
Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике
Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике...