Доклад по теме "Совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО"
методическая разработка на тему
Доклад был предвтавлен на методической оперативке. Цель доклада-помоч педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: "Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь."
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО»
Выполнила учитель математики Сальникова Е.В.
2014г
Не секрет, что одна из характерных особенностей учительской профессии заключается в необходимости постоянного профессионального совершенствования и роста. Другими словами, учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. Это особенно актуально в современной ситуации реформирования российского образования, так как учитель сегодня вынужден постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, новым задачам и перспективам образования.
Мысль о том, что человек должен всю жизнь стремиться к учению (то есть, другими словами, обеспечить себе непрерывное образование) относится к числу самых древних культурно-цивилизационных проектов. Идея непрерывного образования всегда в двух парадигмах – теоретико-педагогической и, так сказать, реально-практической.
Непрерывное образование рассматривается в начале как проблема образования взрослых, его предназначение видится в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии. Цель его – не только «приспособление» к профессии, а создание основания для успешной адаптации к жизни в постоянно меняющемся обществе, улучшение «качества жизни».
Система непрерывного педагогического образования в настоящее время направлена на решение задач профессионально-личностного становления педагога, специфики видов его деятельности и постоянно изменяющегося круга функциональных обязанностей. Она обеспечивает педагогам не только более эффективную адаптацию на рынке труда в новых социально-экономических условиях, но и профессиональную успешность в педагогической деятельности, которая выражается в повышении качества образования наших детей.
Таким образом, совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагогическая общественность должна быть адаптирована к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам стандарта, из чего следует, что педагогам предстоит сделать новый шаг в профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта второго поколения.
Как любому новому – процессу внедрения стандартов нового поколения сопутствует ряд рисков, как оправданных, так и надуманных. Педагогу, начинающему работать по стандартам, ориентироваться в информационном поле очень непросто. От умений не потеряться в нем, выделить из потока изданий главные, а также получить необходимые знания во многом зависит понимание педагогами и руководителями ОУ изменений, сопровождающих введение новых стандартов. Появление новаций в ежедневной практике педагогической деятельности будет являться следствием готовности работников образования к реализации ФГОС.
Таким образом, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования может спровоцировать противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения.
Наверное, самым сложным при реализации новых стандартов будет обеспечение качественного роста мастерства педагогов в свете требований ФГОС. Основная проблема в том, что большинство педагогических работников психологически не готовы работать в условиях нового стандарта, так как:
не понимают того, в чем будет состоять изменение образовательного процесса;
боятся утраты предметного содержания урока в связи с ориентацией на развитие метапредметных УУД;
с опасением относятся к появлению системной оценки результатов образовательной деятельности;
не понимают принципа включения в систему оценки качества образования метапредметных и личностных результатов;
недостаточно готовы к планированию и организации образовательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
не имеют опыта разработки разделов основной образовательной программы основного общего образования;
остается традиционным подход руководителей общеобразовательных учреждений к анализу урока.
Но в то же время следует отметить, что педагоги, попытавшиеся разобраться самостоятельно или с помощью преподавателей (методистов) на курсах повышения квалификации в концепции новых стандартов, увидели ссылки на знакомые технологии:
технология проблемного обучения;
технология личностно–ориентированного подхода;
технология критического мышления.
и другие, известные многим учителям. Одни владеют элементами технологий, другие имеют опыт работы по ним и разделяют их целевые ориентации.
Таким образом, педагогам многое знакомо, что приводит к более спокойному восприятию изменений содержания основной образовательной программы и условий реализации развивающих задач (УУД).
Для реализации ФГОС необходимо опираться на базовые компетентности педагога в области личностных качеств и педагогической деятельности.
Личностные качества:
общая культура, определяющая характер и стиль педагогической деятельности;
самоорганизованность;
эмоциональная устойчивость.
Педагогическая деятельность:
умение обеспечить успех в деятельности, создавать условия для позитивной мотивации, а также для самомотивирования обучающихся;
информационная компетентность;
компетентность в предмете и современных методах обучения на базовом, профильном и интегрированном уровнях;
умение вести самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
умение разработать методические и дидактические материалы, профильный и индивидуальный учебные планы совместно с обучающимся;
выбрать учебники и учебные комплекты, рекомендовать обучающимся дополнительные, в том числе интернет-источники информации;
умение осуществлять самостоятельную проектную деятельность, организовать и сопровождать выполнение обучающимся индивидуального учебного проекта;
умение реализовывать педагогическое оценивание в соответствии с требованиями ФГОС;
владение информационно-коммуникативными технологиями.
Сегодня много говорят о преемственности между младшим и средним школьным возрастом как об одном из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность определяется степенью готовности учащегося самостоятельно добывать и применять знания. Это объективная необходимая связь между новым и традиционным в процессе развития школьника. Таким образом, преемственность не только подготовка к новому, но и сохранение необходимого и целесообразного традиционного. Такая связь и станет добротной основой для развития.
Преемственность является одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования. Под преемственностью в данном случае мы понимаем непрерывность образовательного процесса на границах и различных этапов, и различных форм обучения при повышении квалификации педагогов. Следует сказать, что о проблеме непрерывности образования детей говорили всегда, во все времена. А как быть с педагогами? Непрерывность в обучении и здесь является необходимым условием, обеспечивающим успешность всего педагогического процесса. При этом обучение педагога – это не только курсы повышения квалификации или переподготовка, но и
самообразование;
участие в конференциях, семинарах, круглых столах;
диссеминация своего опыта (проведение мастер-классов и открытых уроков, в том числе дистанционных);
активная работа в предметных методических объединениях и т.д.
Говоря об организации процесса повышения квалификации в целом и о роли методиста в частности, следует отметить еще один немаловажный фактор, обеспечивающий успешность реализации ФГОС. Это системность и комплексность методического сопровождения, которые должны проявляться в следующих аспектах:
систематическое профессиональное сопровождение (научно-методическое и информационное);
широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей;
организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС (педагогов, руководителей образовательных учреждений).
Таким образом, исходя из вышесказанного логично сделать вывод о том, что в первую очередь самого пристального внимания требует вопрос повышения квалификации методического корпуса. Поэтому нужно стараться помочь педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: «Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на КМО по теме: «Роль учителя математики в условиях реализации современных образовательных технологий»
Некоторые пути решения проблемы ухудшения математической подготовки школьников...

Методическая разработка "Формирование толерантности как необходимое условие эффективного межличностного общения школьников"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»ТЕЗИСЫЛодягина Ирина Владимировна, учитель истории и обществознанияМОУ гимнази...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация Одним из приоритетных направлений работы на уроках английского языка является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная цель этой деятельности: развитие у у...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация Одним из приоритетных направлений работы на уроках английского языка является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная цель этой деятельности: развитие у у...

Web-квест технологии в образовании школьников как условие эффективной реализации ФГОС
Напалков С.В., Напалкова Е.С. Научная статья: Web-квест технологии в образовании школьников как условие эффективной реализации ФГОС // Наука молодых: сборник материалов VII Всероссийской научно-практи...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
Методическая разработка "Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения"
Методическая разработка "Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения" М. Пришвин "Кладовая солнца"...