Методическая разработка "Формирование толерантности как необходимое условие эффективного межличностного общения школьников"
методическая разработка по истории на тему

Лодягина Ирина Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

ТЕЗИСЫ

Лодягина Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания

МОУ гимназии  г. Советский  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

 

Характерной чертой многих регионов России является многонациональность. Не стал исключением и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, который в силу исторической специфики своего становления и развития изначально формировался как   многонациональный (полиэтнический) и многоконфессиональный по составу своего населения.

Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  воспитанников.

Очевидно, понадобится долгий и трудный путь к формированию у школьников толерантного сознания. Проблема состоит в следующем: современная молодежь не сможет противостоять распространению экстремизма, межнациональной розни;  не сможет быть более терпимой к представителям других национальностей, если не будет повышаться уровень ее общей культуры.  Эта проблема особо актуальна для города Советского, на территории которого проживают лица более 20 национальностей, а, к примеру, лишь в 30 классах МОУ гимназии обучаются представители 19 различных народов.

Педагогу здесь не достаточно иметь культуру толерантной личности. Ее надо активно нести в молодежную среду, в сознание учащихся. Для этого в гимназии разработан проект поликультурного образования «Мы здесь не чужие...», целью которого является создание условий для диалога культур, что предполагает постоянное взаимообогащение при сохранении различий между разными народами, поиск способов решения проблемы межнациональной нетерпимости.

            В решение проблемы существенный вклад могут внести совместные учебно-исследовательские работы учителя и ученика, участие в работе конференций, проблемных групп и гимназического научного общества учащихся.

Представленные материалы состоят из совместного проекта: педагогического эссе,  а также работы ученицы, представленной в 2010г. на региональный конкурс  эссе  «Юношеская восьмерка в России», который проводился среди старшеклассников Уральского Федерального Округа. Эссе на тему  « Толерантность – залог выживания человечества» стало призером конкурса. Данная разработка может представлять интерес для педагогов и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_tolerantnosti.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon gilmanova_angelina_-_esse_russk.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

                                                  Лодягина И.В.,

                                                                зам. директора по УВР,

                                                    учитель истории

                                                                         МОУ гимназии г. Советский

                                                                          ХМАО-Югры Тюменской обл.

Проблема эффективного межличностного взаимодействия школьников является одной из наиболее актуальных, поскольку в этом возрасте ведущим типом деятельности выступает личностное общение. Восприятие и понимание друг друга – одна из центральных проблем межличностного общения.

Толерантность как терпимость, как способность к установлению и поддержанию благожелательных отношений с людьми, отличающимися в определенных отношениях от общепринятых норм и представлений или стереотипов поведения, становится важнейшей социальной необходимостью в современном обществе и базовым принципом в сфере образования.

Большой энциклопедический словарь (М., 1987) определяет слово «толерантность» так: «Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Согласно «Декларации принципов толерантности» этот термин означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка».

Проблеме толерантности в последнее десятилетие уделяется исключительное внимание на различных общественно-политических уровнях. В ряде документов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, которые появились в этот период, задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом (многонациональном) пространстве названа приоритетной.  Резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году утверждена Декларация принципов толерантности. В ней рассматриваются  качества толерантности, описываются ее проявления на государственном уровне и в социальных аспектах, особое внимание обращается на необходимость воспитания толерантности у молодежи.

В России на 2001-2005 годы была разработана Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В федеральной программе основными задачами объявлялись разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок и принципов толерантного поведения, внедрения методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ, методик  и тренингов для всех ступеней и форм образования на уровнях личности и  семьи.

Характерной чертой многих регионов России является многонациональность. Не стал исключением и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Актуальна проблема толерантности и для такого муниципального образования как Советский район в составе  Ханты-Мансийского автономного округа, который в силу исторической специфики своего становления и развития изначально формировался как   многонациональный (полиэтнический) и многоконфессиональный по составу своего населения.

Изучению данной проблемы было посвящено исследование,  проводившееся старшеклассниками МОУ гимназии города Советский в рамках разработки и реализации проекта поликультурного образования «Мы здесь не чужие…» и социального проекта «Правовое поле».

Идеи поликультурного образования не являются продуктом современности. Они обосновывались в прошлом многими выдающимися умами, в частности, Я.А.Коменским. Смысл поликультурного образования заключается в формировании у молодежи умений жить в мире с окружающими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Проведенная исследовательская работа по изучению культуры народов, проживающих в Советском районе, привела старшеклассников к выводам, что в основе диалога культур и цивилизаций должна лежать толерантность, а значит, одна из важнейших задач сегодняшней школы – научить людей жить вместе, помочь им строить отношения между этносами (народами) на основе сознательной солидарности. Тем более,  в современном мире ни один народ и ни одна культура не могут существовать автономно, независимо от других.

Проведенное социологическое исследование среди учеников 8-9 классов выявило, что значительная часть опрошенных (25%) не только не хотят узнать о культуре других народов,  но многое не знают из традиций своего народа. Однако, отвечая на вопросы: «Важно ли в 21 веке сохранять традиции своего народа?» и «Знаете ли Вы обычаи и обряды своего народа?» подавляющее большинство (75%) респондентов ответили утвердительно, называя при этом такие праздники и обычаи, как: Пасха, Святки, Рождество, День Ивана Купалы, Масленица, Рамазан, Ураза- Байрам, День святой Троицы, Ильин день. Последний вопрос анкеты подвел итог размышления ребят о необходимости сохранения в семье национальных традиций. Разброс мнений учеников: 75% - «да» и 25 % - «нет».

Данные анкеты свидетельствуют, что у большей части подростков существует неподдельный интерес к культуре своего народа, но в то же время у большинства из них существуют пробелы в этих знаниях. Отсюда вытекает проблема: современная молодежь не сможет противостоять распространению экстремизма, межнациональной розни;  не сможет быть более терпимой к представителям других национальностей, если не будет повышаться уровень ее общей культуры.  Эта проблема актуальна для Советского района и города, на территории которых проживают лица более 20 национальностей, а, к примеру, лишь в 12 начальных классах МОУ гимназии обучаются представители 19 различных народов.

Таким образом, можно утверждать, что социальные отношения в гимназии - достаточно толерантны, однако наличие определенной доли подростков, эмоционально неудовлетворенных отношениями со сверстниками, родителями, взрослыми в целом говорит о том, что необходимы определенные меры по распространению толерантности в образовательном учреждении.

Целью Проекта поликультурного образования в гимназии «Мы здесь не чужие...» является создание условий для диалога культур, который предполагает постоянное взаимообогащение и взаиморазвитие при сохранении различий между разными народами, поиск способов решения проблемы межнациональной нетерпимости.

При этом главная идея проекта заключалась в следующем:  современная  молодежь должна научиться  жить в мире и согласии с представителями разных наций, рас, верований.

Из обозначенных целей вытекает ряд конкретных образовательных задач для гимназического сообщества:

  • воспитание позитивного отношения к культурным различиям народов;
  • создание условий для «погружения» учащихся в изучение культур других народов;
  • воспитание уважения к истории и культуре других народов;
  • воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Среди всех способов повышения уровня толерантности в гимназическом сообществе, можно выделить несколько направлений:

  • последовательное повышение общей культуры детей и подростков;
  • регулярное обращение к проблемам толерантности и материалам с этой тематикой в СМИ, в том числе через газету гимназии «Школьный перезвон»;
  • создание системы внутришкольной консультативной помощи по социальным, педагогическим, психологическим, медицинским и юридическим проблемам учеников и их семей;
  • более дифференцированная и разнообразная система работы по организации досуга детей и совместных семейных мероприятий;
  • привлечение всех имеющихся в городе возможностей учреждений образования и культуры в деле воспитания межэтнической толерантности;
  • проведение общественных дискуссий, образовательных и просветительских мероприятий с целью широкого общественного диалога по проблемам толерантности.

Очевидно, понадобится долгий и трудный путь к достижению полного успеха в этом деле. К решению данной проблемы необходимо готовить и учителя. Здесь не достаточно иметь культуру толерантной личности. Ее надо активно нести в молодежную среду, в сознание учащихся. Главный способ для позитивного изменения ситуации - в профессиональном совершенствовании педагога, в расширении его общекультурных, профессионально-педагогических знаний. В решение этой задачи существенный вклад могут внести совместные учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы учителя и ученика, участие в работе конференций, проблемных групп и гимназического научного общества учащихся.



Предварительный просмотр:

Тема эссе: Толерантность – залог выживания человечества

Автор: Гильманова Ангелина,

ученица 10а класса  МОУ гимназии

 г. Советский, ХМАО-Югра,

Руководитель: Лодягина Ирина Владимировна,

 учитель истории МОУ гимназии

 г. Советский, ХМАО-Югра,

Цель эссе: предъявление собственного подхода к решению проблем формирования толерантного сознания в молодежной среде через развитие поликультурного пространства в школе и ближайшем социуме.

Проблема взаимодействия людей в обществе является одной из наиболее актуальных, поскольку ведущим типом деятельности людей является межличностное общение. Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.

Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.

Толерантность- это особое нравственное качество,  отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной социальной, религиозной, национальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. Большой энциклопедический словарь определяет слово "толерантность" как "Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению".  Энциклопедия Кольера трактует нам его так: "Толерантность или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений». Проблема толерантности достаточно молода как для отечественных, так и для зарубежных исследователей. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г, которая дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему - интолерантности. Декларация провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

Многонациональность является характерной чертой многих регионов России. Не стал исключением и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, который в силу исторической специфики своего становления и развития изначально формировался как многонациональный (полиэтнический) и многоконфессиональный по составу своего населения.

Каждый из нас не только россиянин, но и представитель своего народа. На сегодняшний день межнациональные конфликты обострились. Это происходит из-за того, что молодежь не осознает, что у каждого народа свои особенности, свои обычаи. Проблема в том, что некоторые люди неправильно трактуют для себя понятие "толерантность", подменяя его для себя понятиями - бесхарактерность, отступление от принципов. Данные анкет, проводимых в моей гимназии, свидетельствуют, что в целом у подростков существует неподдельный интерес к культуре своего народа, но в то же время у большинства из них существуют пробелы в этих знаниях.         Отсюда вытекает проблема: современная молодежь не сможет противостоять распространению экстремизма, межнациональной розни;  не сможет быть более терпимой к представителям других национальностей, если не будет повышаться уровень ее общей культуры.   Это естественно обусловлено неправильными подходами в воспитании, повышенной агрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких условиях. Обычно маргинальная молодежь объединяется в группировки, лидеры которых выдвигают идею – «патриотизм», «Россия - для русских!».  Но действительно ли это истинный патриотизм? Нет, отнюдь. Я думаю, это -  лжепатриотизм. Патриотизм истинный, по моему мнению, - это умение жить,  защитить свою Родину, помогать другим, испытывать гордость за достижения и культуру своей Родины, стремиться сохранять её характер и культурные особенности. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Ведь все мы живем в России. Мы россияне! В России более ста национальностей, где представитель каждой из них, полноценно может назвать себя россиянином. Родина у всех одна.

Но что могу сделать я? Мне всего 16 лет…  С первого взгляда кажется, что ничего, я - просто маленький механизм в обществе. Но на самом деле нас окружают множество людей, на которых можно повлиять. Мне хочется найти способы решения проблемы межнациональной нетерпимости в среде своих сверстников: современная молодежь должна научиться умению жить в мире и согласии с представителями разных наций, рас, верований. Передо мной стоит ряд задач: опираясь на возможности ученического самоуправления, ресурсы Интернет и дополнительного образования привлечь учащихся к изучению культур других народов, научиться уважать историю и культуры других народов. Каким образом мне это осуществить? Реализация цели создания в гимназии поликультурного пространства будет осуществляться через систему мероприятий:

- Создание школьных фольклорных групп и театральных студий, кружков по вышивке, макраме, оригами, бисероплетению и т.д.

- Разработка тематических экскурсий для учащихся в школьном краеведческом музее

- Проведение олимпиад и конкурсов по этнографии

- Проведение спартакиады народных игр

- Проведение тренинга толерантности (с различными упражнениями по сплочению коллектива)

- Организация классных часов по профилактике терроризма и агрессии в обществе

- Вести исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития.

Но во время подготовки проведения мероприятий могут возникнуть некоторые трудности: сложности с координированием, концентраций усилий различных структур, потенциальных участников мероприятий. Но существуют способы решения этих проблем, такие как: использование эффективных средств и методов для активизации деятельности сверстников, привлечение родителей, широкое освещение хода реализации в СМИ, использование личного опыта учащихся по изучению культуры и традиций своей семьи,  так же можно привлечь различных социальных партнеров, таких как: Районный центр культуры и ремесел "Хансе", Молодежная биржа труда "Шанс" к сотрудничеству с нашим образовательным учреждением.

В конечном итоге хотелось бы, чтоб молодые люди осознали свои корни и определенное место, которое они занимают в своем Отечестве и в мире. Чтоб уважение к другим народам и культурам было привито на всю жизнь. Ну и чтоб моя основная цель - привлечение внимания социума к проблеме изучения культуры своего и других народов, была достигнута. Я думаю, что моя работа будет способствовать взращиванию в молодом человеке толерантного сознания и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной неповторимости различных народов. Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг как необходимое условие эффективного использования активных форм работы

В статье представлен один из подходов к изучению эффективности применения новых педагогических технолоогий и активных форм работы....

Сформированность метапредметных (и предметных) результатов – необходимое условие эффективного управления реализацией основной образовательной программы

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на уровне  образовательного учреждения обязательным является обеспечение функционирования внутр...

Повышение эффективности межличностного общения в семье. Тренинг родителько-детского взаимодействия.

В статье поднимается вопрос о влиянии внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка и о возможных путях преодоления дисгармонии в родительско-детских отношениях....

Доклад по теме "Совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО"

Доклад был предвтавлен на методической оперативке. Цель доклада-помоч педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: "Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь."...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...