РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья на тему
Аннотация
Одним из приоритетных направлений работы на уроках английского языка является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная цель этой деятельности: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей. Мой опыт проведения проектных уроков показывает, что оцениваются именно метапредметные результаты, а не знания по конкретной теме. Поэтому этот метод используется мною не при изучении новой темы, а при повторении и обобщении материала. В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности, роль организатора проектной деятельности, дана характеристика деятельности учащихся. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 133.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Галеева Гульнара Агзамутдиновна (Galeevfa@rambler.ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большерусаковская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
(МБОУ «Большерусаковская СОШ»)
Аннотация
Одним из приоритетных направлений работы на уроках английского языка является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная цель этой деятельности: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей. Мой опыт проведения проектных уроков показывает, что оцениваются именно метапредметные результаты, а не знания по конкретной теме. Поэтому этот метод используется мною не при изучении новой темы, а при повторении и обобщении материала. В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности, роль организатора проектной деятельности, дана характеристика деятельности учащихся. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности обучающихся и способствует формированию их интеллектуального, творческого, личностного потенциала становится все более актуальной в современной педагогике. Сегодня учащихся должны самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Целью проектно - исследовательской деятельности является контроль за качеством знаний учащихся, развитие творческих способностей, навыков исследования и проектирования.
Задачи проектной деятельности в школе:
- обучение планированию;
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- умение анализировать;
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию).
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Но школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения:
1. Рефлексивные
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские)
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
3. Навыки оценочной самостоятельности
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве
- умение коллективного планирования;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Памятка начинающего исследователя:
Шаг 1. Выбери тему исследования.
Шаг 2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы ответил.
Шаг 3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Шаг 4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Шаг 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Шаг 6. Сделай выводы.
Шаг 7. Оформи результаты своей работы.
Шаг 8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний.
Проектные работы учащихся
Основная школа в будущем – это школа проектов. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
Литература:
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. –М.: АРКТИ, 112с.
Проектная задача в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.
При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.
Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...