Применение зворовьесберегающих технологий в условиях индивидуального обучения.
учебно-методический материал на тему

Выступление на МО учителей индивидуального обучения о применении  здоровьесберегающих технологий в условиях индивидуального обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Применение зворовьесберегающих технологий в условиях индивидуального обучения.

                                                                           

Выступление на МО учителей        индивидуального обучения МБОУ СОШ №30    

учителя Яцко Г. Н.        

                                                                     

                                                                                                                                       

  Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленных категорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, которое носит диффузный характер. По этой причине происходят нарушения строения и функций. У таких детей наблюдаются нарушения развития различных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

Коррекционное воспитание таких детей направлено на уменьшение зависимости ребенка от посторонней помощи. Оно должно стимулировать его активность, адаптацию к окружающей и социальной среде. На данном этапе развития педагогических наук актуальным является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с  нарушениями интеллекта.

Здоровье сберегающие технологии объединяют различные направления работы с умственно-отсталыми детьми, они направлены на сохранение, формирование и укрепление детского здоровья. Многие специалисты полагают, что невозможно провести полноценное коррекционное воспитание без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, не развивая его общий эмоциональный психосоматический и сенсомоторный статус. Разрабатываются различные педагогические модели и технологии, которые позволяют развивать вербальную выразительность речи, способствуют эмоциональному развитию и развитию движений. В частности, такие технологии включают игротерапию и комплексы утренней гимнастики.

      Помимо прочего, такие дети нуждаются в социальной адаптации, позволяющей иметь определенные бытовые навыки, представления о жизни. Овладеть простейшими трудовыми навыками, что в дальнейшем занять такому ребенку место в обществе, не чувствовать себя в изоляции от других людей.

Здоровьесберегающие технологии обуславливаются следующими принципами.

1. Образовательная среда должна обеспечивать снятие всех стрессообразующих факторов учебно- воспитательного процесса. Это обеспечивается при помощи атмосферы доброжелательности, веры в ребенка, использованием индивидуального подхода, созданием для ребенка ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности, где при сочетании методик оздоровления и воспитания происходит адаптация ребенка, сохранение и укрепление его здоровья.

3. Создание условий для адекватного восстановления сил. Это обеспечивается сменой видов деятельности, чередованием периодов работы и расслабления.

        4. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления .  

Здоровьесберегающая деятельность может включать следующие формы:

- закаливающие процедуры, которые являются важной составляющей частью физической культуры и способствуют формированию привычек здорового образа жизни.

-  двигательная разминка, целью которой является   предотвращение развития утомления у детей, снятие эмоционального напряжения, что в итоге позволяет быстрее воспринимать обучающий материал. Игровые упражнения, которые можно использовать в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

- утренняя гимнастика, ежедневное выполнение которой обеспечивает развитие определенных волевых усилий. Постепенно весь организма ребенка вовлекается в деятельное состояние, укрепляется дыхание, усиливается кровообращение, стимулируется обмен веществ, развивается правильная осанка.

- проведение физкультминуток позволяет повысить общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов. Благодаря им развиваются внимание и память, создаются положительный эмоциональный настрой, снимается психоэмоциональное напряжение.

- гимнастика после дневного сна  помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

- дыхательная гимнастика также оказывает благотворное влияние, так как от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

- точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.      

 - подвижные игры на свежем воздухе позволяют закреплять и развивать двигательные навыки и умения, предоставляют возможность развивать познаваительный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что имеет большое значение с точки зрения  приобретения ребёнком жизненного опыта .

Утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятия физическими упражнениями в специальном учреждении для умственно отсталых детей, без сомнения может служить средством решения этой проблемы. Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а так же воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день.Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка. В теплое время года, в хорошую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику на воздухе, что обеспечивает наилучший оздоровительный эффект. При проведении занятия в помещении необходимо соблюдать гигиенические правила — помещения должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха; чистое ковровое покрытие. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движение и  дыхание.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации

При занятиях с ребенком можно использовать следующие игры и упражнения.

1. Быстрым шагом ходить между расставленными на полу кеглями, не сбивая их.

2. Пробежать или быстро пройти из одного угла комнаты в другой, держа на дощечке предмет и не уронив его.

3. Разложить на полу кольца или сделать квадраты из веревок – домики. Предложить ребенку вбежать в домик и спрятаться в него.

4. После сигнала (но не раньше) подбросить вверх мячик и поймать его.

5. Игра «Помоги зверятам». Рассказать ребенку, что у зайчика или мишки нет домика. Когда идет дождь, они промокают. Чтобы построить домик, зверятам нужны кирпичики. Их нужно привезти на машинке. Их нужно провезти по этой дорожке. Ребенок перевозит на машинке кирпичики (кубики), пока они не закончатся. Потом помогает строить домик для зверят.

6. Игра «Догони мишку». Убегать от ребенка с мишкой в руках. Ребенок должен пытаться догнать мишку. После 10-15 секунд бега необходим отдых. Затем предложить догнать зайчика.

7. Игра «Догони мяч». Показать ребенку большой мяч, затем катить его в сторону, противоположную. От ребенка. Ребенок должен догнать мяч и принести его обратно  

        Социальная адаптация умственно отсталых детей

В результате обучения и воспитания дети постепенно усваивают определенные социально-бытовые навыки.

С точки зрения социальной адаптации прогулки должны иметь познавательное значение, ребенку необходимы навыки ориентации на улице, он должен иметь представление о тротуаре, проезжей части, умет различать цвета светофора и знать, что они означают.

Целесообразно объяснять ребенку назначение различных зданий (почта, магазин, банк, поликлиника и пр.).

Ребенка надо научить пользоваться общественным транспортом, услугами почты, магазинов, он должен знать, как различать остановки, уметь прокомпостировать талон.

Необходимо научить  ребенка пользоваться телефоном: набирать телефоны родителей, близких людей, находить номера экстренного вызова.

Если ребенок умеет читать и писать, следует научить его писать домашний адрес и телефон.

Следует обращать внимание ребенка на ситуации, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности.  Ему регулярно надо повторять, что нельзя разговаривать на улице с посторонними, принимать подарки и приглашения от людей, которых он не знает.

Занятия по социальной адаптации дают возможность получить элементарные представления о жизни, труде и быте, таки образом способствуя включению такого ребенка в общество. Не стоит увлекаться длительными беседами, которые такие дети, скорее всего, не поймут. Обучение проходит успешнее, если использовать их склонность к подражанию.

Для успешной социальной адаптации ребенка необходимо научить выполнять несложную хозяйственно-бытовую работу. Это может быть сервировка стола, помощь в уборке квартиры, уход за своими вещами, стирка мелких вещей, мытье посуды, участие в приготовлении несложных блюд. Основная задача таких занятий – привить детям элементы самостоятельности.

В результате успешной социальной адаптации, проводимой на протяжении всего периода взросления, многие молодые люди со слабым и средним уровнем умственной отсталости могут устроиться на несложную работу в соответствии с имеющимися у них социально-бытовыми навыками .  

Примерная тематика занятий по социальной адаптации детей выглядит следующим образом:

1) я и моя семья, место жительства; 2) навыки общения и культура поведения; 3) улица, правила уличного движения; 4) транспорт; 5) магазин; 6) больницы, поликлиники; 7) питание; 8) культура поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения на дому детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом....

Методическое пособие "Формы организации практической работы в преподавании информатики и ИКТ с применением проектных технологий в условиях ФГОС и для повышения уровня мотивации обучающихся"

В данном методическом пособии приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ по формам организации и реализации проектной деятельности учащихся как технологии, развивающей метапредметност...

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Данный материал содержит информацию об истории создания кейс-технологий и успешном применении их на уроках...

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается п...

Кейс-технология как условия продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС.

Кейс-технология - это создание проблемной ситуации на основе реальной жизни. Суть метода - выбрать наиболее целесообразное решение. Мы рассмотрим метод игрового проектирования....

Статья «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС»

Главная задача образования  мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Важно организовать самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способ...