Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Серегина Ольга Егоровна

Данный материал содержит информацию об истории создания кейс-технологий и успешном применении их на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс-технология как условие продуктивного обучения

в условиях реализации ФГОС

Кратко об истории технологии

«Родиной» являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Школе бизнеса Гарвардского университета началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации.Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.

Метод «Case-study»(или, как писали в двадцатые годы, «Метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе «Метод казусов». В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с данным методом в одном из американских экономических журналов (HarvardBusinessReview) – органе Гарвардского университета.

Метод «Case-study», достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.

В наши дни в научно-методической литературе встречаются различные формулировки названия данной технологии: «Casemethod», «Кейс-метод», «Сase-study», «Кейс-стади»,«Метод «Сasestudy», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод анализа конкретных учебных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа».

Работа с образовательными «кейсами» способствует формированию и развитию навыков и получению опыта в следующих областяхили Целевой компонент технологии:

 - выявление, отбор и решение проблем (развитие навыков анализа и критического мышления; формируется готовность решать сложные вопросы);

- работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив);

- принятие решений, персональная ответственность (самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль);

- компетентность в общении (умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения, способность к совместной работе ради достижения цели, готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения, способность разрешать конфликты и смягчать разногласия).

Методологические основы технологии

«Кейс-метод»качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций.Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни.Сущность– изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.Основная функция – учит решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Использование принципов проблемного обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.

Сущностные характеристики и достоинства

Что такое «кейс»?«Кейс» –это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения; разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе; выявления позиций по существу вопроса.

Для чего нужен «кейс»?«Кейс» дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Каким образом возможно приближение к практике?Обучающимся предлагается осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы; при этом сама проблема может не иметь однозначных решений. «Кейс-метод» - это рассмотрение и оценка реальной ситуации; он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.

Преимущества.

  1. В основе технологии лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  2. Технология обеспечивает возможность работы группы на едином проблемном поле (в ходе разбора ситуации – решения «кейса» – обучающиеся действуют в «команде», проводят анализ, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения, вырабатывают и принимают собственное практическое решение).
  3. Технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью.
  4. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

Несмотря на сильные стороны, метод «Сase-study» необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание: с одной стороны, ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях определенной ситуации; с другой стороны, чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определенной системы).

Технологические особенности

  1. Представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
  2. Выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
  3. Включает в себя элементы синергетической технологии, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
  4. Интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
  5. Выступает как специфическая разновидность проектной технологии; при этом в обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности обучающихся, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
  6. Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха»;в нём предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
  7. Интегрирует в себе технологии проблемного обучения:  группа работает на едином проблемном поле, где процесс изучения имитирует  механизм принятия решения в жизни; он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение.

Источники кейсов

«Кейс» представляет собой результат научно-методической деятельности педагога. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим образом:

- общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;

- образование; оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод;

- наука – третий источник «кейса», являющийся, в свою очередь,методологической основой.

Соотношение основных источников «кейса» может быть различным. Данный подход положен в основу классификации по степени воздействия основных источников. При этом можно выделить:

- практические «кейсы», которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

- обучающие «кейсы», основной задачей которых выступает обучение;

- научно-исследовательские «кейсы», ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического «кейса» заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой «кейс» создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого «кейса» может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие «кейсы» должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Хотя каждый «кейс» несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных «кейсах» различна. Так «кейс» с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному:

- во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться обучающемуся в жизни;

- во-вторых, в обучающем «кейсе» на первом месте стоят учебные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни; ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни; они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей; такой «кейс» мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту, он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Основной смысл исследовательского «кейса» заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция «кейса», в данном случае сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится такой «кейс» по принципам создания исследовательской модели и чаще всего используется как метод повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалистов.

Выделенные выше источники «кейсов» являются базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на «кейсы». Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования «кейсов», которые носят производный характер от описанных выше базовых источников:

- художественная и публицистическая литература (может подсказывать идеи,  определять сюжетную канву «кейсов»по гуманитарным дисциплинам;фрагменты из произведений классической художественной литературы, оперативная информация из СМИ актуализируют «кейс», повышают к нему интерес, придают эмоциональную насыщенность,культурологическую функцию и способствуют развитиюнравственных качеств личности);

- местный материал, имеющий определенное личностное значение (обучаемые чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в «кейсах»;педагог также чувствует себя увереннее, «дирижируя» обсуждением «кейса», который базируется на местном материале);

- статистические материалы; (придают строгость и корректность;могут выполнять две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими «кейсов» посредством включения их в содержание, вторая – в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для понимания « кейса»);

- Интернет с его ресурсами.

При этом педагогу, составляющему «кейс», необходимо проверять и перепроверять информационную базу, стараясь добиваться максимального соответствия ситуации «кейса» ситуации реальной жизни.

Типы и жанры «кейсов», способы их представления

Классификация «кейсов» может производиться по различным признакам.

Одним из широко используемых подходов к классификации «кейсов» является их сложность. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации-кейсы–(нормативные с элементами задачи), в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу, имеют определенные расчеты или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ.Пример: учебные ситуации на уроках, имеющие социально-контекстнуюнапрвленность;

- учебные ситуации- кейсы (функциональные), в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; характерны наличием проблем, лежащих в определенной функционально-предметной области; требуют знания теоретических разделов соответствующей дисциплины; наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения; заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не менее правильных; особое внимание уделяется аргументации и степени доказательности выбора решения.

Учебныеситуации-кейсы предназначены для повышения эффективности образовательной деятельности: в качестве иллюстрации для решения определенной проблемы; объяснения того или иного явления; изучения особенностей его проявлений в реальной жизни.

«Кейсы» могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы «кейсов»:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

«Кейс»: условия эффективности

  1. «Кейс» должен быть «хорошим»; требования: фабула, история, ситуация; конфликт; проблема; концепция; действия; персонажи; решения; информация; объем. При этом должны учитываться объём информации, сложность проблематики и степень осведомленности обучаемых с данной проблемой: пример должен логично продолжать содержание теоретического курса.
  2. Должна быть определенная методика его использования в учебном процессе.

Что повышает привлекательность «кейса»?При составлении ситуации необходимо учитывать язык изложения: выбирайте только понятные слова, используйте больше простых слов, будьте точны в выборе слов, составляйте простые предложения, формируйте чёткие параграфы (первое предложение любого параграфа должно нести основную смысловую нагрузку, т.е. быть ключевым.Кроме того, привлекательность «кейса» повышает использование интересной завязки, ясность изложения, наличие необходимых примеров и живых иллюстраций.

Структура «кейса»

Предисловиеили вводная частьили введение–дает общую информацию о «кейсе».Может содержать вызов–небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации;исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое.Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.

Основная часть–контекст, случай, проблема, факты и решения.

Послесловиеили материалы для решения –завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.

Технологическая схема создания «кейса»

  1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
  2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над «кейсом».
  3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.
  4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
  5. Определение источников и методов сбора информации.
  6. Выбор техник работы с «кейсом».
  7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным «кейсом».
  8. Создание заданной модели.
  9. Апробация в процессе обучения.

Процессуальная часть метода анализа конкретных ситуаций как образовательной технологии включает в себя ряд этапов.

  1. Подготовительный этап– педагог конкретизирует  дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную» ситуацию и сценарий занятия.При этом основными целями занятия являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление обучающимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.

В связи с этим при разработке содержания ситуации важно помнить, что оно должно логично продолжать содержание теоретического курса. Кроме того необходимо соотносить сложность ситуации и уровень возможностей обучающихся, а также предоставить четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

  1. Ознакомительный этап–педагог организует вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления с ситуацией и ее особенностями; знакомство может быть индивидуальным или групповым.
  2. Аналитический этап– педагог организуетанализпредоставленных фактов и работу по согласованию видения ключевой проблемыв малых группах.Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит педагог.

На данном этапе решаются следующие задачи:выделение основной проблемы (основных проблем), т.е. идентификация проблемы (проблем); понимание того, какая именно информация из представленной важна для решения; выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; формулирование ключевых альтернатив; предложение решения или действия; выработка решения; анализ последствий принятия того или иного решения, указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

В процессе решения задач важно помнить:

- анализ ситуации целесообразно начинать с анализа фактов и выявления проблемы;

- корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;

- успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;

- необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;

- при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность воплощения.

  1. Итоговый этап–презентация результатов работы малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы); оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии.

Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, позволяющей узнать и сравнитьнесколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, в частности – умения публично представить интеллектуальный продукт. Презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

Схема анализа практических ситуаций:

I . Обобщение

Краткая констатация того, что имеет место в ситуации. Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат развития событий?

II . Формулирование проблемы

Краткое в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы.

III . Участники событий

Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко)

IV . Хронология событий (в практической ситуации)

Указание фактов и событий без оценки

V . Концептуальные вопросы

Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.

VI . Альтернативные решения

Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации.

VII . Рекомендации

Ясно и точно описать выбранный курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.

VIII . План действий (первые шаги)

Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.

Самостоятельный анализ практической ситуации проводится индивидуально, учащиеся готовят письменный текст с ответами на вопросы по схеме анализа.

Анализ ситуации в группе - работа учащихся в небольших группах (5-7 человек) с целью подготовки сообщения по анализу ситуации. При работе в группах бывает целесообразно конкретизировать задачу и выделить несколько аспектов, которые должны быть вынесены обсуждение.

Подведение промежуточных итогов. Может проводиться с разными целями и иметь разный предмет рассмотрения. Например, предметом подведения итогов может стать оценка работы слушателей со схемой анализа ситуации, прояснение непонятных аспектов, поиск индикаторов оценки точности и адекватности формулировок вопросов, сформулированных в схеме анализа. Другим содержанием для подведения итогов может стать рефлексия групповой работы - оценка эффективности работы в группах, диагностика групповых ролей, оценка процесса и результата групповой работы. Третьим содержание может стать экспертная оценка представленных решений, когда преподаватель оценивает плюсы и минусы результатов анализа ситуации, обобщает их и представляет одно из возможных экспертных решений.

Оценивание

Выделяются следующие требования к оцениванию:

- объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

- обоснованность оценок – их аргументация;

- систематичность – важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучающихся, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;

- всесторонность и оптимальность.

Следует подчеркнуть, что оценочное творчество преподавателя должно носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора «кейса», но и систему его оценивания педагогом, последнее требует обязательного ее разъяснения до начала работы над «кейсом». Педагогу не следует забывать о воспитательном эффекте оценки, обусловленном не только открытостью, понятностью системы оценивания, но и ее справедливостью.

Так, при оценке публичной презентации следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе «кейса».
  2. Демонстрация умения осуществлять анализ.
  3. Демонстрация умения логически мыслить (если точки зрения, высказанные ранее, подытоживаются и приводят к логическим выводам).
  4. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.
  5. Предложение определённого плана действий или плана воплощения решений.

Педагогическая деятельность в «Case-study»

Есть несколько возможных стратегий поведения учителя в ходе работы с кейсом.

1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации.

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ.

3. Учитель выполняет роль тьютора.

Иногда педагог«дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие. Учитель может высказать собственную точку зрения относительно выбора решения, а потом попросить обучающихся найти в точке зрения слабую сторону.

Вариант проблемно – информационного поля«кейса»

  1. Притча «Возвращение блудного сына»

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Материалы для решения

  1. Символы и значения, использованные в притче:

«Блудный» – старинное слово, означающее «заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение».

  1. Задания для работы в группах:

I группа:

 Внимательно прочитайте текст; осмыслите для себя содержание притчи и решите проблему от лицаотца.Представьте вариант решения.

II группа:

Проанализируйте перечень заданий, выполнение которых позволит решить задачу с точки зрения блудного сына. Представьте вариант решения.  

III группа:

Решите проблему с точки зрения старшего сына.

IV группа:

Определите критерии оценки решения задачи с позиции главных действующих лиц. Какой урок-заповедьможет извлечь для себя человек, прочитав эту притчу? Чему она учит?

Вопросы - задания, которые приведут к решению

  1. Как Вы понимаете значение слова «блудный»?
  2. С какой просьбой обращается младший сын к отцу? Что он сказал при этом? Что за этим стоит?
  3. Какую библейскую заповедь нарушает сын при этом?
  4. Почему отец не наказывает сына?
  5. Почему веселая, полная наслаждения жизнь сына оказалась недолговечной?
  6. Что потерял младший сын в далекой стране?
  7. Что заставило его избрать жизнь, а не продолжать путь к смерти?
  8. Почему сын решает вернуться к отцу?
  9. Что чувствовал, о чем думал сын, возвращаясь домой?
  10. Какую встречу ожидал?
  11. Как отец встретил сына? Как Вы думаете, что чувствовал отец, когда увидел возвращающегося домой сына?
  12. Что заставило отца с почестями принять опозорившего сына?
  13. Почему отец не наказывает сына? (Почему не накажет сына, не сделает его своим рабом, хотя бы на время, ведь сын провинился?)
  14. Как Вы понимаете слова отца: «…был как бы мертв и ожил»?
  15. Почему старший сын обиделся?

Методическая подсказка

  1. Внимательно прочитайте текст задачи; осмыслите  для себя ее содержание
  2. Выделите, какую задачу требуется решить
  3. Оцените свои возможности, свою профессиональную компетентность для решения данной задачи. Определите, опираясь на какое теоретическое знание, Вы сможете решить эту задачу. Особое внимание обратите на то, насколько Вы владеете теоретической базой, необходимой для решения задачи
  4. Сформулируйте проблему с различных точек зрения и назовите причины проблемы
  5. Обратите внимание на то, в виде какого «продукта» можно представить решение поставленной задачи
  6. Проанализируйте данные в тексте задачи условия как контекст реальности, который необходимо учитывать при решении конкретной задачи
  7. Разработайте вариант решения задачи, опираясь на перечень вопросов или собственный план действий
  8. Обсудите возможный вариант решения поставленной задачи со своими  коллегами
  9. Оформите окончательный вариант решения задачи и представьте его в аудитории в виде определенного «продукта»: алгоритма действий, модели, проекта
  10. Определите критерии оценки решения проблемы или воспользуйтесь уже готовыми  критериями

Беседа по тексту

  1. Как Вы думаете, за что можно простить? Почему простил отец младшего сына?
  2. Кто по- вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
  3. Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой они делают вывод?
  4. Как обращена эта притча к нам? На чьем месте мы можем оказаться или уже  оказывались в жизни? (Митрополит Антоний: «Какой это нам пример! Как часто, когда мы с кем-то поссоримся, человек к нам приходит с трепетом в душе, стесняясь, не зная, как мы его примем, лишь в надежде, что когда мы откроем дверь на его стук, то лицо наше просияет радостью». И как часто бывает, что мы открываем дверь своего сердца или своей квартиры и  смотрим на него сурово и говорим: «Что, вернулся? С чем же ты вернулся? Понял свою вину?»)
  5. В чем общечеловеческий смысл притчи? Почему она важна для каждого из нас?О каком нравственном законе напоминает притча?F:\Кейс-метод  2013 год\Возвращение блудного сына.jpg
  6. Репродукция картины голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына»:
  7. Какие слова отца могли бы стать названием этой картины?
  8. Что заставило отца именно так встретить своего младшего сына?
  9. О чем думает старший сын? Сделает ли он шаг навстречу своему брату, протянет ли он ему руки? Обнимет ли он его, как это сделал отец? Последует ли он примеру отца или отвернется от своего брата, исполненный чувства злости и отвращения?
  10. Часто ли Вы задумываетесь о чувствах своих родителей, когда совершаете необдуманные поступки, которые сильно ранят ваших родителей?
  11. Почему именно эта притча вдохновила многих художников на создание прекрасных произведений?

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что является отличительной особенностью «кейс-метода»?
  2. Какая информация обязательно должна быть представлена в кейсе?
  3. Назовите основные этапы организации обучения на основе технологии анализа конкретных учебных ситуаций.
  4. На что необходимо обратить учителю внимание при подготовке практической ситуации?
  5. Предложите собственную структуру составления «кейса».
  6. Попытайтесь создать по предложенному алгоритму собственный кейс (хотя бы в его микроверсии), при этом обязательно конкретизируйте область применения кейса как учебного материала и предложите методические рекомендации по работе с кейсом. В качестве варианта можно использовать:

- художественный текст, предназначенный для урока литературного чтения;

- учебную ситуацию краеведческой направленности, предназначенную для работы на уроке «Азбука Смоленского края»;

- учебную ситуацию-кейс нормативного характера с элементами задачи, предназначенную для работы на уроке «Окружающий мир».

  1. Предложите Вашу стратегию поведения в ходе работы с кейсом.

Литература

  1. Беспалько В.П. Современные технологии обучения: компетентностный подход. [Электронный ресурс:http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html].
  2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс: http://www.evolkov.net/case/case.study.html].
  3. Загородняя А.В., Ямпольская Д.О. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых. //Новые знания. – 2001. – № 2.
  4. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г, Фоламьев А.Н. – М: Изд-во РАГС, 1997.
  5. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. //Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. 2005. № 5. – с. 106-116.
  6. Мухина С.А.,.Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 360 с.
  7. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. профессора Соломина В.П. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.
  8. Прутченков А.С. Кейс-методвпреподаванииэкономикившколе//Экономикавшколе. 2007. № 4. С.15-31.
  9. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода /Под ред. доктора социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 2006. – 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается п...

Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"

Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...

Метод ситуативного анализа для продуктивного обучения в условиях ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается п...

Использование кейс-технологии для продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Главной задачей учителя является мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализ...

Кейс-технология как условия продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС.

Кейс-технология - это создание проблемной ситуации на основе реальной жизни. Суть метода - выбрать наиболее целесообразное решение. Мы рассмотрим метод игрового проектирования....

Статья «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС»

Главная задача образования  мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Важно организовать самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способ...