Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.
статья по английскому языку на тему
Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения на дому детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_prepodavaniya_angl.yaz_.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.
ГБОУ Школа № 688 Приморского района Санкт-Петербурга - школа индивидуального обучения, школа для детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом, которым по медицинским показаниям рекомендовано надомное обучение.
Календарно - тематическое планирование составляется по учебникам английского языка для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями программы основного общего образования, но производится корректировка КТП, что продиктовано уменьшением количества часов, отведенных на изучение английского языка:
Количество часов сокращено по сравнению с массовой школой в 3 раза. Корректировка КТП происходит за счет уплотнения материала по темам, информационной подачи материала и большой доли самостоятельной работы учащихся.
Целью преподавания английского языка в школе является формирование у учащихся гуманистического мировоззрения и развитие коммуникативной компетенции, расширение социо-культурных знаний.
Основным направлением решения образовательных, развивающих и воспитательных задач является развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
В условиях школ индивидуального обучения задача формирования навыков самостоятельного получения знаний, формирование умений самостоятельно совершенствовать свой языковой уровень является особенно важной.
Новая государственная политика в области общего образования, зафиксированная в федеральном стандарте второго поколения, требует расстановки новых акцентов в целях иноязычного образования в школе.
Так, ведущей целью обучения иностранному языку в школе является развитие языковой личности, способной самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную культуру. Самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса по обучению иностранному языку. В связи с этим необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на управлении формированием самостоятельной учебной деятельности, ее целенаправленном развитии, для обеспечения продуктивного характера образовательного процесса и развития необходимых личностных качеств.
Ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности школьников при овладении иностранным языком принадлежит чтению, которое является одной из стратегических целей обучения иностранному языку. Чтение необходимо ученику не только для практического овладения иностранным языком и открытия другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. К ним относятся:
Личностные действия (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся). Регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности). Познавательные действия (общеучебные и логические действия, а также постановка и решение проблемы).
Коммуникативные действия (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, интеграцию и продуктивное взаимодействие).
Для достижения этих целей используются как традиционные методы преподавания, так и новые методические подходы:
Интегрированные уроки, тестовые задания, творческие задания учащимся, уроки с использованием средств информатизации (СИ - компонент).
Учитель работает в тесном контакте с психологом и учитывает его рекомендации в своей работе.
Ученики имеют разный уровень подготовки, разный темп обучаемости, разные интересы, разную мотивацию, психологические особенности и каналы восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). Это учитывается в ходе урока и в заданиях на дом.
Условием эффективности индивидуального обучения детей является скорректированная образовательная программа (на основе базовой).
Программа корректируется в соответствии с реальными знаниями, умениями и навыками по предмету и психофизическими особенностями учащихся
Составление индивидуальной программы обучения на основе государственной базовой программы по английскому языку зависит от результатов начальной диагностики знаний, умений и навыков, состояния психофизического и соматического здоровья учащихся.
Регулярно, в течение года, осуществляется мониторинг корректировки календарно-тематического планирования по английскому языку с учетом проблем учащихся, что создает оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей учащихся и устранению индивидуальных недостатков развития.
В условиях школы индивидуального обучения эффективность деятельности учителя можно рассматривать на уровне качественных изменений мышления каждого ученика.
Оптимальное содержание и отбор учебного материала по английскому языку, с учетом первичной диагностики, а также использование нестандартных методов и приемов обучения с ориентацией на «Зону ближайшего развития ребенка», позволяет достигать определенной положительной динамики развития личности учащегося и успешности усвоения учебного материала.
1. Целевое назначение программы индивидуального обучения.
* Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом школы по индивидуальному графику;
* Освоение учащимися минимума содержания основного общего и среднего полного образования;
*Ненанесение ущерба психофизическому здоровью учащихся, возможное поддержание и укрепление их здоровья;
* Развитие навыков самообразования, творческих способностей.
2. Характеристика учащихся, которым адресована программа.
Программа предназначена для учащихся, освоившим программу обучения предшествующего класса.
1 группа: Знания, умения и навыки учащихся соответствуют минимальному государственному образовательному стандарту.
2 группа: Уровень знаний, умений и навыков учащихся ниже требований программы. Недостаточно освоены знания, умения и навыки предшествующих классов вследствие нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости нервной системы, незрелости эмоционально-волевой сферы.
У данной категории учащихся наблюдается низкий уровень учебной мотивации, отношение к учебе пассивное, уровень реальной учебной подготовки низкий, нарушена моторика в виде недостаточной координации движений - двигательная расторможенность, низкая работоспособность, ,ограничен запас знаний и представлений об окружающем мире, не сформированы по возрасту обще интеллектуальные умения ( операции анализа, сравнения, обобщения).недоразвитие отдельных психических процессов- восприятия, памяти, мышления.
3 группа: Учащиеся, имеющие снижение интеллектуального развития, серьезные недостатки памяти, внимания, мышления, испытывают стойкие трудности в общении и адаптации, нарушения речевого развития.
3. Технология комплектования.
К обучению по индивидуальной программе допускаются учащиеся, имеющие медицинское заключение лечебно - профилактических учреждений о надомном обучении (в школе или на дому) и заключения медико - психолого - педагогической комиссии о наличии изучаемой программы.
4. Учебные программы для индивидуального обучения.
Учебная программа по английскому языку скорректирована на основе базовой программы. Корректировка продиктована уменьшением количества часов в учебном плане индивидуального обучения детей на дому ( по сравнению с базовым учебным планом) и увеличением доли самостоятельной работы.
Скорректированная программа рассчитана на 1 час в неделю.
Отбор содержания и методов при реализации программы осуществляется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Для часто болеющих детей программа корректируется по мере необходимости.
Технологии индивидуального обучения различных категорий учащихся, применяемые на уроках английского языка
При обучении различных категорий учащихся по индивидуальным образовательным программам используется широкий набор методических приемов и средств. Однако общим компонентом любых способов работы учащихся по указанным программам являются технологии подготовки их к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию.
Образовательные технологии - это системная совокупность способов деятельности по успешному осуществлению концепции индивидуального образования. Образовательные технологии призваны объединить усилия педагогов, родителей по выработке единой стратегии и методологии индивидуального образования, способов управления самостоятельной учебной работой учащихся.
Образовательные технологии сопровождения ученика по индивидуальному маршруту можно выделить в следующие группы:
1. Организационно-диагностические технологии.
А) проведение диагностических тестов и заданий с целью определения уровней изучения конкретного учебного материала ( базовый, коррекционный, повышенный и т.д.)
Б) составление общего плана работы ученика предусматривает установочно-консультативные занятия в школе (дома), модульные консультации.
В) проведение мотивационно-установочных занятий по привитию учащимся интереса к изучаемому предмету, раскрытие социально-прикладного и культурно-образовательного значения изучаемого материала, показ значимости знаний для самоопределения личности.
2. Технология восстановления опорных знаний и умений.
Опорные знания- это система представлений, знаний, умений лежащих в основе формирования новых знаний. Как показывают наблюдения для основной части учащихся ( дети с затруднениями в учебе, имеющие пробелы в знаниях и др.) необходимо перед изучением определенной темы организовать специальные консультации по восстановлению опорных знаний.
3. Технологии подготовки учащихся к самообразованию и самостоятельной работе.
Развитие умений самостоятельной работы учащихся- основная задача обучения в условиях определения учеником индивидуального маршрута, так как непосредственное взаимодействие с педагогом значительно ограничено по сравнению с традиционным обучением в массовой школе. В связи с этим делается основной упор на организацию самостоятельного изучения отдельных вопросов или тем учебного предмета. Это ставит проблему развития готовности учащихся к самообразованию и руководства этой деятельностью педагогом.
Можно выделить в этом плане несколько моделей подготовки учащихся к самостоятельной деятельности и ее руководству:
Первая модель- вводно-установочная, ставит перед учителем цель дать введение в тему, изложить наиболее сложные опорные представления и на этой основе путем постановки специальных заданий организовать углубление знаний.
Вторая модель- информационно-установочная, предполагает со стороны учителя изложение основных понятий изучаемой темы, показ способов применения знаний.
Третья модель- оперативно-деятельная, связана с решением различных по назначению учебных задач.
4.Современные образовательные технологии.
Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе используются современные образовательные и информационные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Это позволяет учителю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в разных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность.
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Например, использование ситуационной методики обучения ( case method). Метод конкретной ситуации способствует развитию таких квалификационных качеств как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать ситуацию.
Данный метод способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе, способствует преодолению робости и чрезмерной неуверенности.
В большинстве случаев " case" должен содержать:
*имена и должности героев
*дата и место, где происходит действие
*описание конкретной проблемы
*информация о стране и т.д.
Ситуация может создаваться путем демонстрации фотографий. картинок и другой зрительной наглядности, а так же ситуацию можно создавать словесно. Формулируется коммуникативная задача - получить информацию и дать ей оценку.
Разноуровневое обучение.
У учителя есть возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышая уровень мотивации учения.
Технология использования в обучении игровых методов.
Информационно-коммуникационные технологии - использование интегрированных уроков, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределить различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
В ГБОУ школы № 688 функционируют инклюзивные классы и классы охраны зрения начального уровня образования. Инклюзив-это попытка всем учащимся с ограниченными возможностями здоровья придать уверенности в собственных силах, мотивировать их к учебе, помогать в развитии их способностей.
Наши учащиеся имеют возможность успешно интегрироваться в социум благодаря целенаправленной воспитательной работе школы и современным учебным технологиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе
В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...
Особенности преподавания английского языка в начальной школе
Статья по теме: "Особенности преподавания английского языка в начальной школе "...
Статья. Тема: Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям
Статья. Тема: Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям...
Презентация по английскому языку на тему "Особенности преподавания английского языка"
Исследовательская деятельность это- специфическая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных по...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИ ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...
Использование дистанционных образовательных технологий при обучении различных категорий учащихся иностранному языку
Статья освещает работу учителя по обучению учащихся иностранному языку с использованием различных образовательных онлайн платформ....