Сетевое взаимодействие и повышение квалификации учителя в формате web 2.0
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога давно вышла за рамки кабинета. Учитель продолжает свое самообразование и совершенствование педагогического мастерства вне рабочего места. Интернет прочно вошел в жизнь каждого учителя, открыв бескрайние возможности в самообразовании и повышении квалификации. Найти коллег, поделиться опытом, узнать и научиться новым методикам и приемам можно в различных тематических сетевых педагогических сообществах (конкурсах, конференциях, образовательных проектах, вебинарах и т.д.).
Что мы подразумевается под Web 2.0?
Это особый принцип и метод построения, наполнения и работы с информацией, когда она не статична, а наполняют ее содержание сами участники информационного процесса, будь то обучение, обмен опытом, любой другой процесс. Благодаря возможностям, предоставленным WEB 2.0, повышается эффективность работы педагогов через коллективные формы взаимодействия по созданию образовательных ресурсов, подготовке к урокам/. Учитель берет на вооружение новые средства и получает больше мобильности в общении.
Есть чудесный курс на letopisi.ru (http://letopisi.ru/index.php/ Cетевые_сервисы_Веб_2.0._Учебный_курс), с названием «Сетевые сервисы Веб 2.0», который специально предназначен для педагогов. В рамках курса рассматриваются принципы организации учебных сетевых сообществ, способы организации коллективной деятельности учеников и многое другое.
********************************************************************
В недалеком прошлом учителя могли общаться, собираясь на совещания, круглые столы, то есть были личные встречи и личное взаимодействие. Сегодня добавлена не менее ценная возможность общения – это сетевое взаимодействие.
По поводу определения сетевого взаимодействия - доцент кафедры информатики МИОО Третьяк Татьяна Михайловна в своих многочисленных работах называет сетевым взаимодействием «способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов».
.
Мы будем говорить о сетевом взаимодействии в двух ракурсах.
1. это сетевые сервисы и технологии, с помощью которых можно реализовать плодотворную работу.
2. это многочисленные сетевые сообщества педагогов по разным или похожим тематикам.
********************************************************************
Презентацию своего опыта начну, пожалуй, с курсов повышения квалификации, которые можно пройти бесплатно дистанционно и получить свидетельство. Речь не пойдет о МИОО или 1 сентября, где общеизвестные дистанционные курсы.
********************************************************************
Я буду говорить не только от своего лица, но и от лица моей коллеги, с которой мы плодотворно сотрудничаем долгие годы.
Первый наш представитель - Интернет Университет информационных технологий.
Это виртуальное учреждение, которое проводит как курсы повышения квалификации, так и обучение по программам 2 высшего образования.
Авторами курсов являются профессорско-преподавательский состав профессорско-преподавательский состав очень большого числа российских вузов, среди которых МГУ, Новосибирский Государственный Университет, МФТИ, МГТУ, Московский институт стали и сплавов, Институт проблем передачи информации РАН, Института проблем информатики РАН, а также инженеры, эксперты по технологиям разработки программного обеспечения, сотрудники центра инноваций Microsoft, администраторы ИТ-академии. Список очень велик – проще посмотреть в разделе авторы курсов.
Мы проходим здесь обучение в первую очередь для самообразования.
Свидетельства о прохождении курсов в случае необходимости можно получить нескольких видов:
1)бесплатное
2) платное официальное удостоверение о повышении квалификации
(ИДО "ИНТУИТ") и платное государственного образца
Полезных курсов здесь множество. Плюс в том, что вы можете учиться в течение всего времени без ограничения срока обучения, а в любой момент заказать, в случае необходимости документ о прохождении курсов. Либо получить бесплатный.
********************************************************************
2. Следующий курс обучения – это сертифицированные курсы Microsoft.
Национальный фонд подготовки кадров и корпорация Microsoft приглашают педагогов Москвы и Московской области пройти дистанционное обучение в области применения ИКТ в учебном процессе.
Существует проект ЮНЕСКО по составлению, формулированию и утверждению структуры ИКТ-компетенций, которыми должен обладать современный педагог для преподавания в современной ИКТ-насыщенной среде. Для справки – можно скачать документ «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» или ознакомиться на сайте: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/, потому что книга довольна объемная.
На базе проекта ЮНЕСКО корпорацией Microsoft разработана Система непрерывной индивидуализированной профессиональной подготовки педагогов (СНИППП). СНИППП содержит следующие компоненты:
1) 40 входных вопросов, по результатам ответов на которые система назначает каждому пользователю обязательные и опциональные обучающие курсы для прохождения онлайн в удобном для педагога темпе (индивидуализированная траектория обучения).
2) 40 учебных модулей в рамках 6 курсов, включающих разные стороны деятельности педагога (оценивание, педагогические практики, организацию обучения в парах, группах, индивидуально, внеклассная работа, профессиональное развитие и т.д.). В конце каждого курса педагог проходит онлайн тестирование и в случае успешного прохождения (80% правильных ответов) получает электронный сертификат, содержащийся в персональном портфолио педагога в системе.
С сентября 2012 года педагоги, прошедшие обучение в СНИППП, могут пройти очное тестирование на получение международного сертификата Microsoft Certified Educator (Сертифицированный педагог Microsoft) в авторизованных центрах тестирования в Москве, например Учебный Центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана. Заявки (ФИО, адрес электронной почты и номер школы) можно присылать по адресу snippp@live.ru. После отправки заявки вам придет ответ с паролем для входа в систему. Регистрироваться самостоятельно не требуется.
********************************************************************
3. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
На сайте института есть свои курсы, это уже к совместному проекту с Microsoft отношения не имеет. Курсы очень интересны. По ним также можно получить сертификаты в случае необходимости.
********************************************************************
Следующее образовательное учреждение, где дистанционно проходят курсы – ОМУ, Открытый молодежный университет. Между ОМУ и Томским областным институтом повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО) действует зачетно-накопительная система, которая позволяет учителям накапливать в течение учебного года часы обучения по программам дистанционных мероприятий и получать документ о повышении квалификации государственного образца.
Но я хотела сделать акцент не на курсах. С марта 2012 года в рамках проекта НОУ «Открытый молодежный университет» по отработке применения дистанционных образовательных технологий и развития сетевого взаимодействия педагогического сообщества проводит дистанционную «Школу вебинаров». О вебинарах по плану нашего мастер-класса мы будем говорить позже. Но теме не менее на этом курсе слушатели:
- узнают о применении вебинаров в образовательном учреждении;
- сравнят различные площадки для организации и ведения вебинаров;
- получат навыки самостоятельной организации вебинаров;
- узнают об особенностях подготовки демонстрационных материалов для проведения вебинара;
- самостоятельно проведут мини-вебинар по самостоятельно выбранной теме;
- поделятся опытом организации дистанционного обучения.
********************************************************************
Следующий уголок нашей творческой лаборатории – это летние школы и «всеобучи».
На всякий случай скажу несколько слов об известной летней школе. Она проводится традиционно в августе. Тематика последней школы была такова: Сетевое общество, Программные средства поддержки ведения урока в компьютерном классе, Использование системы Flash. Эта летняя школа общеизвестная, а я хочу рассказать подробно о другом сетевом проекте, причем в этот раз он будет интересен не только нам, учителям, но и нашим ученикам.
********************************************************************
Речь пойдет об учебном центре «Снейл». Мы уже понимаем, что география интернета бескрайна, но для справки, географически учреждение расположено в Омске. В 2012 году образовательное учреждение "Центр дополнительного образования "Снейл" получило бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности по уникальным образовательным программам Центра.
Среди всех направлений деятельности центра есть одно для нас, учителей - это Фестиваль педагогического мастерства "Дистанционная волна". В рамках фестиваля проходит деятельностное обучение педагогов, которое знакомит с новыми теориями и подходами в образовании, помогает освоить новые технологии и пополнить свое Портфолио.
Всеобуч можно назвать школой (летней, зимней, осенний, весенней). Мы проходили в августе этого года обучение по курсу «Как спроектировать и провести дистанционный проект». Обучение было достаточно активное. Разбито на несколько модулей. Материал к модулю выдавался. Можно было задать вопрос педагогу. После каждого модуля нужно было выполнить сложное творческое задание и проанализировать его. В течение двух дней преподаватель оценивал задании и высылал рецензию и оценки. Всегда указывали недостатки, если они наблюдались, и хвалили, если задание было выполнено отлично. То есть даже письмом эмоциональный контакт с преподавателем курса поддерживался.
После окончания «Всеобуча» был выслан сертификат. И диплом.
********************************************************************
На сайте «Дистанционная волна» вы заметили не только графу всеобуч.
Вот теперь речь пойдет о вебинарах.
Что такое Вебинар? Термин "webinar" происходит от слияния двух английских слов -web и seminar (оба вряд ли нуждаются в переводе). Говоря проще, вебинар - учебное мероприятие, проводимое с использованием web-технологий. Вебинар - технология интерактивная. Слушатели вебинара не просто внимают тому, что говорит и показывает докладчик, но и могут задавать ему вопросы устно или письменно непосредственно по ходу дела, как если бы они физически присутствовали в помещении, где проводится мероприятие. Докладчик также "видит" всех участников и может обратиться с вопросом ко всем сразу или к любому из них. Кстати, сам термин вошел в обиход довольно давно вебинар - в 1998 году!
Как принять участие в Вебинаре на сайте «Дистанционная волна»? Понадобится: компьютер, устойчивый выход в Интернет, наушники или колонки. Обычно от участника вебинара не требуется ничего устанавливать на своем компьютере - достаточно просто щелкнуть по ссылке, предоставленной организатором вебинара, и приложение запустится в Интернет-браузере. Учебный центр снейл использует платформу Comdi для проведения вебинаров. Если вы не пробовали этот сервис, то могу сказать, что первые 2 недели можно будет пользоваться им бесплатно.
Каждый выбирает ту платформу, которая больше ему подходит. Кстати МИОО использует эту платформу в феврале 2012 года МИОО и компания Аскон проводили вебинар на тему изучения программы Компас 3D. Мы с коллегой принимали участие в нем.
Другая платная платформа, которую используют многие учебные центры – Mirapolis. Как раз про эту платформу я имела ввиду, когда рассказывала о школе вебинаров в Томске.
Если вы планируете использовать в своей работе технологию вебинаров, то я бы рекомендовала начать изучение вебинаров с простого и бесплатного сервиса onwebinar.ru. Это бесплатный, безлимитный сервис вебинаров, сервис онлайн конференций и видеотрансляций. Для работы имеется все необходимое: трансляция видео, общий и персональный чат, совместные ресурсы (доска рисования, презентации, показ рабочего стола, файлы и ссылки), проведение опросов и видеоконференций. Эти возможности могут быть доступны прямо на вашем личном учительском сайте (достаточно добавить ссылку с кодом виджета).
********************************************************************
3. Следующий раздел нашей теоретической части – это Педагогические сетевые сообщества. Среди известных – это клуб 1 сентября, Pedsovet.org, Open Class, Ассоциация учителей и преподавателей информатики (на последнем съезде учителей информатике была возможность стать участником сообщества, что мы и сделали). Мы состоим также в сообществе Pedsovet.su и Интерника (Томск). Причем, в Интернике есть возможность стать участником более узкого объединения педагогов по различной тематике.
Что же такое педагогическое сообщество?
Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Эти сообщества не могут быть специально организованы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- обмен опытом учения-обучения;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы
Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет» показывает, что свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители конкурсов, учителя-методисты. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.
Реально, находясь в сетевом сообществе, мы имеем доступ к учебным ресурсам, разработкам уроков, мастер-классам. Узнаем о различных мероприятиях и принимаем в них участие. Так, благодаря тому, что являемся участниками вышеуказанных сообществ, мы принимаем участие в очных, заочных, дистанционных конференциях, выставках, семинарах. И чем больше мы участвуем в различных мероприятиях, тем больше получаем бонусов (бесплатность или скидки на обучение, публикации или получение сертификатов, гарантированное участие в конкурсах и т.д.). За последние 3 года у нас в общей сложности 4 публикации, в том числе в зарубежных изданиях, мы регулярно участвуем в конкурсах педагогического мастерства и всегда по собственному желанию и регулярно повышаем свою квалификацию.
Ссылки на педагогические сообщества:
- Открытый класс; (Активно развивающееся федеральное сообщество, предоставляющее членам сообщества полноценный набор инструментов для реализации творческого потенциала и решения профессиональных задач, посредством сетевого взаимодействия между членами сообщества.)
- СоцОбраз;
- Сообщество творческих учителей;
- Научная школа Хуторского;
- Интергуру;
- RusEdu;
- Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество
Спасибо за ваше внимание и интерес, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проводилова О.В. "Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителей".
В нашей школе ежегодно проходит методическая неделя, в рамках которой учителя делятся накопленным опытом с коллегами города.Я провела мастер - класс на тему: "Сетевые педагогические сообщества как фор...
«Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителя»
Выпускная работа при окончании курсов ФГОС...
Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителя.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании учителя.Благодаря сетевой поддержке перед сообществами открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и...
«Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителя»
Самообразование — основа роста учителя как специалиста. Если процесс образования: осуществляется добровольно, сознательно, плани...
КОНСПЕКТ Открытого урока по баскетболу для слушателей «Комплексного повышения квалификации учителей физической культуры» ПК ИРО Тема: «Взаимодействие игроков на площадке и штрафной бросок по кольцу»
КОНСПЕКТ Открытого урока по баскетболу для слушателей «Комплексного повышения квалификации учителей физической культуры» ПК ИРОТема: «Взаимодействие игроков на площадке и штрафной бросок по...
Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителя
сегодня от учителя требуется "готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА» С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ТРЕНЕР» (программа повышения квалификации учителей физической культуры)
Рабочая программа дополнительного профессионального образования «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА» С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ТРЕНЕР»...