Методическая статья "Почва,на которой возможен рост..."
статья (10 класс) на тему
Урок литературы в школе – это не урок литературоведения. И задача его вызвать у ребят любовь к чтению и умение читать не глазами, а сердцем. Не литературу в литературе видеть, а жизнь. Ту самую жизнь, которой он живет не тогда, когда сидит на уроках, а когда он в ней участвует
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая статья "Почва,на которой возможен рост.." | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая статья
«Почва, на которой возможен рост…»
Среди всех извечных напластований мертвой материи человеческое раздумье - чудо.
Антуан де Сент- Экзюпери.
Я в третьем классе. Иду с подружками из школы домой, дорога длинная, и мы решили укоротить ее леском. Вот и сегодня так. Но сегодня в леске мальчишки. И они бросаются камнями и гонят нас. Подружки убегают. А я слишком медленно соображаю, чтобы вовремя убежать. Конечно, можно и теперь, но…Что-то толкает меня к мальчишкам. Я подхожу к ним и доброжелательно говорю: «Мальчики! А почему тут нельзя проходить? Ведь лесок не ваш, а для всех. А если я вам мешаю, то могу обойти. Только тут ближе». И я спокойно иду дальше, и никто меня не трогает.
Ясно помню: у меня возникло такое радостное ощущение, уверенность в том, что если найти правильные слова и сказать их без зла, от души, то можно всем все объяснить. И все будут хорошими...
В старших классах пришла ко мне вера в книгу. Мне казалось: если все будут читать хорошие книги и по-настоящему их понимать, то плохих людей не будет совсем. Ну, разве может сделать что-нибудь злое и жестокое человек, которого растрогала доброта Пьера Безухова? Только в этом надо людям помогать. И я решила стать учителем литературы.
Только учить литературе нужно как-то по- особенному. И я начала думать над тем, как же сделать, чтобы книга, ее герои действительно трогали ученика, помогали ему стать лучше, понять что-то важное в жизни. Сегодня, я думаю, это и должно быть главной заботой учителя, главной его целью (иначе, зачем хорошие книги?).
Проблема воспитательного воздействия уроков литературы, отношения к ним учащихся, стоит достаточно остро. По-прежнему многие школьники не любят ни этих уроков, ни произведений, которые на них изучаются.
Что мешает нам сделать литературу любимым и внутренне необходимым для наших учеников? Может быть, потому, что поворот к жизненному изучению литературы школьные программы делают очень робко. А ведь великое произведение потому и великое, что проблемы, в нем поднятые, выходят далеко за рамки своего времени. Очень важно средствами своего предмета воспитать Человека, есть какие-то удачи, какие-то достижения, потому что нет в жизни ничего радостнее, чем помогать по мере сил тому, чтобы «все люди стали хорошими…»
Что же определяет успех урока? Прежде всего, жизненные цели. Я стремлюсь помочь ученикам увидеть в произведении то, что приложено к жизни каждого человека, а значит, и к их жизни. Помочь им открыть тайники человеческих чувств, окунуться в светлое, благородное мироощущение, донести нравственную суть. И эта цель, и это стремление пронизывает весь урок. И суть, конечно, не в прямых рассуждениях о чем-либо, а в стремлении учителя приблизить своих учеников к нравственным истинам. И если стремление это есть, оно будет определять каждое слово, каждый вопрос, диктовать тот, а не иной прием, ту, а не иную интонацию. И еще надо исходить из особенностей восприятия ребят и из него исходить, с ним считаться, на него опираться.
Урок литературы в школе – это не урок литературоведения. И задача его вызвать у ребят любовь к чтению и умение читать не глазами, а сердцем. Не литературу в литературе видеть, а жизнь. Ту самую жизнь, которой он живет не тогда, когда сидит на уроках, а когда он в ней участвует.
По-моему, главная задача уроков литературы – научить самостоятельно, мыслить и оценивать прочитанное, чтобы у ребенка сформировалась своя точка зрения. А как это сделать? Не секрет, что век информационно-коммуникативных технологий обнажилась проблема - нечтение. Особый разговор о пятых - седьмых классах. Есть немало ребят, равнодушных к книге, это дети, которым никогда ничего не читали в семье. Значит, если и мы, педагоги, не будем читать, почти наверняка лишим их на всю жизнь радости общения с книгой, любви к ней. А между тем в этом возрасте еще не поздно и даже и не сложно привить органический глубинный интерес к чтению – больше читать детям вслух. Читать лучше произведения русских и зарубежных писателей, интересные и доступные этому возрасту. В этих классах обычно стараюсь проводить как можно больше уроков внеклассного чтения. Читаем рассказы о животных К. Паустовского, Я, Скребицкого, В. Бианки, небольшие по объему философские сказки Андерсена («Соловей», «Лен», «Ребячья болтовня»), стихотворения в прозе И.Тургенева («Воробей» и другие) и многое другое.
Цель преподавания, с моей точки зрения, в том, чтобы дети поняли, что такое добро и зло, что такое милосердие. Пусть ребята рассуждают о нравственных проблемах, которые подняты в произведении. Прежде всего, учащиеся должны осознать, почему то или иное произведение далекого прошлого живет сейчас, почему волнует современного читателя. Он хочет найти в произведении проблемы, которые затрагивали бы и его сегодняшнюю жизнь. Итак, жизненность подхода к произведению, жизненность трактовки – прежде всего! Настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже, чем мы с вами. В хорошей книге герои – как живые люди. Вот откроем любую страницу романа «Война и мир», закроем имена героев – все сразу понимаешь: это мог сказать только князь Андрей, а это – Пьер… разве их спутаешь! И конечно, хорошая книга всегда открывает нам что-то такое в людях, в жизни, чего мы раньше не знали, о чем не задумывались. Это не обязательно какой-то прямой вывод, какое-то готовое нравоучение. Может быть, мы просто лучше, глубже поймем какие-либо человеческие чувства. И это очень важно… И надо так читать хорошие книги, чтобы кое-чему научиться….
В своей практике достаточно широко использую «проблемное обучение», а именно эвристическую беседу. Проблемное обучение – один из наиболее рациональных и эффективных путей повышения познавательного интереса учащихся. Оно направлено на развитие не только знаний, умений и навыков, но и на целенаправленное формирование творческих способностей.
Как в искусстве, у каждого урока – сверхзадача. В чем она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, как горизонталь с вертикалью, урок обретает свою учебную и нравственную емкость. Старюсь поставить вопрос так, чтобы подсказка исключалась. Например, по рассказу Чехова «Ионыч» даю вопрос: «Что случилось с доктором Старцевым и почему?» По роману «Преступление и наказание» вместо: «Как разоблачает Достоевский теорию Раскольникова?» - спрашиваю: «Как относится автор к теории Раскольникова?»
Важно, чтобы вопросы заставляли думать. Их можно ставить не только по произведению в целом или по какой-либо главе, но и по отдельному эпизоду и даже по отдельным строкам, важным для осмысления целого. Не боюсь ставить и такие, ответ на которые вряд ли может быть однозначным. Вот, скажем, пьеса «Гроза» - виноват ли Тихон в гибели Катерины? Мнения ребят расходятся… Виноват ли Тихон… Вопрос, в сущности, совсем не простой. Точнее, тут их два. Вопрос о субъективной вине очень сложен. Судить другого человека, исходя из собственных, а не из его возможностей, вряд ли правильно. Тихон несчастен, задавлен с ранних лет деспотизмом своей матери. Он принимает все как нечто данное раз и навсегда не зависящее от его воли. Возможность какого-то другого отношения к нему и в голову не приходит. Катерину он не понимает.
Объективно же Тихон виновен в гибели Катерины. Такие люди, как он, виноваты в существовании зла. Нельзя относиться к злу пассивно. И непременно нужно всегда иметь в виду нравственную истину: к самому себе человек должен быть требовательнее, чем к окружающим.
Самое пристальное внимание уделяю культуре дискуссии. В этом плане не только подростки, но- увы!- и все мы дурно воспитаны. Как часто спорящие не слышат, не понимают друг друга. Не воспитав умения осмысливать иную точку зрения, нельзя воспитать уважения к людям, самокритичность, терпимость. Кстати, дискуссионными вопросами не надо злоупотреблять. Истина нравственная, в отличии от научной, вовсе не всегда рождается в споре. Часто ставлю вопросы, стимулирующие пристальное внимание к тексту и вместе с тем требующие психологического осмысления ситуации.
Вопросы о художественных приемах, используемых автором, целесообразно рассматривать тогда, когда, как уже отмечалось, это способствует усилению эмоционального впечатления.
На уроках внеклассного чтения в восьмых классах я непременно читаю рассказ К.Паустовского «Телеграмма». В ряду других вопросов ставлю и такой: «Какой пейзажной деталью в начале рассказа писатель подчеркивает одиночество Катерины Петровны?» Ребята вспоминают одинокий подсолнух… Медленно перечитывают: «Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник около забора».И деталь, на которую не все ребята обратили бы внимание, заставляет острее почувствовать безысходность, одиночество старой женщины.
Обращаю внимание своих учеников и на те детали, которые лучше помогают понять психологическое состояние героя.
Сцена дуэли между Пьером Безуховым и Долоховым. Почему Толстой трижды повторяет, что Пьер сбился с дороги в снег? («…Пьер быстрыми шагами пошёл вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу»; «…сбившись с дороги в снег, Пьер оглянулся под ноги…»; «Пьер… пошел в лес, шагая целиком по снегу…»). Думая над этим вопросом, постигая состояние героя и мастерство писателя, подростки вместе с тем учатся понимать особенности поведения человека в определенной психологической ситуации.
Приступая к изучению творчества А.Чехова, обязательно читаю вслух рассказ «Тоска». Во-первых, он очень актуален для нас сейчас, когда мы со всей остротой сознали, как мало внимания уделяем воспитанию у молодежи чуткости, тонкости душевной, умения сопереживать. Во-вторых, в рассказе в этом, небольшом по объему, очень ярко выражены основные особенности чеховского письма: отсутствие острого сюжета, обыденность ситуаций, из которой вырисовывается грустная мысль автора о том, как плохо, неправильно живут и относятся друг другу люди; лаконизм, особое внимание детали… Когда после чтения «Тоски» о рассказе, спрашиваю: «Зачем в начале рассказа Чехов так подробно описывает позу извозчика?» «Чтобы показать состояние Ионы,- говорят дети.- Он весь ушел в свое горе, для него сейчас ничего не существует...».
Деталь! Она – и мысль, и эмоция, и творчество, рождающее не холодный кристалл отвлеченного, умозрительного интеллектуализма, а теплый сплав простых человеческих исканий с электронными запросами века. По сути, воспринимая книгу через художественную деталь: малому- душу большого! Малому – и как элементу текста, и малому – как ученику, представителю людей. Лишь синтез того и другого дает нам сложное, непрерывное движение от книги к ученику, от ученика к книге и затем – в литературу, где учитель выступает не виртуозным репетитором своего предмета, а инициатором сложного интеллектуального процесса, способного продолжаться всю жизнь.
« Две радости – познание и общение, соединенные художественной деталью, рождают третью – творчество. Совет всем искать «щепки», а найдя – заострить творческим приемом, укрупнить ярким вопросом. Способ введения ученика в структуру художественного текста через деталь – прием – вопрос универсален и может быть использован всеми.» - советует известный педагог Ильин Е.И.
Метод беседы требует от учителя не только тщательного продумывания вопросов, но еще терпения и выдержки. Думаю, каждому учителю знакомо состояние, когда так и подмывает перебить ученика и сказать самому – ни в коем случае делать это не стоит. Если не научить ученика собственной работе мысли, не будет и убеждений. Если мы не даем ученикам дойти до чего-то самим, не даем высказаться - пропадает интерес к предмету. В планах уроков иногда делаю себе пометки красным карандашом: «Дать высказаться ребятам!», «Не перебивать!», «Помолчать!». Это не так просто для учителя – научиться иногда молчать. Всегда стараюсь поддержать слабого и застенчивого ученика, который решил, наконец, высказаться. Радуюсь даже самой маленькой его удаче. К процессу- «думанья»- надо относиться подчеркнуто уважительно и бережно.
Немаловажный вопрос об отметках на уроке-беседе. Почему-то до сих пор многие учителя исходят из того, что оценки заслуживает лишь развернутый ответ. Однако ничуть не менее важна интересная мысль, высказанная учеником, правильное объяснение факта, поступка героя, психологической ситуации. Почему не поставить, например, мальчику, который сумел самостоятельно объяснить причину недоброжелательного отношения Онегина к помещикам, хорошую оценку?
Еще один современный прием – полилог. В начале небольшой экскурс в мир слов, их значений. И поможет нам в этом французский язык, в котором есть два слова – это eleve (элэве) и elev (элэв). Первое значение «подниматься». Второе – «ученик». Не правда ли , как значимо! Ученик – это тот, кто постоянно, шаг за шагом, день за днем, год за годом поднимается по лесенке знаний, образования, культуры. И немаловажное значение в этом восхождении принадлежит полилогу. Что за чудодейственное средство, которое помогает ученику «подниматься», а точнее – развиваться. Главное в методике полилога , в навыке владения им – в споре с другими рождается развитие ученического мышления, не втиснутого в прокрустово ложе нашего обычного урока: объяснение нового – закрепление. Человек учиться жить в условиях множественных культур, множественности мнений, уважая их. М.М.Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического (мы: полилогического)»общения. Вот «родить» эту истину, вернее, эти истины и помогает полилог. Уроки литературы, естественно, дают благодатный материал для этого. В последние годы, как отмечает С.Соловейчик в своей статье в «Учительской газете»(1986,23 сентября),на уроках литературы звучат вопросы, «на которые не знает ответа ни автор, ни учитель, никто».Например: объект внимания полилог, включенный в урок на тему совести в русской литературе. Для этого можно использовать произведения А.Твардовского «Никакой моей вины», А.С.Пушкина «Воспоминание», Ф.Тютчева «Бессоница», «Смерть Ивана Ильича»Л.Толстого, «Случай из практики» А.Чехова, А.Блока «Я помню длительные муки»,А. Ахматовой «Я всю ночь веду переговоры с неукротимой совестью моей», С.Есенин «Черный человек», роман Б.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Очень важно, чтобы художественное произведение дошло до сердца, помогло жить и становиться лучше.
Хочу поделиться «кухней» своей подготовки к урокам.
Этап первый. Задолго до изучения произведения стараюсь понять, чем волнует оно сейчас, в наши дни. Если нахожу ответ в специальной литературе – прекрасно! Если нет (увы, это чаще!)- прислушиваюсь к себе. Конечно, восприятие художественного произведения индивидуально. Когда ответ на главный вопрос найден, определяю общую главную цель изучения произведения в целом. Скажем, роман «Преступление и наказание». Зачем я иду с ним к ребятам? Чего я хочу достичь? Хочу, чтобы поняли: точка зрения, что цель оправдывает средства, опасна для человечества и для отдельной личности.
В среднем звене – философская повесть- сказка «Маленький принц» Антуана де Сент - Экзюпери. Хочу, чтобы поняли, как важно не терять веру в себя в любом возрасте.
Этап второй. Это – непосредственно перед каждым уроком. Определяю цель именно этого урока: что дает он моим ученикам для познания жизни, людей, самих себя? Не успокаиваюсь, пока не отвечу себе на этот вопрос.
Этап третий. Думаю о том, какими методами и приемами приведу к желаемому результату. Какие отрывки прочту вслух? Какие поставлю вопросы? О чем скажу сама? А если этот вопрос окажется слишком сложным, подумаю, какими другими приемами подведу к нему.
С чего начать урок, чтобы он захватил сразу. И главное – постоянно взвешивать, быть начеку: не погасит, не ослабит ли этот прием прямое впечатление, чувство ребят? Не притупит ли интерес к работе. Особенно осторожно - с закреплением. Оно не всегда уместно в том виде, в каком существует при изучении других предметов. Но словесное повторение эмоциональных открытий может привести к обратному результату: чувства потускнеют, волшебный фонарик погаснет…
Урок «Любовная лирика Пушкина».
Читались стихи, и шел разговор о чувствах, которыми они проникнуты. От- звучала последняя строка. В классе проникновенная тишина. Уместно ли, например, такое: «Подведем итог. Какие же чувства вызывают у нас стихотворения Пушкина, посвященные теме любви?» А закрепить нужно! Весь вопрос – что. В данном случае – впечатление. Именно так: закрепить впечатление.
Чтобы ввести в «кухню» подготовки к уроку, расскажу, как готовила и провела
свой урок по этой теме. Вопрос о цели этого урока для меня ясен: хочу благородством пушкинских чувств заразить ребят, пробудить в них стремление к чувствам высоким, человечным, лишенным всего эгоистического и мелочного. И, конечно, понимать, что такое настоящая поэзия. И она, эта цель, будет определять в моем уроке все.
Какие же взять стихотворения? «Я вас любил», «На холмах Грузии» - это само собой. Но нужно обязательно включить «Что в имени тебе моем?» - оно в том же эмоциональном ключе…
С чего же начать урок? Ведь начало – это так важно! От него зависит, захотят ли слушать дальше. Пожалуй, лучше начать с «Я вас любил».
Итак, в начале урока в полной тишине прозвучит это стихотворение. Да так, чтобы «мурашки по коже»… Хорошо… Ну а потом? Ведь одного волшебства первого впечатления мало (хотя оно, конечно, главное). Чтобы по-настоящему проникнуться выраженным в стихотворении чувством, нужно его понять. Значит, потом, после чтения, найти осторожные, бережные слова какие-то, чтобы прояснить, не разрушая впечатления. Ищу эти слова…
Потом « На холмах Грузии». А «Что в имени тебе моем?» просто пересказать придется, а то вовсе не поймут. Хорошо, сначала поясню. Потом напомню о няне, скажу несколько слов о посвященных ей стихотворениях и прочту «Няне» и «Зимний вечер».
Ну теперь вроде все…Но что-то мешает мне, беспокоит. И вдруг - проясняется: мои ученические воспоминания! Нам столько раз повторяли, что поэзия прекрасна, а мы не понимали, почему и не верили. Как сделать так ,чтобы мои ребята поверили мне? Взять бы такое стихотворение, чтобы нравилось, но за душу так не брало. И вдруг меня осеняет: да из самого же Пушкина! Из более раннего только. «Ночной зефир», например. И пусть ребята сравнивают сами, пусть думают. А под конец можно, чтобы усилить впечатление, прочесть слова Белинского. Но именно в заключении, чтобы не на веру они были приняты, эти слова, а упали на живое впечатление. Теперь продумать закрепление, впечатление в душе закрепить. А что если спросить, кому какое больше всего понравилось? Ведь чтобы ответить на этот вопрос, придется вспомнить услышанное, освежить в душе свои собственные эмоции.
А что на дом? Дам два варианта на выбор:
1. Выучить наизусть одно из стихотворений, с которыми сегодня познакомились (то, которое больше нравится).
2. Найти самостоятельно другие стихотворения Пушкина о любви и подготовить выразительное чтение того из них, которое больше нравится.
В конце учебного года, в целях самопроверки, дала ребятам анкету с двумя вопросами: «Какие уроки литературы понравились больше всего», «Какие совсем не понравились». Среди наиболее понравившихся уроков почти все назвали урок «Любовная лирика Пушкина». Это так просто – «заразить» Пушкиным! Если только идешь от жизни. Конечно, не только Пушкиным. Всей нашей замечательной литературой. А когда, бывает, из-за неудач нахлынут на меня сомнения, вспоминаю стихотворение Леонида Мартынова «Скоморох». Об артисте, поэте, вообще о человеке, призвание которого – будить лучшие чувства во всех людях, даже в тех, которые не понимают и не принимают «высокого искусства». Но –
…употреби высокое искусство
Будить и в них их дремлющие чувства.
И если у тебя они найдутся,
То и у них, конечно же, проснутся!
Очень близки мне по духу слова любимого автора Антуана де Сент- Экзюпери, который считает, что в человеке «надлежит постоянно поддерживать… все, что возвышенно в нем и велико» («Цитадель»). «Совершенство, - продолжает автор, - всегда недосягаемо. У него одно лишь значение – значенье звезды, ведущей тебя вперед. Совершенство – одно направление, это стремление к цели». На этом пути будут ошибки и противоречия, и преодолевая их, по словам Сент-Экзюпери, - «единственно плодородная почва, на которой возможен рост».
В заключение хочу привести слова из школьной анкеты: «Хочется, чтобы урок литературы перестал быть уроком, а стал откровением». Больше ничего не написано на этом листке. Ученик не знает, как это сделать. Думать над этим – нам, учителям. Стремиться к этому. Чтобы каждый наш урок «стал откровением».
Литература.
- Ильин Е.Н. «Путь к ученику». Москва. Просвещение.1988.
- «Современный урок». Предметно- содержательный журнал//№8/2008(32).
- Кленицкая И.Я. «Когда слова диктует чувство…».Москва. «Просвещение».1991.
- Кульневич С,В, Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. ТЦ «Учитель».2001.
Конкурс «Учитель года»
Управление образования Кудымкарского района
МОУ «Верх-Иньвенская средняя общеобразовательная школа»
« Почва, на которой возможен рост…»
Автор: Ермакова Марина Леонидовна
учитель русского языка и литературы
Верх-Иньва. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы методической работы как условие профессионального роста педагога
Методическая работа в школе будет успешна, если все педагоги школы заинтересованы в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больш...
Школьный методический семинар как средство профессионального роста учителя. Целеполагание
Материал для методистов и заместителей по методической работе в ОУ. Представлен практический материал для работы с педагогами по теме: "Целеполагание"...
Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов
В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимн...
Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов
В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимн...
Методические материалы по диагностике (личностный рост).
Методические материалы по диагностике результативности программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников МБОУ «СОКШ №4»....
Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя
В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.Ключевые слова: школьное методическое объединение, профессиональное развитие, уч...
3.2 Методические материалы по диагностике (личностный рост)
Методические материалы по диагностике результативности программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников МБОУ "СОКШ № 4"...